Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Москва отдает дань уважения Царю-Освободителю

Москва отдает дань уважения Царю-Освободителю
Версия для печати
7 июня 2005 г. 13:20

В марте 2005 года исполнилось 150 лет со дня вступления на престол русского императора Александра II.

«Царь-освободитель» оставил после себя добрую память. Свидетельством чему были многочисленные памятники императору Александру II, установленные в конце XIX века в разных городах России и за рубежом, например, в Болгарии.

И не только в городах: даже в иных селах на собранные пожертвования возводились памятники поистине всенародно любимому и почитаемому Государю. Так, в селе Дубовая Балка Ставропольской губернии, большинство жителей которого были греки, в 1911 году был открыт памятник Александру II, ведь именно он издал указ, позволивший грекам, подвергшимся геноциду в Турции, найти убежище в России.

Москва отдает дань уважения Царю-Освободителю

Памятники царю Александру II были открыты, кроме Москвы, практически во всех крупных городах России. В Санкт-Петербурге из-за бюрократических проволочек памятник до революции установить просто не успели. Правда, небольшие бюсты царя-освободителя были представлены в северной столице. В день 50-летия отмены крепостного права торжественно был открыт бюст Александра II в Государственной Думе, которая помещалась тогда в Таврическом дворце. В тот же день открылось несколько бюстов царя в столичных пригородах — в Шувалово и Мурино.

И еще несколько бюстов Александра II было в Петербурге: у Александровской больницы на Фонтанке (установлен в 1893 году по заказу Городской думы), и у гомеопатической больницы на Лицейской улице (ныне ул. Рентгена), установленный в 1898-м. А в здании окружного суда на Литейном проспекте, сгоревшем в дни Февральской революции, стояла мраморная статуя Александра II — в память судебной реформы 1860-х годов. До наших дней не уцелел ни один из этих памятников — все они погибли после Октябрьской революции. Сохранился только один царский бюст — внутри храма Спаса-на-Крови, возле места покушения на царя…

Печальна судьба не только петербургских памятников. Практически все скульптурные изображения Царя-Освободителя после 1917 года были уничтожены. Памятник в Москве был разрушен весной 1918 года заодно с памятником Александру III возле храма Христа Спасителя и другими монументами.

Разрушение старого мира происходило при деятельном участии руководителей молодого советского государства и лично Владимира Ильича. По воспоминаниям коменданта Кремля Малькова, Ленин собственными руками накинул петлю на памятник, установленный на месте убийства Великого князя Сергея Александровича, и поучаствовал в его низвержении.

«Мы снесли весь этот хлам, — заявил Ленин, довольный результатами своего труда, — и воздвигнем в Москве и других городах Советской России памятники Марксу, Энгельсу, Марату, Робеспьеру, героям Коммуны и нашей революции».

Москва отдает дань уважения Царю-Освободителю

С завидным энтузиазмом и педантичностью разрушались любые свидетельства о «добром Царе»: в Москве, Киеве, Самаре, Пскове, Петрозаводске, Рыбинске, в других городах и селах за несколько месяцев 1917—1918 гг. были разрушены практически все памятники Александру II.

Мертвящим канцелярским холодом веет от слов протокола заседания исполкома Петрозаводского горсовета о снятии памятников Петру I и Александру II:

«8 августа 1918 г.

Слушали:
1) вопрос о сдаче памятников Александра II и Петра I в музей.
<…>
Постановили:
а) поручить строительно-технической комиссии разработать план снятия памятников и привести его в исполнение в самом ближайшем будущем,
б) после снятия памятников привести их в негодный вид, использовав материал для новой отливки и
в) пьедестал закрыть».

Обращение к собственной истории — не всегда значит перелистывание ее славных страниц; порой за содеянное предшественниками становится стыдно и горько. Разрушение памятников — это нечто жуткое, нечто похожее на самоубийство, только уничтожается в таком случае не человеческая жизнь, но человеческая память, память целых поколений. Но, слава Богу, у нас есть возможность исправлять ошибки: восстановление поруганных и разрушенных памятников и святынь есть знак покаяния в содеянном.

Несколько дней назад, 1 июня в Санкт-Петербурге на Ломоносовской улице, рядом с главным городским управлением Центробанка, торжественно открыли бронзовый бюст Императору Александру II. Сегодня открывается и освящается памятник у храма Христа Спасителя в Москве.

Воссоздание памятника императору Александру II в столице предлагалось впервые в середине 1990 годов Российским Дворянским Собранием, но к сожалению тогда это предложение не нашло отклика у московских властей. Инициатива Союза правых сил возымела больший эффект.

Характерно, что восстановление памятников Государю Александру II (и не только в Москве или Петербурге), как правило, происходит по инициативе крупных политических организаций (в данном случае СПС) с непременным участием представителей бизнеса. Разумеется, собрать достаточные средства на общественные пожертвования в нынешних условиях невозможно. И все же — восстановление памятников можно понимать очень по-разному, наполнить этот факт можно самым неожиданным содержанием, в том числе и политическим.

Так, например, сейчас в прессе слышны реплики о том, что памятник Александру II, открывающийся сегодня в Москве, — это некое признание его заслуг в борьбе с терроризмом (!). Думается, что удельный вес «террористической деятельности» бомбиста-неудачника Д. Каракозова или даже его более «успешных» последователей — убийц императора Александра II — несопоставим с феноменом современного международного терроризма в лице пресловутых чеченских «полевых командиров» или «радикальных исламистов» где-нибудь в Афганистане.

Даже если следовать этой логике и пытаться найти политическое наполнение факту восстановления памятника Царю-Освободителю, тогда было бы любопытнее (и полезнее) обратить внимание на то, что основной заслугой Александра II все-таки считалось и считается проведение крупных государственных реформ, и, прежде всего, отмена крепостного права. Это — деяния из той области, которую сейчас назвали бы «социальной сферой».

А вот в этом смысле выступить инициатором восстановления разрушенного памятника или даже добиться самого восстановления все же недостаточно. Вообще, стать причастным истории собственного государства (повторимся: к лучшим ее страницам) можно лишь продолжая дела наших великих предшественников. История, развивающаяся, как известно, по спирали, иногда причудливо перемешивает последовательность событий: обычно замечательные свершения и поступки предваряют установку памятников, но бывает, видимо, и наоборот. Будем на это надеяться.

Михаил Моисеев,
главный редактор отдела новостей

См. также в разделе «Новости»: Патриаршее освящение памятника Александру II

***

Все материалы с ключевыми словами