Великое освящение Покровского храма Московской духовной академии в 1955 году (к 70-летию со дня освящения)

В 2025 году исполнилось 70 лет со дня освящения академического Покровского храма Московской духовной академии. В статье описаны мероприятия, предшествующие этому событию, и само великое освящение храма, совершенное 21 мая 1955 года Святейшим Патриархом Алексием I. Возрождение Покровского храма стало главной заботой Патриарха, который после возвращения духовных школ в Троице-Сергиеву лавру непрестанно заботился о благополучии alma mater. Усилиями Патриархии из бывших помещений храма был выдворен Загорский городской дом культуры и начались масштабные мероприятия по воссозданию Покровского храма академии. На основании архивных данных в статье освещается процесс передачи здания академии, формирования двух комитетов по восстановлению, проведения масштабных ремонтных работ и решения проблем, возникших при воссоздании храма. Особое внимание уделяется торжественному чину освящения храма, совершенному Патриархом Алексием I. В статье использованы ценные неопубликованные дневниковые записи и воспоминания очевидца тех событий, многолетнего преподавателя академии и секретаря Совета протоиерея Алексия Остапова.
Покровский Академический храм Московской духовной академии был утерян ею с закрытием самой академии в 1919 г. Помещения храма пережили несколько этапов использования различными организациями, и ко времени возвращения в 1948 г. духовной школы в стены обители преподобного Сергия храм пребывал в запустении. Последним его пользователем был городской театр с кинотеатром[1]. Академия была вынуждена совершать Литургии в действующих храмах Лавры, а другие богослужения — в Елизаветинском зале Царских чертогов, выполнявшим также роль актового зала.
Главный инициатор возвращения Московских духовных школ в Лавру, Святейший Патриарх Алексий, стал и возродителем храма[2]. 1954/55 учебный год явился переломным в этом отношении. В октябре 1954 г. в присутствии академической администрации и городских властей был составлен акт о передаче помещений Загорского дома культуры, как именовался тогда бывший храм, духовным школам[3]. Формальной причиной этому послужило возведение в городе Дворца культуры, строительство которого началось еще в 1948 г. по проекту архитектора Николая Александровича Митлина, а открытие состоялось 5 ноября 1954 г.[4] После подписания акта передачи помещений началась интенсивная подготовка к воссозданию храма, который требовал капитального ремонта. Для его восстановления было образовано два комитета: один по строительству, другой по устройству храма. Первый возглавил личный секретарь Патриарха Даниил Андреевич Остапов. В состав также вошли ректор протоиерей Константин Ружицкий, инспектор Н.П. Доктусов, секретарь Совета академии доцент Н.И. Муравьев, эконом Б.Е. Федотов, бухгалтер И.Я. Туманов, инженер П.И Булычев, а также двое учащихся духовных школ А. Кохно и А. Шнуровозов. Второй комитет возглавил наместник Лавры, будущий Патриарх, архимандрит Пимен (Извеков). В состав этого комитета вошли доцент архимандрит Сергий (Голубцов), помощник инспектора доцент иеромонах Филарет (Денисенко), преподаватель доцент священник Константин Нечаев, библиотекарь иеромонах Афанасий (Кудюк), а также студенты А. Остапов и А. Кравченко[5].
Первое упоминание о передаче помещений Дома культуры академии под Покровский храм встречается в дневнике протоиерея Алексия Остапова от 24 декабря 1954 г.: «У нас большая радость — Академии передают помещение бывшей Академической церкви, где был клуб. Теперь очищают это помещение и на днях мы будем там хозяевами. Это большой праздник на нашей улице»[6].
Официальной датой начала восстановительных работ стало 30 декабря 1954 г. В этот день инспектор академии Николай Петрович Доктусов обратился к учащимся с предложением о добровольном участии в работе на время рождественских каникул. Десять человек изъявили желание и сразу же включились в работу[7]. Ввиду нахождения ректора академии в отпуске архимандрит Пимен (Извеков) по благословению Патриарха совершил молебен в помещении будущего храма в 11 часов 21 января. На молебне присутствовали члены строительного комитета, некоторые преподаватели, учащиеся и рабочие. Наместник обратился к собравшимся с призывом вознести молитвы о ниспослании помощи тем, кто занимается реставрацией храма[8].
Предстояло разобрать сцену клуба, театральные балконы и кинобудку, пристроенную к сгоревшей алтарной части храма, вскрыть и полностью восстановить заложенный купол, заделать пробоины в стенах и оштукатурить все помещения. Необходимо было также восстановить десять окон с восточной и южной сторон храма. Учитывая указание Святейшего Патриарха о том, что работы должны носить фундаментальный характер и должны окончиться ко дню Святой Пасхи, роспись стен и сводов храма решили отложить до более подходящего времени. Посетив впервые помещения храма 8 января 1955 г., Алексей Остапов написал: «После чая ходили в помещение бывшей Академической нашей церкви, где был театр, а теперь начинается восстановление. Я впервые посетил этот замечательный некогда храм, изгаженный, запущенный, превращенный в театр. Ужас, что за вид. Мусор, грязь, хлам <…> Бог да поможет скорее восстановить храм в нашей родной Академии»[9]. В восстановлении храма принимали участие добровольцы из числа учащихся[10]. Основные работы были сосредоточены на устройстве пола, оконных проемов и рам, дверей, потолка, установке иконостаса, устройстве хоров и т. д. Завершить работы ко дню Святой Пасхи не получилось. Они закончились к середине мая[11].
Процесс воссоздания храма порождал много проблем, одной из них было отсутствие иконостаса. Здесь на помощь пришел сам Святейший Патриарх Алексий и его ближайшие помощники. Благодаря усилиям Патриархии в храм был передан иконостас XVII в. из разрушенного еще в 1935 г. московского храма прп. Харитония в Огородниках, хранившийся в музее в Донском монастыре. В конце марта — начале апреля его собрали на новом месте. В мастерских Московской Патриархии было изготовлено металлическое облачение для престола. Привезены иконы, утварь, облачения. Местную икону Покрова Божией Матери XVI в. подарил протопресвитер Николай Колчицкий. По замечанию протоиерея Алексия Остапова «… кто-то принес спасенную икону Богоматери из старого храма»[12].
Восстановление храма продвигалось быстро. Патриарх воспринимал академический храм как необходимое, ничем не заменимое в воспитательно-практических целях училище благочестия[13]. Комиссия по восстановлению храма обратилась к настоятелям московских церквей с воззванием о передаче для открывающегося академического храма лишних богослужебных книг, предметов церковной утвари, мебели и т. д. На призыв откликнулись многие настоятели, и вскоре в распоряжение академии стало поступать все необходимое для ризницы храма. Приемкой всех поступавших вещей для академического храма заведовал иеромонах Пимен (Хмелевский)[14].
16 мая состоялось совещание администрации академии, которое проводил ректор с участием благочинного, ризничего и регентов, для установления порядка освящения академического храма[15]. В пятницу, 20 мая, в 18 часов, накануне праздника святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в помещении академического храма (вне алтаря), в канун его освящения, состоялось торжественное всенощное бдение с освящением воды. Богослужение совершал ректор протоиерей Константин Ружицкий и академическое духовенство в количестве 37 человек. При пении Пасхального канона после всенощного бдения были освящены все нижние помещения под храмом. Следует отметить, что Патриарх впервые посетил восстановленный храм также 20 мая, накануне освящения, после традиционного присутствия на экзамене у выпускников духовных школ[16]. 21 мая, в субботу, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, освятили сам храм[17].
В 10 часов утра 21 мая 1955 г. Патриарх Алексий (Симанский) прибыл в академию, чтобы совершить освящение храма и первую по освящении Божественную литургию. Через несколько минут после его прибытия академическое духовенство, возглавляемое ректором протоиереем Константином Ружицким крестным ходом с пением пасхальных песнопений направилось к южным дверям Троицкого собора, где наместник Лавры архимандрит Пимен (Извеков), стоявший во главе лаврского духовенства, передал ректору академии частицу мощей святого первомученика архидиакона Стефана для положения в престол освящаемого храма. После этого крестный ход направился в академию вместе с лаврским духовенством и наместником Лавры, который нес на своих руках образ преподобного Сергия. В одном из прилегающих к храму помещений святые мощи встретил Патриарх в полном облачении. Крестный ход поднялся в храм, и начался чин освящения[18]. Очевидец этих событий многолетний преподаватель академии Марк Харитонович Трофимчук так описывает происходившее: «Мне кажется, это были самые торжественные минуты за все время пребывания нашего в духовных школах. И молящихся, и священнослужителей было очень много. Все учащие и учащиеся испытывали благодатные чувства и огромную радость. Как же иначе? Ведь совершилось чудо. Храм был мертв — и ожил, и совпало это с весенним временем, да еще и с пасхальными днями, когда вся природа оживает и вся земля радуется»[19].
Вслед за великим освящением была совершена Божественная литургия архиерейским чином, возглавляемая Предстоятелем Русской Церкви. Среди множества молящихся и гостей были благочинные московских храмов, настоятель Антиохийского подворья в Москве епископ Василий (Самаха), за несколько лет до этого окончивший Московскую духовную академию, и многие другие. На малом входе Патриарх наградил ряд священников из числа студентов камилавками и наперсными крестами. По окончании Литургии Святейший Патриарх произнес речь, отметив в ней усердие потрудившихся над восстановлением храма и общую радость по поводу его освящения[20]. Благословляя затем наставников академии, ее питомцев и народ, он вручил каждому на память об этом радостном дне образок преподобного Сергия[21]. Через некоторое время после Литургии в залах нижнего этажа была устроена трапеза, за которой присутствовали Святейший Патриарх Алексий и многочисленные гости. Среди них был инспектор Ленинградской духовной академии и семинарии профессор Л.Н. Парийский, который передал вновь открытому академическому храму образ святого благоверного князя Александра Невского. Во время трапезы Святейший Патриарх поблагодарил благочинных и настоятелей московских храмов за пожертвованные ими в новый храм иконы и церковную утварь и еще раз отметил труды тех, кто содействовал восстановлению храма[22].
С момента освящения Покровский академический храм стал, как принято говорить, главной богословской аудиторией, местом совместной молитвы академической семьи, средоточием богослужебной жизни, сердцем академии. Облик храма со времени воссоздания до сегодняшнего дня претерпел некоторые изменения, самые значительные из которых произошли вследствие пожара 1986 г.
***
[1] Холодкова Н.В. Из истории Царских чертогов Троице-Сергиевой лавры в советское время // Церковный историк. 2019. Т. 2. № 2. С. 47-70.
[2] Остапов А., прот. Об освящении Академического храма в мае 1955 года. Архив Московской духовной академии. Журнал № 6 заседания Совета Московской духовной академии и семинарии. Приложения. С. 23. (Машинопись).
[3] Трофимчук М.Х. Академия у Троицы: Воспоминания. Сергиев Посад, 2005. С. 166.
[4] Московской духовной академии 325 лет. Юбилейный сборник статей. Т. 1. Кн.1: История Московской духовной академии. 1685‑1995. М.: Московская духовная академия: Нео-Тек Про, 2010, С. 290.
[5] Матфей (Мормыль), иером., Марк (Лозинский), иерод. Покровский храм Московской духовной академии // Сборник статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троице-Сергиевой лавре. Труд профессорско-преподавательского состава Московской духовной академии и семинарии. Т. 1. С. 153.
[6] Остапов А., прот. Дневник, 1954-1955 гг. // Библиотека Московской духовной академии. (Машинопись). С. 123.
[7] Матфей (Мормыль), иером., Марк (Лозинский), иерод. Покровский храм Московской духовной академии. С. 154.
[8] Трофимчук М.Х. Академия у Троицы. С. 167.
[9] Остапов А., прот. Дневник 1954-1955. Библиотека Московской духовной академии. С. 128.
[10] Остапов А., прот. Об освящении Академического храма в мае 1955 года. С. 25.
[11] Марк (Лозинский), игум. Столетие храма Московской духовной академии // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 4. С. 19.
[12] Остапов А., прот. Об освящении Академического храма в мае 1955 года. С. 25.
[13] Селянин А. История Московской духовной академии в первое 20-летие ее возрождения (1944-1964 гг.). Сергиев Посад, 1994. (Кандидатская диссертация). С. 88.
[14] Матфей (Мормыль), иером., Марк (Лозинский), иерод. Покровский храм Московской духовной академии. С. 158.
[15] Трофимчук М.Х. Академия у Троицы. С. 168.
[16] См.: Остапов А., прот. Дневник 1954-1955. С. 176.
[17] Остапов А., прот. Об освящении Академического храма в мае 1955 года. С. 27.
[18] Матфей (Мормыль), иером., Марк (Лозинский), иерод. Покровский храм Московской духовной академии. С. 159.
[19] Трофимчук М.Х. Академия у Троицы. С. 168.
[20] См.: Слово Святейшего Патриарха Алексия в день освящения храма Покрова Божией Матери Московской духовной академии 21 мая 1955 год // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 7. С. 3-4.
[21] Васильев А. Радостное событие // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 8. С. 17.
[22] Остапов А., прот. Об освящении Академического храма в мае 1955 года. С. 28.
Источники
Васильев А. Радостное событие // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 8. С. 17-18.
Марк (Лозинский), игум. Столетие храма Московской духовной академии // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 4. С. 16-21.
Матфей (Мормыль), иером., Марк (Лозинский), иерод. Покровский храм Московской Духовной Академии // Сборник статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троице-Сергиевой лавре. Труд профессорско-преподавательского состава Московской духовной академии и семинарии. Т. 1.
Остапов А., прот. Дневник, 1954-1955 гг. // Библиотека Московской духовной академии. (Машинопись).
Остапов А., прот. Об освящении Академического храма в мае 1955 года // Архив Московской духовной академии. Журнал № 6 заседания Совета Московской духовной академии и семинарии. Приложение. С. 22-31. (Машинопись).
Слово Святейшего Патриарха Алексия в день освящения храма Покрова Божией Матери Московской Духовной Академии 21 мая 1955 год // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 7. С. 3-4.
Трофимчук М. Х. Академия у Троицы: Воспоминания. Сергиев Посад, 2005.
Литература
Московской духовной академии 325 лет. Юбилейный сборник статей. Т. 1. Кн.1: История Московской духовной академии. 1685‑1995. М.: Московская духовная академия: Нео-ТекПро, 2010.
Селянин А. История Московской духовной академии в первое 20-летие ее возрождения (1944-1964 гг.). Сергиев Посад, 1994. (Кандидатская диссертация).
Холодкова Н.В. Из истории Царских чертогов Троице-Сергиевой лавры в советское время // Церковный историк. 2019. Т. 2. № 2. С. 47-70.
Богослов.ru/Патриархия.ru