Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Ростовский Меркурий о грантовом конкурсе «Православная инициатива»

Митрополит Ростовский Меркурий о грантовом конкурсе «Православная инициатива»
Версия для печати
21 сентября 2012 г. 14:07

В рамках информационного обеспечения конкурса «Православная инициатива» исполнительная дирекция Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви ежемесячно выпускает электронные информационные дайджесты, посвященные мероприятиям и проектам конкурса.

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, один из руководителей направления «Образование и воспитание» конкурса «Православная инициатива» митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий ответил на вопросы корреспондента, посвященные состоянию системы грантовой поддержки образовательных проектов в России. Интервью с владыкой вошло в дайджест № 4 (сентябрь 2012 г.), посвященный теме «Образование и воспитание».

— Ваше Высокопреосвященство, какую роль, на Ваш взгляд, играет грантовая поддержка учреждений образования в рамках конкурса «Православная инициатива» в современной системе образования в России?

— В течение двух лет, возглавляя совместно с Любовью Николаевной Глебовой направление «Образование и воспитание», я заметил две тенденции. Первая — увеличение числа интересных заявок. Наше направление лидирует по числу поданных заявок, в 2011 году их было 359 из более чем 1100 в целом по конкурсу. Вторая — расширение тематики направления, включение в основную идею поддержки проектов не только «в области православного просвещения и духовно-нравственного воспитания», но и «овладения всем богатством родной культуры, развития способностей, становления всесторонне развитой личности».

Однако, если говорить о системе образования вообще, то придется констатировать, что для большинства образовательных учреждений конкурс «Православная инициатива» остается где-то в параллельной реальности — кто-то что-то, может, и слышал, но что? где? как к нему подступиться? да и надо ли? Кто-то не хочет связываться с бумагами, заявками, отчетами, полагаясь на русский авось, — авось и так сладим, потихоньку, как-нибудь… А многие и вовсе ничего не слышали.

Но посмотрим с другой стороны. Грантовая поддержка ведь оказывается не системе, а конкретным инициативам конкретных организаций, в том числе связанных с образовательной и воспитательной деятельностью. И эти учреждения, получая реальную финансовую помощь своим проектам, начинают реализовывать их на новом уровне возможностей. Проекты не остаются просто хорошими интересными идеями, а воплощаются в жизнь, давая другим пример, опыт, образец, вдохновение — а это уже касается системы. Какая-нибудь школа проводит с помощью полученного гранта интереснейшую акцию, а педагоги другой, может быть, и не зная ничего о конкурсе, думают: «И мы так хотим! И мы так можем!» И ведь находят возможности, поддержку, перенимают опыт, читают изданные при грантовой поддержке методические пособия, книги, и делают что-то нужное, важное, необходимое, как для детей, так и для родителей и для самих педагогов.

Замечательно, что этот конкурс проводится, что он дает надежду тем, у кого порой опускаются руки, кто, имея множество интереснейших идей, не всегда имеет возможности их реализации. И прекрасно, что в конкурсе предусмотрено, что поддержка дается не просто некой эфемерной идее, а тому, что уже имеет некое основание: опыт работы в той или иной сфере, некое начальное материальное обеспечение, первые шаги, сделанные в нужном направлении. Как говорят наши старцы: «Молись: Господи, поможи! А и сам не лежи!».

— В чем Вы видите основную задачу участников процесса финансирования проектов в системе образования — как грантодателей, так и грантополучателей?

— Прежде всего в ответственности. Для грантодателей важно ответственно подойти к выбору грантополучателей и направить финансовые потоки туда, где может быть реальная отдача в ожидаемом направлении. Грантодателям, а точнее, экспертам, надо уметь увидеть в той или иной заявке ту пользу, которую заложенная в проекте деятельность может принести всему обществу, а не только тому или иному учреждению. Они отвечают перед теми, кто вкладывает средства в фонды (они ведь не просто из тумбочки берутся) и морально отвечают перед теми, кто не получил финансовую помощь, потому что другие проекты были признаны лучшими. Это сложнейшая задача — за словами, написанными в заявке, суметь разглядеть то, о чем, может быть, даже сам заявитель не подумал, — влияние реализованного проекта на многие стороны общественной жизни. И, конечно, поскольку речь идет о конкурсе, который проходит под эгидой Русской Православной Церкви, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, нельзя забывать о нашей общей ответственности перед Богом.

Что касается грантополучателей, то надо ответственно подойти уже к самой подаче заявки: продумать и просчитать все, что необходимо, внимательнейшим образом ознакомиться с Положением о конкурсе, чтобы понять, какие проекты и какие виды расходов финансируются, а какие нет. Ответственно, честно, добросовестно составить заявку и столь же ответственно отнестись к ее реализации, к каждой копейке потраченных на проект денег. И, пожалуй, главное — честно ответить себе на вопрос: для чего нужен этот проект? Для меня, моей славы, моего удобства, моего дохода — или чтобы быть полезным Церкви, стране, обществу? Все это должно быть продумано очень хорошо.

— Каковы, по Вашему мнению, наиболее «узкие» места в механизмах взаимодействия соискателей грантов и структур, предоставляющих финансовую помощь?

— Недостаточная информированность о конкурсе вообще и о правилах составления заявок в частности. Было бы правильно, чтобы повсеместно у потенциальных грантополучателей при составлении заявок (особенно на второй этап конкурса) была возможность получить адекватную консультативную помощь от сотрудников фонда, организаторов конкурса, кураторов на местах. В период между первым и вторым этапом можно было бы организовать обязательный для вышедших на второй этап, хотя бы в режиме видеоконференции, семинар, на котором можно было бы решить все недоуменные вопросы, чтобы избежать досадных ошибок, из-за которых заявка может быть отклонена. Подобный семинар скоро пройдет в Ростове-на-Дону, и этот опыт необходимо распространить на все регионы.

Желаю всем участникам конкурса, а также тем, кто только задумывается о подаче заявки на следующий год, не бояться трудностей. Вас всегда готовы поддержать, оказать необходимую помощь. Если возникают вопросы, обращайтесь к организаторам конкурса.

Желаю неоскудевающей помощи Божией всем организаторам и участникам конкурса «Православная инициатива»!

Сайт Отдела религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

В Центре Императорского палестинского общества в Москве прошла презентация собрания трудов равноапостольного Николая Японского

В Екатеринбурге состоялось пленарное заседание XII Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История»

Проблемы и положительный опыт приходского просвещения взрослых обсудили на Рождественских чтениях

Начался прием заявок на конкурс «Православная инициатива — 2024»

В Яранской епархии открыли «Дом для мамы»

В Оренбургской духовной семинарии прошла всероссийская конференция «Духовное наставничество как основа и идеал истинного учительства: история и современность»

Издан молитвослов на языках коренных малочисленных народов Севера