Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Церковное служение мирян — теперь профессия?

Церковное служение мирян — теперь профессия?
Версия для печати
20 июля 2011 г. 10:20

В Российском православном университете с нового учебного года откроется факультет церковного служения. Он создается путем реорганизации Московской регентско-певческой семинарии, расположенной на территории бывшего Богоявленского монастыря в Москве. Для чего нужен факультет, кого он будет готовить, чему учить и куда потом пойдут работать выпускники — об этом сайту «Православие и мир» рассказали ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) и настоятель храма Богоявления, благочинный Покровского округа Москвы, декан нового факультета протоиерей Геннадий Нефёдов.

Протоиерей Геннадий: — Именно здесь, на территории Богоявленского монастыря, 325 лет назад было создано первое высшее учебное заведение в России, и отсюда берут свое начало ныне действующие Московская духовная академия и Московский государственный университет.

— Почему факультет образуется на основе Московской регентско-певческой семинарии?

Протоиерей Геннадий: На протяжении многих лет здесь создавалась база, которая позволяет сегодня ответить на все запросы, которые связаны с созиданием современной церковной жизни, с богослужебной деятельностью, с церковным служением.

Год за годом мы воспитывали студентов и обучали их богослужебному делу. И получили хорошие результаты! Основы традиций такого обучения берут начало в истории Богоявленского монастыря, при котором в свое время тоже была школа — там занимались и дети, и взрослые.

Когда мы пришли сюда, в возвращенный Церкви храм, то стали восстанавливать его, а вместе с тем и приходскую жизнь. Мы познакомились с колоссальным опытом монастырского образования и положили его в основу всех наших учебных и воспитательных программ. Они оказались очень действенными, поскольку обучение совершается в тесной связи с богослужением, с воспитанием.

Помню, в самом начале, когда у нас была только воскресная школа, я спросил одну девочку: «Ты зачем сюда пришла?» «У вас здесь строго преподают», — ответила она. На мое «Что же в этом хорошего?», девочка произнесла: «А нам нравится, когда все серьезно». Даже дети тянулись к традициям, к церковной дисциплине.

Вот именно потому, что обучение у нас всегда было связанно с хорошими церковными традициями, я думаю, Святейший Патриарх и усмотрел возможность преобразования нашего учебного заведения в факультет активно создаваемого сегодня университета. Ведь без грамотного церковного воспитания, культуры, без духовной наполненности и любая церковная деятельность утрачивает свою значимость.

— Будет ли такое — сугубо традиционное — образование востребовано в современной жизни?

Протоиерей Геннадий: Безусловно, мы должны понять все нюансы современной жизни. Но, понимая их, мы считаем, что не Церковь подстраивается под человека. Наоборот, человек соизмеряет свою жизнь с вечными истинами и нормами христианской нравственности. Когда человек хочет быть христианином, членом Христовой Церкви, он проникается Евангельскими заповедями, изучает традиции, культуру церковной жизни. Это означает, что наш студент учится видеть красоту и богатство учения Спасителя во всем строе учебного процесса, а в итоге и в своей собственной жизни. Жизни, которая должна, так или иначе, подтягиваться, приближаться к тому, о чем говорит Христос.

Да, часто бывает, что у каждого из нас своя «правда», своя «истина», свои пожелания. Мы хотим, чтобы все было под нас, как у нас. А в Церкви все иначе. На первом месте Бог, Его заповеди, Его дух жизни. И вот этот дух мы, так или иначе, пусть не без труда, но должны усваивать. Иначе ничего хорошего у нас не получится.

— Зачем создается новый факультет? В чем его ноу-хау?

Игумен Петр: Перед факультетом стоит задача подготовки и повышения квалификации работников приходов и благочиний Москвы, а в дальнейшем и епархиальных управлений, которые занимаются организацией приходской деятельности.

Наши выпускники будут заниматься социальной работой во всех ее проявлениях: работать с незащищенными слоями населения, с молодежью, оказывать психологические консультации.

Равным образом это подготовка, повышение квалификации, дополнительная специализация, переподготовка катехизаторов и миссионеров. И, конечно, мы сохраним программы регентско-певческой направленности.

Со временем мы хотели бы охватить все направления церковной работы, которую осуществляют в Церкви миряне. В наступающем учебном году факультет будет реализовывать программы дополнительного образования: краткосрочные образовательные курсы, переподготовку и повышение квалификации церковных работников. Надеемся, в дальнейшем также будут открыты бакалавриат, магистратура и аспирантура по соответствующим направлениям.

— Такое образование действительно необходимо сегодня?

Протоиерей Геннадий: Сегодня много деятельных мирян, которые, получив необходимое богословское образование и дополнительную специализацию в церковном служении, могут быть очень полезны на приходах.

Необходимый объем богословских дисциплин мы уже сегодня можем обеспечить силами педагогического коллектива реорганизуемой семинарии, а знания и опыт по направлениям служения надеемся давать в сотрудничестве с профильными Синодальными отделами и комитетами.

— Каких специалистов будете выпускать?

Игумен Петр: В зависимости от того, какая учебная программа будет выбрана слушателями.

Как пример можно рассмотреть направление социальной работы. Мы предложим поступающим несколько модульных учебных курсов. Это базовый курс по основам Православия, базовый обзорный курс по социальной работе и затем, по выбору, специализированные курсы для социальных работников: организация молодежной работы, работа с незащищенными слоями населения, работа с наркозависимыми, психологическая помощь и консультирование и т.д. Причем при обучении первые две программы должны осваиваться слушателями в комплексе.

Профориентирование будет строиться в зависимости от предпочтений человека и наличия заказа на конкретного специалиста.

Модульность курсов даст нам возможность осуществлять выбор необходимого этапа обучения. Ведь выпускник духовной школы может опустить базовый богословский курс, а слушатель, имеющий базовые знания о социальной деятельности — этот им ранее изученный курс.

— Объединение регентско-певческой семинарии и нового факультета будет чисто номинальным или действительно найдутся точки пересечения?

Протоиерей Геннадий: Сегодня по благословению Святейшего Патриарха мы приступили к преобразованию семинарии в факультет. В течение наступающего учебного года эта работа будет в полной мере осуществлена, и слушатели новых программ должны будут получить выпускные документы Российского православного университета.

Мы же будем стараться за время обучения привить нашим студентам любовь к традициям церковной культуры. Я уже поделился радостью о том, что за годы деятельности семинарии мы наработали большой опыт воцерковления студентов. Вот этот опыт и традиции будут положены в основание нового факультета. Все, что было лучшего в семинарии, продолжит свое существование в факультете. Именно поэтому мы считаем, что факультет станет во всех смыслах преемником семинарии.

Деятельные миряне должны научиться и в Божиих делах участвовать, и Богу молиться. А Бог, как известно, всегда таким людям помогает, вразумляет и всячески содействует осуществлению их устремлений.

— Какие конкретно знания получат студенты факультета?

Игумен Петр: На сегодняшний день мы обсуждаем следующие специализации: социальная работа (включая молодежное служение), религиозное образование и катехизация.

Если говорить не только о программах подготовки, но и повышении квалификации, переподготовке специалистов, то тематика учебных программ станет еще более разнообразной.

Мы разрабатываем сегодня учебные курсы, продумываем концепцию учебных семинаров по вопросам правового обеспечения социальной и образовательной деятельности религиозных организаций, фандрайзингу, узконаправленным вопросам психологической сферы.

Ведь факультет — это не разовые учебные программы, это регулярные, привязанные к современным условиям курсы, программы, семинары, повышающие квалификацию церковных специалистов.

— Сколько лет нужно учиться на катехизатора и на социального работника?

Игумен Петр: Последний год при Православном институте святого Иоанна Богослова работали московские епархиальные курсы, реализующие двухлетнюю программу по подготовке катехизаторов.

Все мы прекрасно понимаем, что это ускоренные курсы, являющиеся ответом на потребность в срочном обеспечении специалистами наших приходов, ведь запрос на катехизаторов на данный момент превышает предложение. Но два года для такой подготовки очень мало. Именно поэтому выпускники этих курсов должны будут регулярно повышать квалификацию. Позднее мы, вероятно, придем к четырем годам подготовки в рамках бакалаврского стандарта.

Схожая ситуация и с подготовкой социальных работников. Уже сегодня приходы остро нуждаются в таких специалистах. В этих условиях программы ускоренной подготовки оправданы, но теряют смысл без регулярного повышения квалификации выпускников. Поэтому нам придется разработать план краткосрочной и долгосрочной перспективы развития факультета.

— Не получится, что такое ускоренное обучение будет попросту некачественным, поверхностным?

Игумен Петр: На эти образовательные программы чаще всего поступают рекомендованные настоятелями сотрудники приходов. Они уже делают эту работу, и для них эти учебные программы — в каком-то смысле систематизация знаний и опыта, полученных ими в «полевых» условиях. У большинства из них уже есть образование — законченное светское, у части — духовное образование. Поэтому опасность профанации образовательных программ в этих обстоятельствах минимальна.

— Смогут ли выпускники факультета церковного служения найти себе работу, заработать на жизнь своей семьи?

Игумен Петр: Сегодня в московских приходах есть ставки, позволяющие принимать, трудоустраивать на работу и социальных работников, и организаторов молодежной работы, и образовательной деятельности. Поэтому если приход будет направлять к нам на обучение или переподготовку своих специалистов, то очевидно, что он рассчитывает их принять обратно. Тем более, что учебные программы на этом факультете большей частью будут реализовываться в вечернее время. Слушатели смогут учиться, не уходя с работы.

Вместе с тем уверен, что в жизни православной общины всегда есть место бескорыстному труду. Сегодня можно и нужно привлекать мирян к волонтерской деятельности. Но волонтерам потребуется организатор их деятельность, вот такими организаторами и станут наши выпускники.

— Стать студентом факультета сможет только тот, у кого есть направление от прихода, или любой человек «с улицы»?

Игумен Петр: Если объявляется набор, и человек пройдет по конкурсу, то почему бы и не принять его? Но очевидно, что в рамках конкурса преимущество будет даваться тем, кто направляется приходом, или благочинием, или епархией.

— Чем конкретно будут заниматься люди, которые выберут специализацию «организация работы с молодежью»?

Игумен Петр: Синодальный отдел по работе с молодежью уже готовит специалистов, которые помогают настоятелям храмов и благочинным организовывать молодежную работу. И выпускники этих программ весьма успешно трудятся.

Мы рассчитываем вместе с Отделом продолжить развивать программы подготовки и повышения квалификации на базе создаваемого факультета. Наши студенты должны будут получить навыки организаторской работы, научиться общению с молодежью, работе с муниципальными и государственными органами власти в рамках получения грантов и помощи для обеспечения своей деятельности.

Это люди, которые смогут сделать участие молодежи и детей в жизни общины насыщенным и интересным, организовать летний лагерь, провести интересные детские и юношеские праздники, помочь, если потребуется, разобраться в себе молодому человеку, решить какие-то сложные вопросы.

— Вы наблюдаете молодых людей на протяжении многих лет. Сильно ли изменились студенты за прошедшие лет двадцать?

Протоиерей Геннадий: Первоначально, когда создавалась еще воскресная школа, то в нее шли люди церковно воспитанные. И родители, и сами дети, так или иначе, посещали богослужения, их интересовало именно церковное пение. Они занимались с большим энтузиазмом, с проникновенным чувством и имели довольно большие успехи.

Потом пошел некоторый спад — и демографический, и культурный, когда церковные реалии не так сильно стали занимать внимание людей. Новому поколению церковной или тянущейся к Православию молодежи хочется получать светское образование, они стали уходить в светские учебные заведения. Но те, кто приходил раньше и приходит сегодня, с горячим желанием вникнуть во все то, что Церковь им открывает — учились уже по-настоящему, переживая всем своим существом знания о Христе.

Когда человек сознательно участвует в богослужении, хорошо знает устав, хорошо знает отдельные эпизоды из Ветхого и Нового завета — это все его необыкновенно воодушевляет, устремляет к каким-то новым открытиям и знаниям, утверждает в Истине.

У нас вся программа строится в ключе церковного делания. От спевки к службе, от службы к каким-то вещам, которые требуются по профилю обучения — все это выстраивается в неразрывную цепочку. При этом молодой человек не забывает какие-то свои интересы, увлечения. Мы же не отгородились от мира и наша молодежь участвует в том числе и в различных светских мероприятиях, стараясь туда привнести элемент глубокого, продуманного, серьезного отношения.

Игумен Петр: У нас в вузе большая часть студентов — это выпускники школ, часть преподавателей — молодые люди немного старше 30-ти. Благодаря этому мы все чувствуем себя молодыми и полными сил. Мы вместе строим наш православный университет, преодолеваем непростые трудности, стоящие на пути развития нашего вуза.

Меняется ли молодежь? Думаю, что да, как и обстоятельства жизни, условия взросления. Я вижу определенные различия между своим поколением студенчества начала 90-х и современными студентами. Но все же сравнивать нас — неблагодарное дело. Гораздо больше в нас общего. Во Христе мы становимся одинаково ревностными о нашем деле. Именно поэтому при незначительных усилиях по созданию условий для студенческого взаимодействия в вузе так скоро сложилась атмосфера взаимопонимания.

Когда мы стали совершать регулярные богослужения у нашего храма апостола Иоанна Богослова на Новой площади, студенты и преподаватели стали приходить сюда без понуждения, и очень скоро у храма стала собираться настоящая университетская община.

Наши студенты стремятся не только как можно больше знать о своей вере, но и всерьез переживать свой духовный выбор. На их примере видно, что современное общество готово к тому, чтобы принять слово о Христе, принять Истину через личный духовный опыт. Именно это вселяет уверенность, что выпускники программ создаваемого факультета церковного служения будут не только востребованы, но и успешны в своем делании на ниве Христовой.

Беседовала Оксана Головко

Материалы по теме

В Калужской епархии прошли курсы жестового языка для священников и мирян

В рамках проекта «Говорим» в Сретенском монастыре столицы выступил глава Синодального отдела по социальному служению

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 2-9 октября [Статья]

В Церкви предлагают усовершенствовать систему медицинской помощи бездомным

Председатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университета

Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университета

Церковно-приходская школа в Российской империи [Статья]

Молитва и труд [Статья]

Архиепископ Махачкалинский Варлаам принял участие в открытии XI Международного межрелигиозного молодежного форума в Дагестане

Сотрудник Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие во Всероссийском слете казачьей молодежи

Главный редактор Издательства Московской Патриархии посетил Анадырскую епархию и Мурманскую митрополию

Другие интервью

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий: Мы расслабились, прежде всего духовно