Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 6 ноября 2010 года

Версия для печати

Димитриевская родительская суббота. Мч. Аре́фы и с ним 4 299 мучеников.

Иконы Божией Матери «Всех скорбя́щих Радость».

Свт. Афана́сия, патриарха Цареградского. Прп. Аре́фы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Блж. Елезво́я, царя Ефио́пского.

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление, связанное, по преданию, с именем св. благоверного великого князя Димитрия Донского.

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

Служба мч. Аре́фы и с ним 4 299 мучеников совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.

Примечание. В храмах (или приделах), посвященных иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», или имеющих особо чтимую Ее икону, в этот день совершается полиелейная (или бденная) служба Пресвятой Богородицы. Заупокойная служба Димитриевской родительской субботы в этом случае переносится на предшествующую субботу (17 октября).

Календарные заметки:
Служба совершается согласно 13-й главе Типикона: по Минее и Октоиху.
В храмах (или приделах), посвященных иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», или имеющих особо чтимую Ее икону, в этот день совершается полиелейная (или бденная) служба Пресвятой Богородицы. Заупокойная служба Димитриевской родительской субботы в этом случае переносится на субботу, 17 октября.
Порядок чтений, согласно календарю:
** Если совершается полиелейная служба Пресвятой Богородицы, то на утрене читается Евангелие от Луки, 4 зач., I, 39-49, 56, а на литургии - Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28, и дня.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 1-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 6-й (2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди...», 3-й – тот же, 4-й: «Страстоте́рпцы му́ченицы...»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Пе́сненно пастыренача́льника днесь...», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т...».

Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Бо́же, Засту́пник мой еси Ты...», со стихом.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (со своими припевами: «Блаже́ни, яже избра́л...», и проч.). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Лука́вое и неве́рное злосове́тие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во...».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен 1-й, и ме́ртвена два кир Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды1.

Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748).

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы...». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я...».

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»2, глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Господи», 2-й – «Па́мять их в род и род», 3-й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы...» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я...».

Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 6-й: «Страда́льческий по́двиг...» (см. по 1-м стихословии), «Страда́льческое стоя́ние...» (см. по 2-м стихословии), стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х...», и седален: «Го́споди, святы́х Твои́х па́мять...», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным...» [или стих: «Блаже́ни, яже избра́л...»], и седален: «Вои́стинну суета́ вся́ческая...». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «От се́рдца воздыха́ния...». (Ср.: Типикон, гл. 13.)

Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии́3. Припев к стихам 1-й статии: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко а́ще бы не зако́н Твой...», «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х...».

Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих (имя рек)...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия...», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти...». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение...». Певцы: «Аминь».

После этого начинается пение 2-й статии: «Твой есмь аз...» с припевом к стихам: «Спа́се, спаси́ мя»4; последние стихи статии: «Жива́ будет душа́ моя...», «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее...», поются (с припевом) трижды.

Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных5: «Святы́х лик...» и прочее, с припевом: «Благослове́н еси, Го́споди...». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духо́в...». По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый...». Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.

В храме святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Библейские песни «Господеви поем...».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы 1-го (мученичного) канона Октоиха.

По 3-й песни – обычная малая ектения; кондак и икос мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения6. Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й...» и икос, глас тот же: «Сам Еди́н еси Безсме́ртный...».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий7 Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй...». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся...»8.

Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 6-го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз начинаясь словами: «Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х низпосли́ душа́м на́шим...», а второй – «Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы низпосли́ душа́м на́шим...».

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 6-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Боле́знь Ада́му бысть...», «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Бо́га, из Тебе́ воплоти́вшагося...».

«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (со своими припевами: «Блаже́ни, яже избра́л...», и проч.). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Яви́лася еси...».

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы...». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я...».

На часах – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» – «Помяни, Господи, яко Благ...». Кондак: «Со святыми упокой...».

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...», ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ...». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище...».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе...», и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х...».

Апостол – дня и заупокойный (1 Сол., зач. 270).

Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии...», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным...»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л...».

Евангелие – дня и заупокойное (Ин., зач. 16).

Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии...», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л...».

Примечание. При совершении в субботу службы с «Аллилуиа» (по 13-й главе Типикона) на Литургии Апостол и Евангелие святых не читается, а прокимен, аллилуиарий и причастен святых не поется.

1 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

2 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

3 Порядок священнодействий иерея и диакона см. в субботу Мясопустную (24 января).

4 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение...» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз...». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

5 Во время пения тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

6 По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой...» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 764.

8 Поскольку в службе мучеников в Минее есть светилен, ексапостиларии допустимо петь следующим образом: Светилен мучеников; «Слава» – ексапостиларий Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй...», «И ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся...».

← предыдущий день   следующий день →