Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Святейший Патриарх Кирилл рассказал об этапах перехода духовного образования на болонскую систему

Версия для печати
2 февраля 2011 г. 11:50

Информируя архипастырей, собравшихся в Москве на Архиерейский Собор, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал, что в истекшем году Учебным комитетом была доработана модель духовного образования, предполагающая переход с двухуровневой на трехуровневую систему образования: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.

«Бакалавриат — это, по сути, наша старая четырехлетняя семинария, базовый уровень для подготовки священнослужителей, что является первоочередной задачей духовного образования. На этом уровне будут усиленно преподаваться предметы пастырской направленности. Для тех поступающих в семинарию, которые еще плохо разбираются в основах православного вероучения или в недостаточной мере владеют общеобразовательными навыками, вводится подготовительный курс, на котором будут преподаваться такие предметы, как катехизис, библейская история, русский язык и некоторые другие начальные знания, которые необходимы для успешного освоения семинарской программы», — разъяснил Святейший Патриарх Кирилл.

Предполагается, что кандидат в священнослужители со званием бакалавра будет, помимо предметов семинарского курса, более полно знакомиться с практическими сторонами приходской деятельности, такими как юридическое обеспечение жизни прихода, организация финансовой отчетности. Он научится решать специфические задачи, характерные для жизни современного прихода, получит практические навыки совершения уставного богослужения и произнесения проповеди. Эти знания будут приобретаться как во время четырех-(пяти-)летнего обучения, так и путем прохождения специального краткого курса подготовки к рукоположению. «Только пройдя через бакалавриат и упомянутый спецкурс человек может быть рукоположен в священники», — подчеркнул Его Святейшество.

«Для тех, кто способен и имеет желание заниматься научной деятельностью, преподавать богословские дисциплины, осуществлять специальное служение в епархиях или центральных церковных учреждениях, вводится уровень магистратуры, — продолжил Святейший Владыка. — На этом уровне студенты получают специальные знания и навыки, которые позволят им в будущем решать стоящие перед Церковью задачи повышенной сложности. Задача магистратуры — подготовка творчески мыслящих церковных тружеников и богословов».

Рассказывая о третьем уровне богословского образования — аспирантуре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что здесь самые способные выпускники магистратуры будут заниматься «полноценной научно-исследовательской деятельностью, результатами которой является написание кандидатских диссертаций, приравниваемых к званию доктора (Ph.D.) в мировой классификации».

«Задача аспирантуры — подготовка академической элиты. Безусловно, требования к диссертациям должны возрасти еще больше, и их написание должно перестать быть массовым явлением», — добавил Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Новая образовательная модель прошла обсуждение на ректорских совещаниях, в рамках Межсоборного присутствия, в ходе различных форумов и на интернет-площадках, таких как портал Богослов.ru. Представители Учебного комитета выезжали в духовные школы, выслушивая отзывы и пожелания со стороны преподавательских корпораций и студентов. Определенные элементы новой образовательной модели начали воплощаться в жизнь с текущего учебного года. Набор в некоторые семинарии осуществлялся уже на бакалаврскую программу, а в академии — на магистерскую. В ближайшее время необходимо будет ввести и третий уровень образования — аспирантуру, которая в обновленном виде уже реально функционирует пока только на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия», — сказал далее Святейший Патриарх Кирилл.

Святейший Владыка отметил, что переход на новую систему следует осуществлять постепенно: «Сначала это должны сделать наши духовные академии, затем – наиболее сильные семинарии, в которых наряду с бакалаврскими программами можно будет ввести и магистерские программы. Затем на бакалаврские программы должны перейти остальные семинарии. Духовные училища должны будут перейти на бакалаврскую программу в объеме двух лет обучения плюс подготовительный курс. Только те учебные заведения, которые перейдут на новую модель, будут признаваться в рамках системы духовного образования Русской Православной Церкви».

Информационная служба Архиерейского Собора

Материалы по теме

Рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета

Состоялось рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Судьбу Сретенской семинарии окончательно решит Синод [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл поручил разработать документацию для реализации сетевого взаимодействия между МДА и Сретенской духовной семинарией

Члены Священного Синода обсудили вопрос о сроках проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Члены Священного Синода обсудили сроки проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Поместные Православные Церкви участвуют в оказании помощи беженцам из Украины [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион рассказал, когда может быть определена дата Архиерейского Собора

Епископ Егорьевский Мефодий: Наука не противоречит таинствам веры [Интервью]

В селе Кравотынь Тверской области отметили 125-летие преставления известного церковного ученого В.В. Болотова

Высшее духовное образование в первой четверти XXI века. Протоиерей Максим Козлов об актуальных проблемах и задачах в деятельности высших духовных учебных заведений [Интервью]

В Пскове освящен памятник святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому

Другие новости

Состоялось очередное заседание коллегии Издательского Совета по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством встретился с участниками всероссийского форума «Казачий кадровый резерв»

Представители Церкви приняли участие в Международной летней школе «Болгарский диалог культур»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации возглавил работу XXI Съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии

Председатель Синодального отдела по тюремному служению в московском СИЗО-3 представил фильм телеканала «Спас» о вреде сквернословия

В Синодальном отделе по благотворительности прошел онлайн-семинар по организации добровольческого служения в зоне конфликта

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие во Всероссийском форуме «Казачий кадровый резерв»

Секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям встретился с послом Эфиопии в России

Круглый стол «Суть монашеского подвига в современном мире» прошел в Дивееве

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провел онлайн-совещание с представителями епархий Сибирского и Дальневосточного федеральных округов