Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова
Версия для печати
31 августа 2014 г. 23:49

31 августа 2014 года, в неделю 12-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери «Всецарица», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Феодосий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Олег Иванович, губернатор Тамбовской земли! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! 

Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним днем. Мы празднуем столетие причисления к лику святых святителя Питирима Тамбовского — человека, который вошел в историю Тамбовщины и всей Руси как великий миссионер, как человек, сумевший радикально изменить настроение тех людей, к которым Сам Господь его послал.  

На Тамбовской земле, как уже было сказано, пограничной земле, где нередко скрывались разные лихие люди, где на дорогах нередко совершался разбой, где так мало было людей, живших по закону Христову, святитель Питирим начал свое святительское служение.

Он был родом был из города Вязьмы, очень для меня близкого, потому что в течение 25 лет я был архиереем Смоленским и Калининградским, а вначале — Смоленским и Вяземским. И Вязьма, и Иоанно-Предтеченский монастырь, где святитель Питирим начал свой монашеский путь, всегда были близки моему сердцу, ибо моя жизнь связана с этим монастырем, украшенным, в том числе, уникальным памятником архитектуры — трехшатровым храмом в честь иконы Божией Матери «Одигитрия».  

И, может быть, неслучайно святитель Питирим так сильно и энергично стал работать здесь, на этих окраинах России, преобразуя человеческие души, потому что недалеко от Вязьмы был другой монастырь, который, к счастью, и сейчас существует, — основанный преподобным Герасимом Болдинским. А сам Герасим поселился на Смоленской дороге, которая соединяла восток с западом, той дороге, по которой не столько добрые люди перемещались, сколько лихие грабители и разбойники... Но получилось так, что он духовно преобразовал всю эту землю и испепелил грабеж и разбой. Их просто не стало, потому что народ стал другим.

И, конечно, святитель Питирим хорошо знал этот пример. И когда приехал сюда, в ту часть Руси, которая очень напоминала Смоленскую дорогу, он начал свое великое миссионерское служение, которое было связано и со строительством новых храмов, но самое главное — с просвещением людей, с преобразованием этой земли.

Сегодня мы празднуем столетие со дня причисления его к лику святых в этом благолепном соборе, который он заложил и начал строить. Мы являемся свидетелями возрождения Православия на этой земле и с уверенностью можем сказать: все доброе и полезное, что совершается здесь как в церковной области, так и в области светской, государственной, все это несомненно совершается по молитвам святителя Питирима, который не оставляет свою паству, который вместе с ней и сегодня в этом благолепном дивном соборе, как и вчера был, когда мы освящали храм в Вознесенском монастыре и когда совершали освящение колокольни Казанского монастыря. Возрождается Тамбовщина и духовно, и материально, потому что очень много было сделано святителем Питиримом и прочими просветителями, чтобы семена Православия вошли в глубину Тамбовской почвы и принесли плод.

Может быть, именно поэтому так грозно враг обрушился на Церковь в послереволюционные годы. Ни один регион России не был в церковном отношении за короткое время в 1920-е годы разорен так, как была разорена Тамбовщина. Практически все храмы были закрыты и уничтожены и, как мы только что слышали, более тысячи священнослужителей были расстреляны. Это был страшный поток безбожия, злобы, отторжения прошлого, разрыва преемственности и всякой традиции. Это было безумное устремление людей к построению Царства Божия без Бога, и не на небе, а на земле.

Те страшные деяния были реальным вызовом Самому Богу, Церкви, Господу Иисусу Христу. И какая же сила была брошена, чтобы подавить и разрушить все то доброе, что здесь было. А когда народ не выдержал и восстал, мы знаем, в какой страшной крови были потоплены тысячи и тысячи жизней, усугубляя разорение и общую беду Тамбова и Тамбовского края.

И возникает вопрос: а как же люди дошли до такого безумства, до такого умопомрачения? Разве те, кто разрушали храмы, ничего не слышали про святителя Питирима? Разве многие из них, как уже тоже было только что сказано, не были участниками прославления угодника Божиего? Наверняка шапки с голов снимали и крестились. А затем, одурманенные нежизнеспособными, но очень привлекательными лозунгами, потеряв голову и совесть, стали все крушить вокруг себя, разрушая не только Церковь, но и народную жизнь. Мы живем уже в другую эпоху, сто лет прошло с прославления святителя и с начала наших скорбей, а ведь до сих пор не изжиты последствия той трагедии первой половины ХХ века.

Так как же это могло произойти? Сегодняшнее апостольское чтение (1 Кор. 15:1-11) помогает нам многое понять . Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, говорит, что среди вас есть такие, кто не верит, что будет воскресение мертвых. Но если не будет воскресения мертвых, то значит и Христос не Воскрес, потому что Христос, Сын Божий, стал Сыном человеческим. Он обрел человеческую природу, человеческую плоть, и если Он с этой человеческой плотью Воскрес, то это значит, что сама человеческая природа под действием силы Божией способна воскреснуть. А если не верить в эту способность человека воскреснуть под действием Божественной силы, то тогда невозможно верить и в Воскресение. Если Христос не Воскрес, продолжает апостол, то проповедь и вера ваша тщетны — нечего проповедовать и не во что верить. Потому что если не было Воскресения Христова, то учение, принесенное Иисусом из Назарета, было лишь одним из многих человеческих учений, а эти учения долго не держатся. Два-три-четыре-пять поколений, и все они становятся достоянием историков, специалистов по истории философской мысли, а народ уже ничего о них не знает. Дай Бог, чтобы помнили имена великих философов, а некоторые даже уже и имен не знают, особенно нынешние школьники. А уж что говорить о тех мировоззренческих идеях, которые охватывали тысячи и тысячи человеческих умов и сердец? Их больше не существует.  А вера в Господа Иисуса Христа, Распятого и Воскресшего, существует сегодня, как и сто лет назад, как и две тысячи лет назад. 

И это самый сильные аргумент, свидетельствующий о Воскресении Спасителя, потому что если бы не было Воскресения, то Его проповедь была бы временной, скоро преходящей, не способной оплодотворять человеческие умы и сердца на протяжении тысячелетий...

А если говорить о нашей собственной истории, за эти сто лет, которые прошли со времени прославления святителя Питирима, сколько произошло, какие силы ада были брошены на физическое уничтожение Церкви и на искоренение всякой мысли и всякого слова о Христе! И ничего не получилось. И снова, как сквозь асфальт нередко прорастают растения, зеленые росточки жизни, так и слово Христово через железобетонную плиту страшных гонений ХХ века прорвалось к свету, солнцу и жизни, являя собой жизнь, солнце и свет Божественного учения.

Современные русские люди не могут не верить в Бога после всего того, что произошло с нашей страной. А если не верят, то что-то очень опасное и болезненное происходит в сердцах и умах этих людей. Сама история вопиет, бьет в набат и свидетельствует о силе Божией. 

Сегодняшние слова апостола Павла дают нам ясный ответ на то, почему мы остаемся преемниками святых апостолов, святых угодников Божиих, почему мы остаемся учениками святителя Питирима. Да потому что учение Христа бессмертно! Оно принадлежит Богу, а Бог бессмертен.

Я выражаю чувство глубочайшего удовлетворения от того, что произошло и что я увидел на Тамбовской земле. Это воскресшие из небытия храмы, увенчанные крестами, которые даже в ночном небе светятся ярко, колокольни и храмы. Это желание и стремление детей и их родителей изучать Основы православной культуры, которые помогают современным людям понять очень многое из того, что пришло к нам и от Господа Спасителя, и от святых угодников, и от святителя Питирима. 

Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Феодосий, за Ваши многие труды. Вы — сын этой земли, Вы любите эту землю. Ваша жизнь — это жизнь Ваших сограждан, Ваших братьев  и сестер. И я хотел бы пожелать Вам и далее, не жалея жизни своей, трудиться во благо Церкви Православной на Тамбовской земле и во благо жизни Ваших сограждан-тамбовчан, которые также близки Вашему сердцу.

Хотел бы выразить сердечную благодарность Олегу Ивановичу, губернатору, и за те замечательные слова, которые Вы сегодня произнесли, и за те добрые дела, которые Вы совершаете для своего народа, не забывая о тех жестоких, но очень вразумительных уроках, которые сохраняют в памяти люди нашего поколения.

Пусть Господь благословляет Тамбовскую землю, пусть Господь споспешествует Вам, Ваше Высокопреосвященство, в Ваших трудах. Да благословит Господь и Вас, Олег Иванович, вашу команду, тех, кто несет ответственность за жизнь граждан, и также споспешествует вам в ваших добрых делах.

Хотел бы также пожелать помощи Божией всем вам, мои дорогие, а самое главное — призвать вас крепко хранить веру в сердце, не дать врагу рода человеческого снова вырвать из сердец нашего народа это свидетельство о вечности, которое наполняет подлинным смыслом каждый день нашей земной жизни.

И духовенство призываю трудиться неленостно. Сегодня наступило то время, когда мало только время в храме служить. Надо идти проповедовать к людям, во время и не во время, как говорит апостол Павел (2 Тим. 4:2), заниматься с детьми, с молодежью, преподавать те необходимые знания о вере, без которых не может жить современный человек, а самое главное — вникать в скорби и радости людей, чтобы они были вашими скорбями и радостями. Тогда ваше слово будет усваиваться и умом, и сердцем. Не будьте безразличны ни к кому — ни к молодому, ни к человеку среднего возраста, ни к пожилым, ни к глубоким старикам, потому что перед вами — души бессмертные, а не меняющийся человеческий облик.

В память о пребывании в этом святом храме я бы хотел преподнести образ, который является копией афонского образа Божией Матери «Всецарица». Сегодня праздник этой иконы. Образ хорошо известен, он находится в Ватопедском монастыре на Афоне, и очень многие люди, тысячи людей получают там исцеления от самых страшных онкологических заболеваний. В нашем Отечестве уже есть несколько списков этой иконы, перед которыми горячо молились люди, лишенные всякой надежды. Я лично близко знаю одного человека, который молился перед этим образом и был исцелен, имея четвертую степень ракового заболевания, а значит, никакой надежды. И живет этот человек, забыл о своем недуге, потому что Царица Небесная от образа Своего «Всецарица» простерла над ним Свою длань.

Мне хотелось привезти этот образ в Тамбов, чтобы он украшал этот кафедральный собор, и чтобы жители Тамбова, особенно те, родственники которых страдают этим тяжким заболеванием, или те, к кому прикоснулась эта болезнь, с глубокой верой обращались к Царице Небесной перед этим образом. И знаем, что Она слышит наши молитвы.

Пресс-служба Патриарха Московского и все Руси

Версия: молдавская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке

Патриаршая проповедь после Литургии в Преображенском соборе Салехарда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге

Патриаршая проповедь после Литургии в Александро-Невской лавре

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра Московского после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в праздник Донской иконы Божией Матери после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы