Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на Межрегиональной научно-практической конференции «Православная цивилизация: прошлое, настоящее и будущее»

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на Межрегиональной научно-практической конференции 'Православная цивилизация: прошлое, настоящее и будущее'
Версия для печати
18 сентября 2006 г. 11:16

Межрегиональная научно-практическая конференция «Православная цивилизация: прошлое, настоящее и будущее» была организована по инициативе Самарской епархии при поддержке Правительства Самарской области и аппарата Полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе.

С докладом на конференции выступил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.

«Российское общество и Русская Православная Церковь: исторический путь, опыт взаимодействия и перспективы развития».

Русская Православная Церковь, осуществляя свою миссию, всегда стремилась к активному взаимодействию со всеми благонамеренными силами, готовыми трудится на поприще решения наиболее важных и актуальных вопросов бытия современного общества.

Вместе с тем, сознавая важность созидания социальной атмосферы стабильности и взаимопонимания, Церковь постоянно прилагает усилия по поддержанию культурно-исторического и духовного единства нашего многонационального государства.

На сегодняшний день не вызывает сомнения та положительная роль, которую сыграло Православие в духовном, историческом, культурном становлении российского государства.

Действительно значение Православия для судеб нашего Отечества трудно переоценить. Само начало истории и государственности Руси связано с Православной Церковью. Письменность, книги и начатки образования попадают к нашим предкам вместе с проповедью христианства. Церковные миссионеры, святые равноапостольные братья Мефодий и Кирилл явились основателями славянской письменности и культуры, положив тем самым основание для вхождение восточных славян в семью христианских европейских народов.

С распространением Православия на землях восточных и северных славян получает развитие юридическое право, как форма регулирования общественных отношений. Первыми памятниками подобного рода стали знаменитые уставы князей святого Владимира и святого Ярослава Мудрого, где светское, гражданское законодательство тесно связано с нормами канонического, церковного права.

В эпоху феодальной раздробленности, когда силы народа истощались междоусобными войнами, Православная Церковь явилась связующим  элементом, соединяющим единой верой и нравственными нормами раздробленные княжества и полагающим препятствия пролитию братской крови. Исторические памятники того времени свидетельствуют о постоянной заботе церковной иерархии о прекращении княжеских усобиц и восстановлении общего мира.

В XIII столетии в период иностранной агрессии на сервере нашего Отечества (вспомним сражение на Чудском озере и Невскую битву), и с началом татаро-монгольского ига Русская Православная Церковь становится источником сил российского народа. Она хранит и сберегает перед лицом непрятелей национальную культуру и искусство, являясь общенациональной святыней и вдохновительницей народа на борьбу за национальную независимость и идентичность.

В период становления самодержавия и позднее во время самостоятельного бытия нашего Отечества Православная Церковь служила духовной опорой молодого государства, покровительницей наиболее обездоленных и бесправных слоев общества, была заступницей тех, кто оказался подвергнут суровой опале государя.

Даже в XVIII веке, когда Русская Православная Церковь была насильно ограничена в своей деятельности, и традиционная патриаршая власть по воле императора оказалась заменена синодальной формой управления, она продолжала оказывать огромное влияние на русское общество. Это влияние происходило через деятельность монастырей и просвещение. Тогда Церковь имела десятки тысяч школ.

В эпоху государственного атеизма и гонений на веру Православие вынуждено было сосредоточить основную деятельность на совершении богослужений и духовном окормлении верующих, оставив многие традиционные формы христианского служения.

Сегодня наша Церковь имеет возможность вернуться ко многим не возможным в советский период видам деятельности: открытой проповеди веры, социальному служению, пастырскому попечению о людях разной категории и социального положения.

Очевидно, наибольшего внимания заслуживает тема  просветительской деятельности и развития религиозного образования.

Вместе с тем следует отметить, что ныне имеется ряд проблем, решение которых требует усилий не только Православной Церкви, но и согласованных действий всех религиозных, государственных и общественных институтов.

В своем выступлении я постараюсь определить наиболее значимые вопросы, стоящие сегодня перед российским Православием, которые являются вместе с тем, перспективными направлениями работы не только для духовенства, но и всех верных чад Русской Церкви.

Наиболее значимой проблемой подобного рода на наш взгляд является демографический кризис, приобретший угрожающие бытию российского народа масштабы.

Безусловно, основной причиной этого является потеря нравственных ориентиров значительной частью наших сограждан, что привело к торжеству гедонистического отношения к жизни, при котором традиционные, семейные ценности перестали влиять на жизнь супругов. И вообще за последнее десятилетие произошла сильная девальвация понятия семьи.

Очевидно, что в решении данного вопроса усилиям религиозных конфессий по преодолению кризиса в немалой мере может способствовать формирование государством идеологического поля, нацеленного на повышение  ценности материнства, многодетности и ответственного отцовства.

Вместе с тем, традиционной и всегда актуальной задачей Православной Церкви (а, если говорить точнее, то и всех религиозных конфессий) сегодня остается сохранение и приумножение духовного и культурного-исторического  богатства, доставшегося нам в наследие от предшествующих поколений.

Эта задача тесно связана с вопросом противодействия тем проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, проводниками которых являются определенные маргинальные сообщества, которые нередко используют религиозные постулаты. Подобные явления происходят не иначе, как от религиозной неграмотности, ибо в каждой религии одним из базовых принципов является любовь к ближним, а так же воспитание благоговейного, уважительного отношения к Божественному дару жизни.

