27 мая 2025 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XIV церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Перед началом церемонии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры! Христос Воскресе!
Я сердечно приветствую всех вас в этот светлый Пасхальный день в связи с проведением церемонии избрания и награждения лауреатов XIV Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Радуюсь возможности вновь быть с вами. Не только потому, что предстоит отметить заслуги многих наших замечательных писателей и поэтов, но и потому, что каждая наша встреча становится поводом для серьезного разговора о литературе, о том, какой должна быть отечественная словесность, с какими проблемами и вызовами имеют дело современные деятели культуры и какие ответы может дать Православная Церковь на эти вопрошания.
Признаюсь, наши встречи имеют для меня еще и особую личную значимость, поскольку слово звучащее и письменное всегда занимало важное место в жизни и служении. Поэтому с вниманием и интересом отношусь ко всему, что происходит в современной отечественной литературе.
Нынешний год для нашей страны — особый, и он проходит под знаком торжеств, приуроченных к 80-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Поэтому и свое настоящее выступление хотел бы посвятить размышлениям об этих событиях.
Как вы знаете, я родился вскоре после окончания войны. Мы, дети того времени, видели катастрофические последствия той страшной войны своими глазами. Сколько людей погибло, скольких судьба была неизвестна! Сколько всего было уничтожено и сколько труда потребовалось для возрождения и восстановления того, что превратилось в развалины!
Действительно, многого не хватало. Люди жили скромно, работали не покладая рук, жизнь не была легкой. Но, несмотря на всю тяжесть испытаний, чувствовалась общая радость: родную землю, мирное небо, свободу и независимость Отечества удалось отстоять. Но первые мои детские воспоминания, связанные с войной, — это остовы разбитых зданий. Мы жили в Ленинграде, на Малом проспекте Васильевского острова, и ребенком я обращал внимание на то, что почти каждый третий дом был разрушен. Здания старой, дореволюционной постройки еще держались, а то, что было построено позже, превратилось практически в руины. И тяжелое чувство того, что люди здесь строили, жили, связывали с этими местами свое будущее, а затем кто-то пришел и все разрушил, это еще детское понимание катастрофы войны сохранялось в памяти долгие годы.
Теперь уже ничего не осталось от этих развалин — на их месте стоят дома, построенные в 50-е годы. Они и по архитектуре отличаются от того, что было разрушено, все залечено и, казалось бы, следов никаких не осталось, но в памяти моего поколения эти следы сохраняются.
Должен сказать, что родители мои практически всю блокаду провели в Ленинграде. Это было страшное время реального голода, при этом отец работал на военном заводе, где был главным механиком, а мама преподавала в школе. Каждый из них сознавал свою ответственность и выходил на работу даже тогда, когда это было очень непросто.
Несмотря на человеческое горе и страшные потери, военные испытания послужили очищению общественной жизни и культуры от навязанных революционной идеологией эфемерных целей и смыслов. Уже не пожар мировой революции стал главной задачей при защите Отечества, и не чуждая русскому человеку философия Маркса и Энгельса вдохновляла наших воинов на подвиг, а святой Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков. Их прославленные имена звучали в речах советских государственных деятелей, в их честь назывались боевые награды.
Церковь, всегда разделявшая скорби со своей паствой, принимала самое активное участие в помощи фронту и тылу. Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) после совершения Божественной литургии в воскресенье 22 июня 1941 года на печатной машинке собственноручно составил Послание ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, в котором напоминал заповедь Христову, что «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13), и благословил всех православных на защиту священных рубежей Родины.
Вот представим: митрополит Сергий и тогдашнее духовенство — они ведь не просто помнили репрессии, многие только освободились из лагерей и тюрем. Казалось бы, чего уж печалиться о власти? Может быть, другая власть придет, и жизнь наладится? Но не было в то время «ждунов», тех, кто ждал смены власти, — несмотря на то, что жизнь была очень непростой, особенно для людей верующих, православных. Патриотизм не был каким-то вымученным, не был искусственным — это было естественное проявление чувств, в том числе православных людей. И пастырское слово вдохновило немногочисленные уцелевшие церковные общины и приходы, которые, сами терпя лишения, направляли пожертвования на танковые колонны, на самолеты и снаряды. Храмы наполнились женщинами, которые молились за своих сыновей и мужей, отцов и братьев, вставших на защиту страны.
Память о Великой Отечественной войне и одержанной победе над нацизмом преобразили нашу культуру и словесность. «Лейтенантская проза» стала выдающимся явлением не только отечественной, но и, безусловно, мировой литературы. В ней нашли отражение вера, благородство, чистота русской души и высокие нравственные идеалы и устремления русского человека, которые он сохранил вопреки всем жестоким испытаниям.
Важно, чтобы это глубокое и подлинно христианское восприятие подвига находило отражение и в современной литературе. Радуюсь тому, что сегодня продолжают выходить хорошие книги, в том числе художественные произведения, посвященные Великой Отечественной войне. События последних непростых лет породили и новых героев эпохи, которые мужественно отстаивают ценности русской культуры, продолжая самоотверженную борьбу с теми, кто встал на путь ее уничтожения. Это писатели и поэты, которые прошли огненные испытания в сражениях, и те, кто считает своим долгом служить Отечеству правдивым словом и художественными образами, создавая замечательные литературные произведения.
Церковь, как и в прежние времена, пребывает со своим народом и воинством, совершая служение, сохраняя в мире надежду, помогая переносить утраты, укрепляя самое главное — веру в победу жизни над смертью и добра над злом. В первую очередь я, конечно, имею в виду нынешнюю ситуацию — служение нашей Церкви в местах проведения специальной военной операции.
Обращаясь к отечественным литераторам, хотел бы особо подчеркнуть: важно, чтобы формы и сюжеты не закрывали собой подлинные источники нравственной силы, которыми является, конечно, христианские идеи и ценности. Важно, чтобы в произведениях не было места нецензурной брани. Некоторые считают, что приправить таким словцом свое повествование, свой текст вовсе не плохо. Это глубочайшая ошибка! Да, воинская служба — дело нелегкое. Испытания суровые, порой выше человеческих сил. Поэтому пусть слова молитвы помогают переносить с честью эти испытания, и никакое грязное слово не оскверняет ратного подвига, тем более под стягом Спаса Нерукотворного.
Я хотел бы сердечно пожелать крепости сил, душевного мира, неоскудевающей помощи Божией всем, кто, имея творческое вдохновение и таланты, может сегодня положительно влиять на воспитание и воинства нашего, и народа, особенно молодежи. Божие благословение пусть пребывает над всеми нами! Благодарю за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси