Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Наследие Святой Руси и вызовы современного мира»

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Наследие Святой Руси и вызовы современного мира»
Версия для печати
23 января 2015 г. 10:45

22 января 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на круглом столе «Наследие Святой Руси и вызовы современного мира» в Государственной Думе ФС РФ.

Уважаемый Алексей Константинович! Уважаемые участники круглого стола!

Сегодняшняя наша встреча проходит на фоне неспокойной международной обстановки. В условиях внешнеполитического и экономического кризисов обостряются все нерешенные проблемы, копившиеся годами, что требует от нашего народа мобилизации сил — как физических и умственных, так и духовных. В сложные времена необходимо не только напрячь свои силы и волю, но и, образно выражаясь, свериться с картой, чтобы понять, в правильном ли направлении мы движемся, не потеряли ли мы из виду путеводную звезду исторического развития. Таким ориентиром для нашей страны является ее более чем тысячелетний опыт, а если быть более точным, — наследие Святой Руси.

Кто-то может возразить: разве духовные ценности Святой Руси имеют отношение к стоимости барреля нефти, кредитным рейтингам, оттоку капитала и валютному рынку? Деловые и политические круги сейчас озабочены совершенно конкретными насущными проблемами и, казалось бы, странно рассуждать о духовном и культурном измерении общественной жизни. Тем не менее, вектор развития страны, осознание ее внутренней основы и движущей силы является вопросом стратегическим и актуальным в любой ситуации, а в наибольшей степени — кризисной.

Что мы подразумеваем под понятием «Святая Русь»? Как в концентрированном виде можно выразить то наследие, опираясь на которое, мы должны двигаться вперед? Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев так сформулировал ответ на этот вопрос: «Это вовсе не то же, что Россия; это не вся страна в целом со всем греховным и низким, что в ней всегда было». …Понятие «Святая Русь» объединяло в себе все самое светлое, священное, незапятнанное, святое; оно «освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно»¹.

В первой половине XIX столетия славянофилы обращают внимание на фольклорные литературные памятники, а их читатели-современники начинают замечать довольно частое употребление выражения «Святая Русь» в былинах и народных песнях. О Святой Руси начинают писать: славянофилы с сочувствием, придавая этому словосочетанию характер исторического и историософского понятия, западники же — с насмешкой и сарказмом. Принято считать, что славянофилы были слишком эмоциональны и необъективны в своем преклонении перед допетровской Русью. Однако именно с этим движением связано второе рождение и самого термина «Святая Русь», и осмысление его наполнения.

Ценности Святой Руси раскрываются перед нами в православной нравственности и добротолюбии, в особенном отношении к труду как добродетели, в нестяжательстве, взаимопомощи и жертвенности — одним словом, в той структуре бытия, где духовные мотивы жизни преобладают над материальными, где целью жизни является не вещь, не потребление, а совершенствование, преображение души. Священномученик Иларион (Троицкий) писал: «Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу»². Единственный путь преображения — в искоренении греха в самом себе. Об этом говорил Федор Михайлович Достоевский: «Не в вещах правда эта, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою»³.

Владимир Сергеевич Соловьев, рассуждая о понятии «Святая Русь», сравнивает составляющие национальной гордости того или иного европейского народа. Например, француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе, у англичанина его национальная гордость сконцентрирована в понятии «старая Англия», немцы вспоминают «немецкую верность». Русский же народ вкладывает все, что ему дорого в своем Отечестве, в понятие «Святая Русь». «Вот идеал: и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-эстетический, а идеал нравственно-религиозный»⁴.

В этом году исполняется 1000 лет со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, определившего исторический, подлинно цивилизационный выбор Руси. Святой апостол Павел заповедует нам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и <…> подражайте вере их» (Евр. 13:7). Памятуя эти слова, наша Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного, приравняв его труды и успехи на ниве проповеди веры Христовой к трудам самих апостолов.

Князь Владимир — сложная историческая личность: в его образе, как в зеркале, отражается противоречивость русского характера. Господь благоволил избрать именно такого человека, чтобы сполна явить в нем чудо преображения, которое происходит с людьми, ревнующими о вере и Боге. Что же дала христианская вера князю Владимиру и нашему народу?

Обращение князя ко Христу было подлинным и глубоким; оно изменило жестокого языческого правителя. Святая вера помогла ему услышать слово Господне, сказанное царю Навуходоносору пророком Даниилом, и по слову этому устроить свою жизнь: «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан. 4:24). Ушли в прошлое безнравственная жизнь и жестокость князя. Он стал терпимым к людям, щедрым и милостивым к беднякам, сострадательным к наказуемым. Народная молва, выраженная в былинных сказаниях, усвоила ему имя «Владимир Красное Солнышко».

В христианской вере истоки нашей отечественной культуры — письменности, живописи, архитектуры. Вера, принятая и переданная народу князем Владимиром, стала семенем, которое упало на благодатную почву и принесло духовные плоды: сонмы святых, наших соотечественников, ходатайствуют перед Богом за русскую землю и святую Церковь, за наш народ. Эта же вера столетиями формировала народный облик и укрепляла государство, помогала найти силы для консолидации во времена внутренних неурядиц и сопротивления захватчикам. Убежден, что и в наши дни, и в будущем она неизменно будет выполнять свою созидательную роль.

Упомянув в начале своего выступления внешние и внутренние вызовы, с которыми сегодня сталкивается наша страна, хочу обратить внимание и на те угрозы для христианского духа, которые исходят от секулярного и безбожного мира. Казалось бы, атеистическая модель развития общества потерпела крах на исходе ХХ века. История этого столетия засвидетельствовала, что избавиться от религии — значит убить совесть. Тем не менее, атеизм, облекшись в маску секуляризма и либерализма, стал сегодня чуть ли не доминирующей религией на европейском пространстве. И это при том, что еще несколько десятилетий назад западный мир, ассоциировавший себя с христианским наследием, противостоял атеистическому советскому государству, а сегодня сам вольно или невольно становится поборником его идей и методов борьбы с традиционными христианскими ценностями.

Процесс секуляризации, отрицания абсолютной Истины, устранения самого понятия греха из общественного сознания, доминирование идеи нравственного релятивизма достигают в наши дни невиданного прежде размаха. Наступление идет по всем фронтам — от борьбы с религиозными символами и оспаривания права религий на присутствие в публичном пространстве до кардинального пересмотра понимания института семьи и таких фундаментальных ценностей, как право человека на жизнь (в последовательном продвижении практики абортов и эвтаназии). Очевидный факт: многие европейские государства отказались от своей христианской идентичности. Как писал сербский святитель Николай (Велимирович), «Христос уходит из Европы». Трагедию Европы он усматривал в том, что она «отвергла Царство жизни вечной», отреклась от своих христианских корней. «Где теперь Христос в Западной Европе? — вопрошает иерарх. — На дальнем конце стола. А кто же во главе стола? Политики, философы, писатели, бизнесмены, фарисеи, саддукеи»⁵.

На протяжении сравнительно небольшого временного отрезка мы наблюдаем за процессами легализации в ряде европейских стран таких явлений, как, например, однополые союзы. Причем нельзя сказать, что это происходит с молчаливого согласия самих европейских народов: недавно мы видели многотысячные демонстрации в Париже и других французских городах против уравнения традиционной семьи с парами нетрадиционной сексуальной ориентации. Как противники, так и сторонники легализации однополых союзов при этом апеллировали к правам человека. В итоге закон, предоставляющий гомосексуальным парам равные статус и права с традиционными семьями, был принят французскими законодателями при полном игнорировании этических аспектов этой проблемы, а протестующих разогнали с помощью дубинок и слезоточивого газа.

Секулярная идеология превращается в самодовлеющую силу, не терпящую инакомыслия. Она позволяет хорошо организованным миноритарным группам с успехом навязывать свою волю большинству под предлогом соблюдения прав человека. По сути, права человека превратились в инструмент манипулирования большинством. Таким образом, борьба за права человека становится диктатурой меньшинства по отношению к большинству.

Признание легальной возможности добровольного ухода из жизни, так называемой эвтаназии, в том числе и несовершеннолетних детей, — это еще один зловещий результат извращенного толкования прав человека. Несовершеннолетний ребенок не имеет гражданской дееспособности – он, например, не может голосовать или самостоятельно вступать в сделки гражданско-правового характера, поскольку общество признает, что у него недостаточно возможностей для принятия ответственных решений. Однако государство дает согласие на детскую эвтаназию, полагая, что в этом акте оно (государство) придерживается принципов гуманизма и человеколюбия. Аналогичное понимание прав человека приводит к тем же выводам для оправдания аборта, который трактуется как осуществление неотъемлемого права женщины распоряжаться своим телом и плодом. Отрицание личностного статуса плода — второй основополагающий принцип защитников абортов. Принятие и допущение аборта как юридически узаконенной практики, без публичных этических ограничений и разъяснений — это симптом морального кризиса общества.

Сегодня здесь, в стенах Государственной Думы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал к решительной борьбе с абортами в нашем Отечестве, в том числе путем выведения абортов из числа статей, подпадающих под медицинское обслуживание за счет налогоплательщиков, а, может быть, и путем полного законодательного запрещения абортов. Как подчеркнул Святейший Патриарх, количество абортов в нашей стране остается угрожающе высоким. Если бы удалось хотя бы в два раза сократить число абортов, это привело бы к мощному демографическому взрыву.

Работа над снижением количества абортов должна осуществляться не только в запретительном или ограничительном правовом направлении, но и в направлении оказания помощи женщинам, находящимся в зоне риска прерывания беременности. В качестве примера хочу привести проект службы психологической помощи, осуществляемый Фондом святителя Григория Богослова, получивший название «Сохраним жизнь вместе». Данный проект направлен на снижение числа абортов и отказов от новорожденных детей в среде наших соотечественников, проживающих как в России, так и за ее пределами. В этих целях осуществляется консультативная психологическая помощь будущим мамам в принятии решения о сохранении незапланированной беременности, поддержка беременных женщин и их семей в период вынашивания ребенка и после его рождения, а также многодетных семей, ожидающих прибавления. Помимо консультирования специалиста-психолога всем вышеперечисленным категориям женщин и семей предоставляется информация о государственных и негосударственных программах поддержки семьи и детства, оказывается помощь во взаимодействии с государственными учреждениями, в получении медицинского обследования, обеспечивается юридическое сопровождение по вопросам трудового и семейного права. Женщинам на время беременности и грудного вскармливания предоставляются назначенные врачом лекарственные препараты, а их семьям — товары и предметы, необходимые для ухода за новорожденными детьми.

Возвращаясь к ситуации в Европе, зададимся вопросом, как же так случилось, что европейский континент как исторический бастион христианства стал сегодня главным локомотивом и проводником нравственно разрушительных процессов и идей? А произошло это потому, что в какой-то момент своего бытия европейское общество отказалось от приоритета веры. Возведение прав и свобод человека в идеал и абсолютную ценность привели к вытеснению религии из публичной жизни, отказу от норм традиционной морали. Но если нравственность становится относительной, тогда свобода становится вседозволенностью, поскольку только нравственность способна ограничивать и направлять к добру свободный выбор человека.

Нам необходимо учиться и на своих, и на чужих ошибках, извлекая уроки из тех процессов, которые мы наблюдаем в мире. И сегодня, как и в XIX веке, продолжаются дискуссии о путях развития России, о том выборе, который сделал в свое время святой князь Владимир. Как и прежде, мы встречаем полярные точки зрения, слышим эмоциональную полемику по этому вопросу. И нас, и наших предшественников многое не устраивало и не устраивает: в первую очередь, глобальное противоречие между реальностью и идеалом, между ценностями Святой Руси и духовным оскудением современной жизни. В этой связи нельзя не вспомнить замечательные слова Александра Сергеевича Пушкина, сказанные в ответ на знаменитое письмо Чаадаева, где тот выводил все беды России из факта принятия Православия. Вот что отвечает Пушкин таким критикам: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; <…> но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал»⁶.

Церковь, давая оценку общественным процессам, свидетельствует о необходимости сохранения цивилизационной идентичности и нравственных устоев нашим народом и страной. Идеал Святой Руси не должен восприниматься как нечто давно ушедшее и позабытое, но стать основным принципом бытия общества, выстраивания отношений с другими народами. Учитывая современные секулярные тенденции и печальные плоды духовной разрухи после долгих десятилетий государственного атеизма, это задача не из легких, а потому и решаться она должна всеми созидательными силами сообща – не только духовенством, общественными и политическими деятелями, но и каждым человеком на своем месте и в меру своих сил.

______

¹ Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси: очерки из области русской литературы XI-XVII вв. М-Л.: АН СССР, 1945. С. 120.

² Архим. Иларион (Троицкий). Вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года. Впервые опубликовано в журнале «Богословский вестник», 1914, т. 3, № 10-11. http://www.pravoslavie.ru/sretmon/illarion/progressipreob.htm.

³ Достоевский Ф.М. Пушкин. (Очерк). Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности. http://www.klassika.ru/read.html?proza/dostoevskij/pushkin.txt.

⁴ Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Том 1. Философская публицистика. «Любовь к народу и русский народный идеал» (Открытое письмо к К.С. Аксакову), Москва: Издательство «Правда», 1989. Журнал «Вопросы философии». Институт философии АН СССР. Философское общество СССР. Серия «Из истории отечественной философской мысли». Приложение к журналу «Вопросы философии». С. 309.

⁵ Святитель Николай (Велимирович). Из окна темницы. http://www.pravoslavie.ru/smi/38035.htm.

⁶ Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 17 т. Т. 16. М., 1949. С. 393.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Академии ФСИН России проходит международная конференция по взаимодействию Русской Православной Церкви с государственной системой исполнения наказаний

Председатель ОВЦС встретился с новоназначенным Послом Греции в России

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата принял участие в V Бакинском международном гуманитарном форуме

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с новоназначенным постоянным представителем России при ЮНЕСКО

В Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре прошла конференция «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской»

Состоялось второе заседание Оргкомитета XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Завершается подготовка идеологической концепции XXV Рождественских чтений

Состоялось первое заседание Оргкомитета XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в голосовании на выборах в Государственную Думу ФС РФ

Участие Святейшего Патриарха Кирилла в голосовании на выборах в Государственную Думу ФС РФ

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в голосовании на выборах в Государственную Думу ФС РФ

В Армавирской епархии в честь крестителя Руси освящена церковь, являющаяся копией храма Покрова на Нерли

Председатель ОВЦС встретился с председателем Управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде

Председатель ОВЦС встретился с новоназначенным Послом Греции в России

Председатель Отдела внешних церковных связей поставил подпись под обращением граждан за запрет абортов

Митрополит Волоколамский Иларион посетил Российскую академию художеств

Другие статьи

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXIV Международных Рождественских образовательных чтений

Порядок аккредитации СМИ на XXIV Международные Рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность»

Предложения по размещению участников Рождественских чтений

Региональный этап Рождественских чтений: основные задачи и рекомендации

Рождественские чтения: взаимопроникновение Церкви и общества

«Святой князь Владимир — солнце русской истории. К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на закрытии XXIII Рождественских чтений

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Наследие Святой Руси и вызовы современного мира»

Выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе в Государственной Думе России