Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Вышло в свет второе издание компакт-диска с записью оратории архиепископа Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею»

Вышло в свет второе издание компакт-диска с записью оратории архиепископа Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею»
Версия для печати
30 октября 2009 г. 11:39

Оратория архиепископа Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею» впервые прозвучала в Москве в марте 2007 года в присутствии Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси. С тех пор произведение неоднократно исполнялось в России и за рубежом, вошло в репертуар целого ряда ведущих хоровых и оркестровых коллективов.

В оригинальной версии оратории Евангелие читалось диаконом нараспев в манере, характерной для богослужения Православной Церкви. Настоящая, вторая версия сочинения отличается тем, что в ней архиепископ Иларион сам читает евангельский текст на фоне музыки, что придает произведению новую эмоциональную окраску. Вторая версия включает также историю Воскресения Христа, не вошедшую в первую версию.

В основу произведения положено повествование из Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа. Это повествование чередуется с музыкальными номерами — речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы. Некоторые номера исполняются только оркестром, другие — хором а капелла, во многих номерах оркестр и хор звучат вместе, взаимно дополняя друг друга.

В восприятии страстей Христовых православная традиция значительно отличается от западной, будь то католической или протестантской. Взирая на распятого Иисуса, православный христианин видит не столько страдающего Человека, сколько Бога в Его неизменной и вечной славе — Бога, ставшего Человеком и принявшего смерть для спасения всех людей. Размышляя о смерти Иисуса, православный христианин ни на миг не забывает о Его Воскресении.

Такое же восприятие отражено и в богослужебных текстах Страстной седмицы, которые легли в основу «Страстей» и определили их общее настроение. Лирический, эмоциональный элемент в произведении не является преобладающим. Молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и духовное осмысление крестной смерти Богочеловека — именно в этом заключается внутреннее содержание музыки, отражающей православное прочтение истории страданий Христа.

В Евангелии от Матфея не упоминается о Божией Матери, стоявшей при кресте, но о Ней говорится в Евангелии от Иоанна, а также в многочисленных литургических текстах Страстной седмицы. Один из таких текстов лег в основу арии «Сын Мой и Бог Мой».

В последующих номерах звучит тема Воскресения — один из лейтмотивов богослужений Страстной седмицы. Сразу же по окончании арии, в которой Богородица оплакивает Своего умершего Сына, следует хор на слова «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся». Мужской хор исполняет это песнопение в унисон на мелодию, напоминающую древнерусский знаменный распев.

Композицию второй версии «Страстей» завершает фуга и заключительный хор, написанный на слова древнего литургического возгласа «Смерть Твою, Господи, возвещаем, и Воскресение Твое исповедуем». Величественное звучание хора, разделенного на семь голосовых партий, прерывается контрапунктом струнных из фуги, что придает музыке динамизм и в то же время трагическую окрашенность. В финальных аккордах произведения звучит вся мощь хорового и оркестрового многоголосия.

Сайт архиепископа Илариона (Алфеева)/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Крыму состоялись премьерные показы нового документального фильма телеканала «Спас», посвященного святителю Луке (Войно-Ясенецкому)

На телеканале «Союз» состоялась премьера нового фильма о Патриархе Тихоне

Российский государственный архив кинофотофонодокументов передал Московской духовной академии оцифрованные копии кинодокументов

В Свято-Тихоновском университете при поддержке телеканала «Союз» прошел вечер памяти Святейшего Патриарха Тихона

Концертом в Твери открылась программа региональных концертов «Хранитель Церкви Русской» в честь Патриарха Тихона

До 18 мая продлен прием заявок на конкурс-фестиваль духовных песнопений «Радость Пасхи»

В Казани состоялся гала-концерт IV Всероссийского хорового фестиваля для регентских отделений духовных учебных заведений

Открыт прием заявок на конкурс-фестиваль духовных песнопений «Радость Пасхи 2025»

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В Гомеле в рамках выставки-форума «Радость Слова» наградили лауреатов литературного конкурса «Божья тропа»

В Учебном комитете состоялся круглый стол по итогам реализации проекта «Лики святых заступников Руси»

Святейший Патриарх Кирилл посетил музей Воткинского завода и музей-усадьбу П.И. Чайковского в Воткинске

В Гомеле открылась православная выставка-форум «Радость Слова»

Издательский Совет провел конференцию в Музее Победы в Москве

В рамках празднования 100-летия Гомельской епархии в Гомеле пройдет выставка-форум «Радость Слова»

В Казани состоялся IV Всероссийский хоровой фестиваль для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви

В Москве при участии Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения состоялся концерт «Детского Победного хора»