Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Епископ Ростовский Меркурий: Нужно научить человека думать

Епископ Ростовский Меркурий: Нужно научить человека думать
Версия для печати
5 октября 2011 г. 17:40

В первом номере журнала «Православное образование» опубликовано интервью с председателем Отдела религиозного образования и катехизации епископом Ростовским и Новочеркасским Меркурием.

― Владыка, в этом году исполняется 20 лет со дня создания Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Можно сказать сейчас, что поставленные вначале задачи решены?

― Создание Отдела как Синодальной структуры было обусловлено необходимостью организации координирующего центра. Дело в том, что на рубеже 1990-х годов стало понятно, что формы религиозной образовательной и катехизической деятельности весьма разнообразны в разных школах. Образно говоря, чтобы свести эту работу в единую систему, был создан наш Отдел. Прошедшие 20 лет видятся мне как накопление опыта работы епархий на местах. Ведь мы не спускаем преобразования сверху в директивной форме. Свою деятельность мы проводим на основании опыта, наработанного в приходах. Обобщаем его, берем лучшее и распространяем во все епархии. Таким образом, выполняем прописанную в уставе Отдела координирующую роль. Кроме того, мы являемся связующим звеном между Министерством образования России и нашими школами, пытаясь развить формы религиозного образования. Насколько это удается, однозначно сказать трудно, но мы двигаемся вперед.

― Церкви приходится сталкиваться с массой препятствий разного толка: от намеренного противодействия ее инициативам до разногласий, возникающих по вопросам образования, или «недоумений», как сказал о них Святейший Патриарх Кирилл. Сейчас эти трудности преодолены?

― Хорошее слово ― «недоумение», корень в нем «ум». Оно показывает, что все эти разногласия происходили, во-первых, от недостатка ума ― когда человек не додумал, не домыслил необходимость изменений. А во-вторых, из-за неумения что-то сделать, применить практически. Оба недостатка надо исправлять. Для этого Священный Синод наделил наш Синодальный отдел определенными функциями, которые могут помочь немного подкорректировать ум и привить необходимые навыки.

― В последнее время много говорится о стандартизации православного образования. Что это такое? Как относятся к этому регионы?

― Сейчас особенно остро стоит вопрос стандартизации воскресных школ. Многие против нее, думая, что этим мы сужаем рамки возможностей преподавания в таких образовательных учреждениях. Это не так. Мы убеждены, что воскресная школа ― это начальный этап религиозного образования человека. И в ней мы предполагаем дать школьнику в любом возрасте и в любом месте Русской Православной Церкви необходимый объем знаний, а в какой форме школа предпочтет это сделать ― ее выбор. Дополнительными могут быть и другие предметы, но знания о Христе и Церкви должны быть в том объеме и того содержания, какими их видит Церковь. Вот что предлагается. Стандарт ― это не шаблон, не рамки, а планка, ниже которой нельзя опускаться, но она должна быть очень высоко установлена. Такую задачу поставил Святейший Патриарх Кирилл.

Процесс обучения и воспитания в православных школах мы уже приведен к стандарту. Многие православные школы и гимназии уже получили конфессиональное представление, то есть подтвердили, что их образовательная и воспитательная деятельность соответствует сформулированным Церковью нормам. Сейчас ведется разработка образовательных стандартов для воскресных церковно-приходских школ; православных детских садов и групп.

― Сейчас в регионах наметилась тенденция не столько к возникновению, сколько к устранению православных средних школ и гимназий... По Вашему мнению, нужны ли нашей Церкви православные общеобразовательные школы? Зачем они нужны, если есть воскресные школы?

― Православная школа ― это одна из форм религиозного образования, она может быть как приходской, так и государственной. Если есть возможность организовать православную школу или гимназию, почему этого не сделать? Если нет этой возможности, будем работать с воскресными школами. Если и такой возможности нет, то ребенок может почерпнуть знания о религии в общеобразовательной школе при изучении культурологических дисциплин, например предмета «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Если и этого нет, то возможности для религиозного образования есть в региональном компоненте и т.д. Главное, чтобы дети получили необходимые знания.

― А наполнение этих форм устраивает Церковь?

― Что касается курса «Основы религиозных культур и светской этики», то это направление еще нужно развивать. Необходимо рассмотреть возможность его преподавания по всем годам обучения ― от дошкольного до высшего.

Надо выстроить единую систему как собственно православного образования, так и преподавания знаний о религии в светской школе. Ведь это не просто усвоение тех или иных знаний, это воспитание: человек узнает религиозные истины и пытается менять свою жизнь, воспитывает себя. Происходит нравственное воспитание ребенка, семьи, педагогов, тех, с кем они сталкиваются… Поэтому и мы не можем отстраненно смотреть на то, что происходит в этой сфере, пытаемся менять ситуацию к лучшему.

― Более десяти лет религиозное образование в том или ином виде присутствует в наших школах: меняется его форма, название предмета и т.д., в итоге пришли к сегодняшнему курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Что Вы можете сказать по поводу продолжающейся апробации курса?

― Не решен до конца вопрос, в начальной или средней школе лучше проводить этот курс ― об этом стоит еще подумать, проконсультировавшись с психологами и педагогами. Определились, что 34 часа в год (примерно урок в неделю), ― достаточно, чтобы ребенок вник и успел обсудить полученные знания дома, с родителями, с друзьями, чтобы информация усвоилась. Также наладили хорошие отношения с Министерством образования и науки, с регионами, руководителями других конфессий, поэтому это взаимообогащающий процесс, и я им доволен. Идут дискуссии и это хорошо, потому что только так можно найти рациональное зерно.

В епархиях, в приходах к преподаванию Основ православной культуры начали рваться люди не просто неравнодушные, а чересчур активные. Очень часто это бывают неофиты, не подкованные в вопросах богословия. «Благодаря» им предмет и встречает часто негативную реакцию со стороны общества.

Согласен, что механизм должен быть отлажен так, чтобы не допустить перегибов в любом направлении. Религиозное образование должно осуществляться только в спокойной рабочей атмосфере. Думаю, что роль епархии, преосвященных владык и духовенства состоит в том, чтобы этот процесс контролировать и не допускать излишеств.

― Как верующему преподавателю сохранить себя в рамках культурологического предмета? Как не перейти на вероучительные рельсы?

― Мы не можем отрицать того, что на уроке Основ православной культуры мы говорим о вере и вероучении, о традициях и обрядах Церкви, но мы не понуждаем ребенка участвовать в церковной жизни, как, например, это делается в православных общеобразовательных школах, когда дети ходят к причастию и исповедуются, где учебный день начинается с молитвы и т.д. То есть в обычной общеобразовательной школе мы только знакомим, даем знания об основах культуры нашей религиозной традиции, давая одновременно возможность задать свои вопросы живому носителю этих традиций ― православному священнику (или представителю другой конфессии, если речь идет о другом модуле ОРКСЭ). Это взаимообогащает.

Светский педагог, каким бы верующим он ни был, может говорить на уроках только о культуре и традициях, а привить религиозные навыки могут лишь родители и священнослужитель, вовлеченные в таинственную жизнь Церкви.

― Учебники ― это головная боль и светского и религиозного образования. Сегодня существует множество программ обучения. Начиная с первого класса, учебная литература вызывает массу нареканий, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Как отбираются авторы, создающие учебную и методическую литературу в области религиозного образования? По каким критериям оцениваются их труды?

― Первое ― соответствие вероучению Церкви. Второе ― высокие нравственные критерии. Третье ― профессионализм. Учебники, которые создаются для детей любых школ, должны соответствовать всем критериям, которыми руководствуются авторы светских учебников: надо учитывать возраст ребенка, восприятие им материала, межпредметные связи и т.д.

― Часто ли приходится отказывать авторам?

― В связи с поставленной Святейшим Патриархом планкой иногда приходится отказывать или посылать на доработку. Второй вариант вовсе не говорит, что материал плохой. Иногда человек замыкается в своей среде и ничего вокруг не видит. А Экспертный совет при Отделе религиозного образования и катехизации обладает большей полнотой информации по конкретному предмету, поэтому мы и советуем авторам посмотреть дополнительные источники и использовать их, чтобы учебник стал целостным. Думаю, что это полезно всем: и авторам, и рецензентам ― одна голова хорошо, а две лучше. Экспертный совет нашего Отдела ― не карательный орган, а орган «думского» характера.

― Можно ли научить детей молиться? По-настоящему искренне, а не просто выучить слова из молитвослова? Как это сделать? Если ребенок научится молиться, то остальное приложиться: знание традиций православной культуры станет совершенно нормальным и естественным в его жизни.

― Научить человека молиться?.. Нужно научить человека думать. Нужно ребенка воспитывать таким, чтобы он чувствовал ответственность с самого маленького возраста за себя, свою жизнь, окружающих людей, чтобы он задумывался над теми событиями, которые происходят вокруг и участником которых он является. Нужно его научить анализировать свою жизнь, понимать, что нет в ней случайностей, а есть закономерное течение событий. Если этот маленький человечек научиться думать, понимать, где добро, а где зло, он придет к вере, и это будет дар Божий. И молитва станет для человека естественным состоянием.

…Молитва не всегда выражается словами. Это состояние открытой Богу души. И тогда Бог входит в жизнь человека и все, что даже не выражено словами, становится реальностью.

― Одной из актуальных общецерковных задач сегодня является катехизация. Должна ли катехизическая подготовка стать обязательной?

― Человеку надо доехать из Петербурга в Москву. Машину ему дали, но ни дороги, ни правил дорожного движения он не знает, да и водить не умеет. Какова вероятность, что он самостоятельно доедет из Петербурга в Москву? Вероятность, безусловно, есть, но она близка к нулю. Таков и ответ на ваш вопрос.

― Возможно ли отказать человеку в крещении его ребенка или венчании, если он сердцем чувствует их необходимость, но не считает себя верующим, воцерковленным человеком?

― Дело не в отказе, а в ответственном отношении священника к своему служению. Батюшке в храме нужно не пожалеть своего времени и поговорить с этим человеком, поинтересоваться как и чем он живет. Это обычная пастырская работа ― совершать службы, проповедовать, беседовать с прихожанами, и все это делать с терпением и любовью.

Портал «Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Теология в светском образовательном пространстве [Статья]

В Санкт-Петербургской духовной академии открылись курсы по изучению русского жестового языка

Состоялось награждение победителей III школьной олимпиады Российского православного университета «В начале было Слово…»

Под председательством митрополита Волоколамского Илариона прошли рабочие заседания по подготовке учебников по гомилетике и пастырскому богословию

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты» [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион: В светском образовательном пространстве теология представляет собой уникальную возможность для диалога между традиционными религиями [Интервью]

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на научно-практической конференции «Вера и знание: православный взгляд на проблему науки и техники в XXI веке» [Статья]

В Германии начались очередные «Молодежные богословские встречи» для студентов из России

В Общецерковной аспирантуре открылись первые курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации

В Москве наградили победителей Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры

Состоялось первое заседание Оргкомитета XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с активистами Всероссийского педагогического собрания

Открытый заключительный тур Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры пройдет в Москве и Екатеринбурге

Митрополит Ростовский Меркурий: Есть серьезные наработки по расширению курса ОПК на другие годы обучения

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXIV Международных Рождественских образовательных чтений [Статья]

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Теология имеет самое прямое отношение к нашей жизни

Митрополит Волоколамский Иларион: Благодаря присутствию Церкви в университетском пространстве наше студенчество может соприкоснуться с христианским взглядом на жизнь

Митрополит Волоколамский Иларион: Европа как цивилизация может погибнуть без духовно-нравственных ценностей

Митролит Волоколамский Иларион: У наших религиозных традиций есть все основания для того, чтобы жить в мире и согласии

В.Р. Легойда: Храм при МГИМО — чудо, показывающее изменение народа и страны

Митрополит Волоколамский Иларион: Новомученики и исповедники Российские являются славой нашей Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: В светском образовательном пространстве теология представляет собой уникальную возможность для диалога между традиционными религиями

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Только на пути служения другим людям человек может обрести смысл и свое подлинное предназначение»

Митрополит Волоколамский Иларион: Университет должен создавать необходимые условия для духовно-нравственного формирования личности

Протоиерей Максим Козлов: Приблизиться к тому, чтобы наши учебные заведения соответствовали современным требованиям к высшему образованию