Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице после Литургии в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице после Литургии в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре
Версия для печати
22 октября 2023 г. 16:00

22 октября 2023 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения!

Сегодня евангельское чтение было посвящено воскрешению сына наинской вдовы (Лк. 7:11-16). Это хорошо известное повествование о том, как Господь на пути столкнулся с погребальной процессией. Умерший был единственным сыном вдовы, и Господь, сжалившись над матерью и над всеми теми, кто глубоко ей сострадал, воскрешает юношу.

Воскрешение мертвеца — это событие совершенно невероятное. Когда нечто подобное происходит в наше время, ученые утверждают, что никакой смерти не было, а был летаргический сон, глубокий обморок или еще что-то. Но ведь в Наине имела место реальная смерть, и человек оставался мертвым настолько долго, что уже не оставалось никакой возможности для того, чтобы вновь заработали внутренние органы, обновились клетки, восстановился мозг. Однако Господь действительно возвращает умершего к жизни. Он вновь организует человеческое естество, так что оно становится жизнеспособным. То есть произошло величайшее чудо, и, конечно, оно не могло не поразить тех, кто его видел. Многие уверовали, но были, наверное, и такие, которые пожимали плечами и говорили, что произошло нечто непонятное, что он, может, вовсе и не был мертвый, и находили для себя множество объяснений — просто чтобы отказаться от принятия того, что совершенное было действием Божественной силы.

Но ведь нечто подобное происходит и сейчас. А если кто-то скажет, что в настоящее время чудес не бывает, так ведь, наверное, каждый священник в своей жизни, на исповеди или в беседе с верующими, слышал о необычайных событиях в их жизни, которые можно назвать чудом. И мне приходилось встречаться с такими людьми, и я храню в памяти эти рассказы, причем не было никакого сомнения в том, что человек разумный, трезвый, образованный, лишенный какого бы то ни было сверхмистического отношения к жизни, говорит сущую правду и с ним действительно произошло чудо, хотя, конечно, не столь явное, как с сыном наинской девы.

Что же означает возвращение к жизни человека, уже приговоренного к смерти? С таким событием и я когда-то столкнулся. Человек был списан врачами, его отправили умирать, а он ожил. Не хотел бы говорить о жизни своей семьи, но нечто подобное произошло с моим отцом во время Ленинградской блокады. Он дошел до состояния полного истощения, продолжая оставаться в строю, — он был инженером и руководил строительством укреплений вокруг Ленинграда. Но голод был страшный, и отец упал на улице, потеряв сознание. Его привезли в больницу, и врач, проходя мимо, посмотрел и сказал: «Отправьте в морг». Действительно, так и делали с теми, кого подбирали на улице, и отец лежал в морге, покрытый полотном. Случайно проходила сестричка, приоткрыла его лицо и заметила, что у отца расширился зрачок. И она поняла, что отец жив. А в то время дисциплина была строгая, и врач мог быть наказан, тем более что речь шла об инженере, который руководил строительством укреплений вокруг Ленинграда. И отца стали усиленно кормить, чтобы вывести из тяжелого состояния, и он встал на ноги и остался жив. А в 1947 году, уже после окончания войны, стал священником. Это история из жизни, и для меня нет ничего удивительного в том, что сегодня мы слышали в повествовании о воскрешении сына наинской вдовы.

Господь силой Своей совершает чудеса. Может, не такие радикальные, как в случае с наинской вдовой, но они происходят в нашей жизни. Другое дело, что мы, как я часто говорю, по неведению, забвению или окамененному нечувствию неспособны это серьезно воспринять. Мы непременно начинаем что-то объяснять себе таким образом, чтобы исключить прямое вмешательство Бога в нашу жизнь. Но если не будем какими-то псевдоаргументами объяснять особые события в нашей жизни, то увидим, что рука Божия присутствует на каждом из нас. Только надо повнимательнее смотреть, не пытаясь объяснять естественными обстоятельствами нечто для нас непонятное, что с нами произошло. И тогда, может быть, и увидим руку Божию — то, что и со мной, недостойным, или со мной, недостойной, Господь по милости своей совершил чудо.

Господь присутствует в жизни каждого, но в жизни одного — более радикально, более зримо, а в жизни другого — легким прикосновением. От чего это зависит? А это зависит от самого человека, от того, как он относится к Богу. Если человек верит в Бога, если он призывает Его имя, если он способен отличать Его действия, Его присутствие в своей жизни, то Господь совершает деяния, которые еще более укрепляют веру. Но если человек объясняет нечто удивительное в своей жизни стечением обстоятельств, какой-то внешней силой, не задумываясь о том, что за всем за этим — Господь, то Господь не будет врываться в его жизнь и привлекать его к вере. Потому что вера — дело добровольное, Бог никого силой к Себе не привлекает. Это не значит, что Господь не обращает на нас Свою силу, но Он обращает ее только в ответ на нашу веру и на нашу молитву. А если мы верим в Господа, если мы обращаемся к Нему, то Он слышит нашу молитву, и, думаю, многие из зде стоящих сегодня скажут: «Точно так и было когда-то в моей жизни».

То, о чем мы сегодня говорим, ученые и богословы называют религиозным опытом, то есть реальным опытом соприкосновения с иным миром, с иным бытием, с Господом, с Его благодатью, с Его силой. Но для того чтобы эти удивительные события в нашей жизни мы идентифицировали именно так, а не иначе, чтобы они помогали нам укрепляться в вере, мы должны эту веру иметь. Потому что, как сказано в Слове Божием, в злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повинном греху (Прем. 1:4). Душа не должна быть злохудожной, и грех не должен господствовать в нас, — вот тогда нам и будет открыто присутствие Господа Спасителя, Промыслителя и любящего Отца в нашей жизни.

И да поможет всем нам сегодняшнее евангельское чтение в том, чтобы не только воскрешение мертвецов в прошлом или рассказы о невероятных событиях в нынешнее время укрепляли нашу веру, но и наш собственный духовный опыт соприкосновения со Спасителем, через который мы слышим ответ на нашу молитву, а значит, опознаем в нашей жизни Божественное присутствие. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска