Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Пасха — возможность снова встретиться с Воскресшим Христом

Митрополит Волоколамский Иларион: Пасха — возможность снова встретиться с Воскресшим Христом
Версия для печати
5 мая 2021 г. 15:23

1 мая 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это время программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Свои вопросы мы задаем председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Владыка, здравствуйте!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Сегодня ночью во всех храмах Русской Православной Церкви пройдут Пасхальные службы. Состоится ли традиционная Патриаршая служба в Храме Христа Спасителя и будет ли она как-то отличаться от служб, которые были до пандемии?

Митрополит Иларион: Пасхальные службы никогда не отличаются одна от другой: та же служба, которая совершалась в прошлом году, совершается в этом году, будет совершаться в следующем году и до скончания века. Пока стоит мир, будет совершаться на земле Пасхальная служба.

Есть такой анекдот. Приходит человек и говорит: слушайте, а почему я как не приду в церковь, у вас все одно и то же, всегда: «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!» Это анекдот про человека, который ходит в церковь раз в год. Если бы он ходил в церковь, допустим, раз в неделю, то мог бы задаться вопросом: почему у вас в церкви все время «Господи, помилуй» и «Подай, Господи»? Потому что наше богослужение не меняется. Это не концерты, на которых все время меняется репертуар. Когда мы ходим в концертные залы, мы стараемся услышать что-нибудь новенькое: нового исполнителя, новую музыку или даже старую музыку, но в новой интерпретации.

В Церкви ничего не меняется, в ней все остается так же, как было в прошлые годы, и в этом тоже заключается ее ценность для многих людей. Но ценность Церкви не в том, что она дает какие-то эстетические удовольствия, а в том, что она соединяет человека с Богом. В этом смысле общение с Богом можно сравнить с общением человека с кем-то очень близким и дорогим. Если у вас есть такой близкий и дорогой человек, вам всегда хочется с ним общаться, вам всегда с ним приятно, вы не ждете, что он очень сильно изменится, станет другим человеком или что вместо него появится другой человек. Наоборот, вам хочется углублять ваше общение с этим человеком. Точно так же Пасха Христова, с одной стороны, тот же самый праздник, который приходил к нам много раз в предыдущие годы, точно то же самое богослужение, даже песнопения исполняются певчими одни и те же. С другой стороны, это возможность снова встретиться с Воскресшим Христом, осознать всю глубину христианства, почувствовать Христа среди нас.

В пасхальные дни мы очень часто перечитываем евангельские страницы, которые посвящены Воскресению Христову. Каждый евангелист (их было четыре) закончил свое Евангелие рассказом о Воскресении Христовом. Каждый из евангелистов по-своему рассказывает о том, насколько неожиданным, удивительным и даже в чем-то смущающим было это событие для ближайших учеников Христа. Например, апостол Матфей, автор первого Евангелия, говоря о том, как Христос явился ученикам в Галилее, не забывает упомянуть о том, что одни поклонились Ему, а другие усомнились. Другие евангелисты тоже не скрывают от читателя, что у учеников Христа были сомнения в том, что Он воскрес или в том, что это именно Он — Тот, Кто воскрес, и Тот, Кто им являлся. Я думаю, такие сомнения возникают и у современных людей, в том числе у верующих. Пасха каждый год приходит для того, чтобы развеять эти сомнения, чтобы мы вновь почувствовали, что Христос действительно воскрес. Вот почему в пасхальные дни православные верующие не устают отвечать многократно на слова священника: «Христос Воскресе!» словами: «Воистину Воскресе!», как будто и священник, и миряне хотят еще, еще и еще раз засвидетельствовать, что Христос воистину Воскрес.

Е. Грачева: В прошлом году Пасха в России, да и во многих странах мира проходила при закрытых дверях. В связи с этим Церковь активно освоила цифровое пространство. Даже в отдаленных деревнях, селах появились онлайн-трансляции служб из храмов. За этот год пандемии произошли какие-то положительные изменения? Стали ли в Церкви активнее осваивать цифровое пространство и, как следствие, привлекли дополнительную аудиторию?

Митрополит Иларион: Пандемия заставила нас мобилизовать свои человеческие и финансовые ресурсы, в том числе для того, чтобы предоставить нашим прихожанам возможность участвовать в богослужениях через средства удаленной связи. Мы всегда подчеркиваем, что это не одно и то же: прийти в храм и причаститься Святых Христовых Таин или же посмотреть трансляцию Литургии на компьютере или через телевизор. Тем не менее, если у человека нет никакой возможности прийти в храм по эпидемическим соображениям или по иным причинам, то лучше посмотреть трансляцию богослужения на компьютере или через телевизор, чем вообще не быть на богослужении в этот день. Я знаю очень многих людей, особенно пожилых, которые не имеют возможности прийти в храмы, но постоянно участвуют в наших трансляциях.

Чтобы ответить на Ваш вопрос о том, расширилась ли наша аудитория, я не могу дать какие-то цифры по всей Русской Православной Церкви, но могу дать цифры по тем приходам, которые я возглавляю. Обычно у нас в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке за воскресным богослужением на Литургии бывает до 500 человек — это может быть 300-350 человек, иногда чуть больше, иногда чуть меньше, но порядок примерно такой. Когда мы делаем прямую трансляцию Литургии, ее смотрят не менее пяти тысяч человек, а иногда десять или тридцать тысяч, то есть мы видим, что наша аудитория очень существенно расширяется, причем мы постоянно получаем сообщения от этих людей. Во-первых, они нам шлют в мессенджере имена, чтобы мы молились: прямо во время Литургии мы получаем эти имена, стараемся помянуть их за Литургией, за здравие и за упокой. Во-вторых, люди пишут записки, выражают благодарность. Мы узнаем, что богослужения, которые мы совершаем, смотрят в Австралии, в Америке, в Японии, в Украине, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Люди постоянно общаются с нами через средства удаленной связи. Думаю, что это очень важно и дорого в наше время, когда цифровые технологии для многих людей заменяют реальное общение.

При этом мы всегда подчеркиваем, что даже если вы не смогли прийти на одну или на несколько служб и посмотрели их в трансляции, все-таки обязательно найдите возможность прийти в храм, чтобы причаститься, потому что это невозможно заменить ничем. А если вы вообще не можете приходить в храм причащаться, тогда приглашайте священника к себе домой, чтобы он причастил вас на дому.

Е. Грачева: Владыка, еще интересно было бы спросить Вас о пасхальных традициях, которые есть и у православных, и у католиков, потому что ряд скептиков полагают, что свои корни эти традиции берут у язычества. Например, антрополог Кристал де Коста утверждает, что в Римской империи христианство перенимало языческие обряды покоренных народов в попытке помочь им адаптироваться. Например, окрашивание яиц — это чисто языческий ритуал. Еще есть мнение, что само происхождение слово «Пасха» (Ostern) берет свои корни у названия языческого праздника Остара. Как Вам кажется, владыка, есть ли связь между нашими пасхальными традициями и традициями язычников?

Митрополит Иларион: То, что христиане заимствовали некоторые языческие традиции, что христианские храмы строились на месте языческих капищ и некоторые праздники были установлены в те же даты, в которые были праздники у язычников, — это не новинка и ни для кого не секрет. Если вы будете посещать Рим, то можете увидеть христианские храмы, где существует три уровня: это храм VI века или XII века, у этого храма крипта IV или III века, то есть это раннехристианский храм, поверх которого построен новый храм, а под криптой есть еще один храм — языческое капище. То есть в самом по себе этом заимствовании тех или иных обычаев, обрядов или в том, что христиане поклонялись Богу на тех же самых местах, на которых язычники поклонялись своим языческим богам, нет ничего удивительного. Христианство как раз и хотело помочь людям адаптироваться к той новой реальности, которую оно им предлагает, при этом не разрывая с обычаями, которые могли не противоречить их новой христианской идентичности.

Я думаю, рассуждения об этимологии слова Easter могут быть самыми разными и то, которое Вы привели, вряд ли имеет под собой реальные основания. Если говорить о слове «Пасха», то оно восходит к еврейскому «песах», что означает «переход». Изначально Пасха была еврейским праздником, установленным в память о переходе евреев через Красное море, когда за ними гнались колесницы и конница фараона, и когда они прошли по дну морскому, а затем туда же вошли египетские войска и потонули в море. В память об этом событии был установлен праздник Пасхи.

Поскольку Господь наш Иисус Христос был распят в праздник Пасхи, то для христиан с самого начала празднование Воскресения Христова было связано с этим событием перехода израильского народа через Красное море. Все пасхальное торжество было переосмыслено как некая подготовка к Воскресению Христову. Эта символика Пасхи как перехода даже отражена в православном богослужении. Есть раннехристианское произведение, которое я в свое время перевел с греческого на русский язык, — поэма священномученика Мелитона Сардийского «О Пасхе». Это самый ранний из известных литургических памятников христианской Церкви, он датируется II веком. Основной сюжет — это именно то, что происходило в Ветхом Завете: переход через Красное море, и от этого перехода автор постепенно переходит к рассказу о Воскресении Христовом.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за то, что ответили на наши вопросы.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: В этот раз Пасха выпадает на майские праздники, которые наши сограждане традиционно проводят на отдыхе. Есть и те, кто уехал за границу. Как быть им? Как праздновать Воскресение Христово, особенно если православного храма поблизости нет?

Митрополит Иларион: Во-первых, в этом году на так много людей уехало за границу. Во-вторых, многие из тех, кто уехали, находятся там, где есть православные храмы. Сейчас практически везде, где отдыхают наши соотечественники, поблизости есть православные храмы. Если же Вы находитесь очень далеко и действительно нет возможности прийти в храм, но Вы хотели бы все-таки почувствовать радость праздника Святой Пасхи, то включите телевизор или Интернет и посмотрите трансляцию Пасхального богослужения, которое совершает Святейший Патриарх Кирилл в Храме Христа Спасителя. Тем самым, хоть Вы и находитесь далеко, сможете приобщиться к пасхальной радости.

Вопрос: Почему в Русской Церкви нарушен суточный круг богослужений? В Великий пост утреня служится вечером, а вечерня — утром. Как так получилось и какие, на Ваш взгляд, есть пути разрешения этого несоответствия?

Митрополит Иларион: Это довольно долгая история. У нас постепенно утреня «переехала» на вечернее время. Это было связано с практикой совершения так называемых всенощных бдений, которые совершались не в течение всей ночи, а в вечерние часы. А всенощное бдение включает в себя вечерню и утреню, которая присоединяется к ней. Если бы всенощное бдение совершалось всю ночь, тогда, действительно, все началось бы с вечера, а закончилось под утро. Но так как такие всенощные бдения не совершаются в наших российских монастырях (за редчайшим исключением), а в приходских храмах они никогда не совершались, то постепенно утреню стали переносить на вечер, чтобы присоединить ее к вечерне. Так и сложилась эта традиция.

Как исправить положение? В некоторых приходах положение уже исправляется тем, что вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров служится не утром, а вечером. Эта практика служения вечерних Литургий сейчас получает достаточно широкое распространение.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, признает ли Русская Православная Церковь «Сны Пресвятой Богородицы»?

Митрополит Иларион: «Сны Пресвятой Богородицы» — это апокриф позднего происхождения, и Церковь не рекомендует ни читать его, ни пользоваться им.

Вопрос: Очень люблю смотреть Ваши передачи и благодарю Бога, что Он послал нам такого умного и доброго батюшку! Я замужем за атеистом. Когда выходила замуж, муж был верующим, но потом утратил веру. Есть крещеный сын, но муж запрещает мне рассказывать ему о вере и водить в храм — считает, что религия только вредит ребенку. Как быть? Какие слова подобрать, чтобы муж изменил свое мнение?

Митрополит Иларион: На Вас как жене и матери лежит долг сохранять мир в семье, но в то же время на Вас как на верующем человеке лежит долг воспитать ребенка в вере. Я знаю много случаев, когда в советское время муж был неверующим, а верующая жена находила какие-то возможности и способы рассказать ребенку о вере, сводить его в храм, причастить, даже если муж об этом не знал.

Воспитание ребенка в вере является Вашим первейшим и главнейшим долгом. Ради этого можно пожертвовать очень многим. Вам, конечно, по возможности не следует идти на конфликт с мужем, потому что, опять же, на Вас лежит обязанность сохранять мир в семье. Но в то же время нельзя и жертвовать религиозными убеждениями. Самое лучшее, что Вы можете дать Вашему ребенку, — воспитать его в вере.

Сейчас очень многие люди думают, что самое важное — это чтобы ребенок получил хорошее образование, чтобы у него было много денег. Но сколько таких баловней судьбы, которые родились в богатой семье, получили хорошее образование, но своего места в жизни не нашли, а самое главное — не обрели смысл жизни? Религия, вера — это то, что может дать смысл жизни Вашему ребенку, то, что на всю жизнь даст ему твердую духовно-нравственную основу. Поэтому постарайтесь сделать все возможное для того, чтобы воспитать его в христианской вере, даже несмотря на противодействие со стороны Вашего мужа.

Вопрос: Являюсь ли я убийцей с позиций Православной Церкви, если я способствовал совершению аборта своей женой или девушкой (активно уговаривал ее сделать аборт, отговаривал рожать, давал деньги на проведение этой процедуры и т.д.)? При этом ее беременность случилась исключительно по моей вине.

Митрополит Иларион: Если все так, как Вы описали, то да, Вы являетесь убийцей, потому что аборт приравнивается Церковью к убийству. За него несут ответственность все соучастники, включая женщину, которая сделала аборт, мужчину, который ее к этому склонял или принуждал, если такое принуждение имело место, а также врача, который совершил операцию. Все несут ответственность за аборт, и все участники этого преступления повинны в грехе убийства. Поэтому если Вы верующий человек, во-первых, никогда больше не повторяйте таких вещей, а во-вторых, сходите на исповедь и покайтесь в этом перед священником.

Вопрос: Церковь постоянно высказывается против гомосексуализма. Что плохого в том, если два человека одного пола живут вместе и никому не мешают? На каком основании Церковь вмешивается в чужую личную жизнь и навязывает свои ценности?

Митрополит Иларион: Я хотел бы разъяснить, что Церковь никогда не вмешивается в личную жизнь, тем более в чужую, и никому ничего не навязывает. Церковь обращается только к тем людям, которые являются ее членами, и она отвечает на вопросы, которые ей задают. Если верующий человек придет к священнику и скажет, что он — гомосексуалист, живет в однополом партнерстве, то священник скажет ему, что это грех, и это не будет вмешательством в их личную жизнь. Если неверующие люди так живут, то никто в их личную жизнь не вмешивается. Церковь не имеет туда доступа и не собирается этот доступ от кого-нибудь получать.

Церковь никому не навязывает свои ценности. Люди, которые не хотят прислушаться к голосу Церкви, к ее голосу и не прислушиваются. Но если люди обращают к Церкви вопросы, если спрашивают, как, например, меня в передаче постоянно спрашивают, какова позиция Церкви по тому, другому или третьему вопросу, то я на это отвечаю. Отвечая на это, я не вмешиваюсь ни в чью личную жизнь, потому что и членство в Церкви является добровольным, и принятие тех установлений, которые для Церкви являются нормативными, тоже добровольное. Церковь никому ничего не навязывает. Церковь существует для тех, кто хочет услышать ее голос и хочет жить теми ценностями, которые она проповедует.

Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из послания к Тимофею: «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению» (1 Тим. 1:9-11).

Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялось пленарное заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Святейший Патриарх Кирилл: «Человек не должен оставаться безразличным к бедности других» [Патриарх : Интервью]

Вопросы укрепления семейных ценностей обсудили на фестивале «Троица в Троицке» в Челябинской области

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства принял участие в пресс-конференции, посвященной Дню защиты детей

Завершилось XII заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам»

В Москве открылось XII заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам»

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам XII заседания Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам» [Патриарх : Приветствия и обращения]

В ОВЦС прошел круглый стол, посвященный социальному служению религиозных общин

Паломническая группа из англиканских церквей Индии посетила Россию

В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова «Против секуляризма»

Состоялось очередное заседание редакционного совета журнала «Церковь и время»

Председатель ОВЦС встретился с послом Франции в России

Завершен благотворительный спецпроект «Дари радость на Пасху», организованный службой помощи «Милосердие»

Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в Пасхальном приеме в Министерстве иностранных дел России

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Пасхальном приеме в Министерстве иностранных дел

Пасхальный прием в Министерстве иностранных дел России

При участии Синодального отдела по благотворительности состоится обучение православных приемных родителей

Портал Милосердие.ru провел конференцию для некоммерческих организаций «Маршруты помощи»

Иерей Павел Островский стал одним из лауреатов IV Национальной премии интернет-контента

В Троице-Сергиевой лавре выпустили подкаст о «Троице» преподобного Андрея Рублева

В Общественной палате РФ представители Церкви приняли участие в заседании круглого стола, посвященном отцовству как традиционной семейной ценности

Изменить человека может только любовь [Статья]

Вопросы укрепления семейных ценностей обсудили на фестивале «Троица в Троицке» в Челябинской области

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Антоний: Политизация Всемирного совета церквей — угроза его будущему

Церковь открыла более десяти центров помощи жителям, пострадавшим в зоне конфликта

Почему нам нужен диалог ученых, художников и верующих людей?

В.Р. Легойда: Не надо искать Бога «не там». Как не дать расшатать общество

Митрополит Волоколамский Антоний: Мы занялись большой и новой для нас в Африке работой

Время для настоящей жизни

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат