Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Положение о деятельности индивидуальных наставников в духовной образовательной организации

Версия для печати
26 декабря 2013 г. 16:35

Документ принят Высшим Церковным Советом 22 ноября 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 25-26 декабря 2013 года (журнал № 141).

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности индивидуального наставника в духовной образовательной организации, осуществляющей обучение по программе бакалавриата.

1.2. Индивидуальный наставник (далее наставник) имеет такой же статус, что и преподаватель духовной образовательной организации. Труд наставника оплачивается согласно утверждённому штатному расписанию.

1.3. Наставник подчиняется ректору духовной образовательной организации, проректорам по учебной и воспитательной работе, а также старшему наставнику.

1.4. Ректор духовной образовательной организации избирает кандидатуру и назначает на должность старшего наставника. Старший наставник руководит индивидуальными наставниками и осуществляет контроль за их деятельностью. В семинариях с небольшой численностью обучающихся функции старшего наставника может осуществлять один из проректоров, согласно распоряжению ректора.

1.5. Старший наставник осуществляет набор кандидатов в наставники из числа преподавателей, сотрудников духовной образовательной организации, а также из числа наиболее подготовленных выпускников с последующим их утверждением ректором.

1.6. Для кандидата в наставники желательно иметь образование не ниже магистратуры и достаточный научный и педагогический опыт. Кандидатов в наставники утверждает ректор учебного заведения.

1.7. Наставники осуществляют работу с обучающимися первых трех курсов обучения.

2. Основные цели и задачи деятельности индивидуального наставника

2.1. Цель работы наставников — повысить уровень духовного воспитания и образования обучающихся, привить им опыт научной работы, способствуя развитию индивидуальных особенностей.

2.2. Работа с обучающимися ведется как индивидуально, так и в составе групп.

2.3. Состав групп определяет администрация исходя из количества обучающихся на курсе. Оптимальное количество обучающихся в группе — 7-10 человек. Состав группы может изменяться. Возможна работа одного наставника с двумя группами на разных курсах при указанном оптимальном числе обучающихся в группе.

2.4. Для достижения поставленной цели наставники:

1) помогают обучающимся адаптироваться к особенностям высшего образования в духовной образовательной организации;

2) прививают обучающимся навыки по правильной организации своего времени;

3) помогают обучающимся выявить и выстроить свой индивидуальный образовательный профиль;

4) прививают обучающимся начальные навыки владения следующими образовательными практиками:

  • написание текстов научного и публицистического характера;
  • чтение и анализ текстов;
  • ведение дискуссии;
  • аналитическая обработка информации.

3. Формы и режим работы индивидуального наставника

3.1. К основным формам работы индивидуального наставника относятся:

1) контроль самоподготовки;

2) индивидуальное консультирование, в том числе при написании письменных работ;

3) занятия с группой;

4) подготовка к занятиям;

5) организация досуга обучающихся (экскурсии, паломничества, туристические походы и прочее).

3.2. Формы работы определяются требованиями учебного процесса и инициативой самого наставника. От соотношения между этими формами зависит количество времени, затраченное на выполнение своих обязанностей.

3.3. Типовая раскладка затрат рабочего времени:

1) Контроль самоподготовки — 12 часов в месяц (3 часа в неделю);

2) Занятия с группой — 12 часов в месяц (2 раза в неделю по 1,5 часа);

3) Индивидуальное консультирование — 14 часов в месяц (30 мин. в неделю с каждым обучающимся при 7 обучающихся в группе);

4) Подготовка к занятиям — 14 часов в месяц;

5) Методологическая и административная работа -— 4 часа в месяц (совещание — 1 час в неделю);

6) Проверка письменных работ -— 7 часов в месяц (15 минут на работу, 1 час 45 мин в неделю при 7 обучающихся в группе);

7) Решение личных, административных и дисциплинарных вопросов обучающихся — до 4 часов в месяц.

В соответствии с вышеприведенной нагрузкой общие временные затраты наставника в месяц составляют около 67 часов (без учета организации и проведения мероприятий досуга).

3.4. Наставник должен воплощать методические разработки и рекомендации творчески, с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающихся.

3.5. Для повышения результативности наставнику необходимо учитывать и анализировать не только положительный опыт, но и допущенные свои и чужие ошибки. С этой целью еженедельно проводятся организационно-методологические совещания.

4. Документация и отчетность

4.1. В целях организации своей деятельности наставнику необходимо вести следующие документы:

1) план работы наставника (составляется на месяц, полугодие, год);

2) отчет о проделанной работе (составляется по итогам месяца и предоставляется старшему наставнику).

4.2. Старший наставник ведет табель учета рабочего времени наставников.

4.3. Старший наставник отчитывается о проделанной работе наставников дважды в год на заседаниях Ученого совета.

5. Специфика полномочий наставника

5.1. Наставник должен являть собой пример веры и христианской нравственности.

5.2. Деятельность наставника не предполагает использование наказаний. Основой его авторитета должны являться: профессионализм, личные человеческие качества и, самое главное, — внимательное отношение к обучающимся.

5.3. Отношения наставника с обучающимися должны строиться на принципах взаимного уважения, доверия и доброжелательности.

Материалы по теме

Высшее духовное образование в первой четверти XXI века. Протоиерей Максим Козлов об актуальных проблемах и задачах в деятельности высших духовных учебных заведений [Интервью]

Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской во Франции: нести веру в Христа в современном мире [Интервью]

По итогам онлайн-заседания Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих курсы ряда епархий и митрополий по базовой подготовке в области богословия получили аккредитацию

Выездная аккредитационная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетила Калужскую митрополию

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета

Заседание Высшего Церковного Совета 25 июня 2025 года

В ходе заседания Высшего Церковного Совета было заслушано экспертное мнение министра внутренней политики Калужской области О.А. Калугина

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Доклад председателя Синодального отдела по благотворительности о ключевых направлениях церковной социальной деятельности в 2019 году

ЖУРНАЛ заседания Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 25 декабря 2019 года

Церковная благотворительность: итоги 2018 года и планы на 2019 год

Социальное служение Церкви: общий обзор и статистика

Церковный стандарт курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих Русской Православной Церкви (от 28.12.2017)

Положение о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви (от 28.12.2017)

Устав Автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного образования «Центр духовно-нравственного воспитания» (от 27.12.2017)

Положение о Номинационной комиссии Учебного комитета Русской Православной Церкви (редакция от 24.12.15)

Положение об ученых званиях и штатных должностях в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви (от 24 декабря 2015 г., недействительно)

Учебный комитет. Документы по единому учебному плану