В связи с этим очевидно, наибольшего внимания заслуживает тема просветительской деятельности и развития религиозного образования.

Например, счетчик Гейгера помогает нам узнать, что мы находимся в зоне радиоактивной опасности, где может быть нанесен вред нашему физическому здоровью, но для того чтобы прибор правильно функционировал, он должен быть соответствующим образом изготовлен и  настроен. Таким же образом душа человека, от своего сотворения наделена  замечательной способностью реагировать на добро и зло. Обычно, мы называем эту способность — совестью. Однако не следует забывать, что эта часть человеческого естества также нуждается в настройке,  в терпеливом, внимательном воспитании и постоянной заботе, без которых молодой человек находиться в опасности стать нечувствительным к нравственному злу. В этом случае его душа, лишившись внушений совести, может, оказавшись перед лицом искушений потерпеть внутренний надлом, приводящий к совершенной духовной смерти.

Поэтому высшую степень актуальности сегодня имеет вопрос приобщения населения нашей страны и особенно молодого поколения наших сограждан к основам религиозно-культурной грамотности, ибо подлинное религиозное знание не может служить препятствием к межрелигиозному и межнациональному миру.

Напротив лишь неверное и неполное знание об иных религиозных верованиях может способствовать возникновению неприязни или даже открытой вражды. В связи с этим по-прежнему актуальным остается вопрос введения в школах культурологического предмета, несущего учащимся знание о религиозных традициях своей страны.

Показательным является тот факт, что представители традиционных конфессий Российской Федерации с пониманием отнеслись к позиции Русской Православной Церкви в данном отношении.

С нового учебного в четырех регионах России года курс «Основ Православной культуры» был введен в ряд обязательных для изучения дисциплин. Несомненно, это значительный шаг на пути приобщения детей и подростков к духовным основаниям российской цивилизации. Впрочем, обольщаться не следует. То же непонимание значения термина «светскость», которое мешает признанию статуса и роли духовных учебных заведений может подтолкнуть людей и к противодействию данному благому начинанию.

Безусловно, это ложный путь. Во многих государствах Европы, которые принято у нас именовать цивилизованными, и светскими изучение основ традиционных для общества религий входит в образовательную программу, что не вызывает протестов и не исключает эти страны их числа демократических и не воспринимается, как попрание принципа свободы совести и торжество клерикализма.

У нашего Отечества тоже есть богатый исторический опыт подобного рода. В XIX веке в образовательных учебных заведениях российской империи была нормативной практика преподавания религиозных дисциплин с учетом этноконфессиональной среды. В русскоязычных школах преподавался «Закон Божий» в соответствии с традициями Православия, в регионах с преобладанием мусульманского населения было возможно преподавание основ Ислама, в поселениях выходцев из Западной Европы (так называемых «Немецких слободах») учащиеся изучали принципы протестантской веры.

У нас же пока ситуация просто ужасающая. Для наглядности приведу пример из жизни. В одной из воинских частей, где установилась добрая традиция напутствия новобранцев местным священником, призывников привели в храм для общения с настоятелем. Тот обратил внимание новобранцев на большую храмовую икону святого Александра Невского и задал молодым людям вопрос: «Кто здесь изображен?». Ответа не последовало. Тогда священник сам объяснил собеседникам, чей это образ и спросил далее: «А чем известен этот человек?» После тягостной паузы один из предстоящих сказал следующее: «Это что-то со льдом связано…».

Данный пример демонстрирует нам степень знания многих представителей нашей молодежи с историей прошлых веков и культурными традициями России.

К сожалению, этические нормы христианства, являющиеся общим основанием для всей европейской цивилизации остаются часто плохо известными нашим современникам. Между тем, этот вопрос имеет принципиальное значение, поскольку задача противодействия терроризму и экстремизму актуальна не только для православных, но и для всех традиционных конфессий России.

Она напрямую соотносится с вопросом инкультурации лиц, прибывающих в пределы российского государства из сопредельных стран и непричастных к историческим и культурным традициям нашего Отечества. Очевидно, что наличествующие обстоятельств ограничивающие возможности Православия в данной области.

Следует четко осознать тот факт, что полного, подлинного усвоения иммигрантами российской культуры не произойдет, если общество будет пропитано настроениями ксенофобии и нетерпимости, презрением и неприятием к людям иного этнического происхождения, религиозной традиции или мировоззрения.

Поэтому можно сказать, что работа на поприще прививания молодому поколению наших сограждан знаний о Православии имеет сегодня, безусловно, приоритетное значение.

Говоря словами одного из деятелей народного просвещения и национального возрождения Греции XVIII века святого Космы Этолийского:  «Школа открывает церкви».

В заключении своего выступления хотелось бы выразить надежду, что данная конференция станет очередным шагом на пути осмысления исторической роли Православия в контексте становления государственности, культуры и традиций России, а также поможет очертить круг наиболее актуальных вопросов требующих совместной работы Русской Православной Церкви и иных религиозных, государственных и общественных институтов.

Вместе с тем, желаю всем организаторам и участникам настоящего форума творческих дискуссий и плодотворной работы на благо всего российского общества.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба Московской Патриархии

Другие статьи

Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Воспитание нравственных ценностей и суверенитет государства

Вера должна быть осознанной

Гуманитарный центр Таганрога доставил в местные ПВР помощь. Информационная сводка о помощи беженцам (на 14 ноября 2023 года)

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью