Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Священник Владимир Вигилянский: «Никто сегодня не может обвинить Русскую Православную Церковь в изоляционизме и закрытости»

Священник Владимир Вигилянский: 'Никто сегодня не может обвинить Русскую Православную Церковь в изоляционизме и закрытости'
Версия для печати
11 июня 2008 г. 13:00

Руководитель Пресс-службы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в интервью соборному сайту дал оценку изменениям в отношениях СМИ и Церкви, произошедшим в последние годы, поделился своим видением перспектив развития церковной информационной деятельности.

—  Отец Владимир, грядущий Архиерейский Собор — уже не первый церковный форум, на котором Вам поручено заниматься вопросами, связанными с информацией. Вы возглавляли пресс-службу Архиерейского Собора в 2004 году. Скажите, пожалуйста, как, на Ваш взгляд, изменилась ситуация в сфере церковной информационной деятельности?

— Работа пресс-службы Архиерейского Собора 2004 года была новым, очень важным этапом информационной политики Церкви. К этому времени Отдел внешних церковных связей, Издательский совет и инернет-ресурс «Православной энциклопедии» (сайт «Седмица.ru») накопили богатейший опыт как в отношениях со светской прессой, так и в выработке принципов церковных новостей. Благодаря этому опыту был сломлен натиск негативного, в лучшем случае — индифферентного отношения к Церкви на телевидении и в центральных печатных СМИ.

Бывали времена в 90-е годы, когда Церковь ощущала вокруг себя настоящую информационную блокаду, когда жизнь и события миллионов российских верующих происходили сами по себе, а проблемы, поднимаемые СМИ, сами по себе. Церковная печать, православные радио- и телепрограммы, церковные электронные СМИ к 2000 году сумели доказать, что они востребованы российским читателем, слушателем, зрителем.

Вспоминаю, какой живой интерес и отклик получила программа «Как жить по-православному» на ТВ-6 в 2001 году с ведущим Иваном Демидовым. Для телевизионных работников было настоящим откровением, что такая, по их понятиям, специализированная и узкая программа стала «рейтинговой». К тому времени, когда мне было поручено Святейшим Патриархом организовать пресс-службу Архиерейского собора 2004 года, в церковных структурах уже были настоящие знатоки своего дела, журналисты-профессионалы.

В результате небольшая группа, работающая на Соборе, достигла определенного успеха — о деятельности самого важного церковного форума появилось более 2 тысяч материалов в СМИ. Перед своими сотрудниками я поставил несколько насущных задач: оперативность, открытость, благожелательное отношение к журналистам, соответствие качества печатных материалов тем высоким и серьезным проблемам, которые обсуждались на Соборе.

— В связи с предыдущим вопросом — следующий: изменился ли за последние годы характер взаимоотношений Церкви и средств массовой информации? И если да, то в чем проявляются эти изменения?

— Почти сразу после окончания Собора я был назначен руководителем Пресс-службы Московской Патриархии. Жизнь Церкви в любые времена чрезвычайно насыщена самыми разнообразными событиями. Каждый священнослужитель, каждый приход или монастырь, каждая епархия связаны видимыми и невидимыми нитями с обществом и государством, с наукой и культурой, с политикой и экономикой, с радостями и бедами отдельных людей. Все это составляет огромное богатство живого участия Церкви в жизни общества. И это помимо сакральной функции Церкви, с которой миллионы православных связывают свою новую жизнь во Христе и со Христом.

Поэтому главной задачей Пресс-службы мы поставили вопрос об адекватном информировании общества о жизни Церкви. По сути — это миссионерская задача, для решения которой мы в первую очередь наладили прочные связи с пресс-службами, протокольными отделами и информационными структурами основных государственных и общественных организаций.

Особенно плодотворными можно назвать взаимоотношения в последние 2-3 года с федеральными, местными и частными телекомпаниями, которым мы помогаем в организационном плане в проведении съемок церковных мероприятий.

Своего рода иллюстрацией нашей работы может служить тот факт, что за это время в телеэфире кардинально изменилась в положительную сторону тональность комментариев на церковные темы и частота появления православно ориентированных передач и сюжетов. Русская Православная Церковь, ее жизнь и деятельность, запечатленная в электронных и печатных СМИ, стала неотъемлемой частью бытия россиянина. Разрыв между реальным местом Православия в жизни людей и отражением ее в СМИ сократился в несколько раз. Многие светские информационные агентства и печатные издания открыли или ждут открытия специальных отделов, занимающихся освещением религиозных проблем. Мы находимся на постоянной ежедневной связи с их корреспондентами.

— Известно, что одна из рабочих групп Собора в числе прочих будет рассматривать вопросы, связанные с информационной деятельностью Церкви. Можете ли Вы обозначить основные проблемы, стоящие в настоящее время перед Церковью в этой области?

— Главная проблема — это информационная поддержка церковных инициатив на местах. Нельзя, чтобы будущий краевед-историк не смог бы найти сведений в СМИ о церковных событиях своей родной области — тогда как в ней в начале XXI века, помимо нескольких сот приходов и десятков монастырей, действовали церковные приюты, дома престарелых, благотворительные столовые, центры по реабилитации наркоманов и алкоголиков, церковные молодежные организации и т. д.

Короче говоря, отсутствие епархиальных пресс-служб, интернет-сайтов, периодических изданий в наш информационный век создает ситуацию, которая описана в Евангелии: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15).

Одним из важных предназначений церковных СМИ является просвещение. Наши соотечественники, прошедшие сквозь терния атеистической пропаганды, остались в основном малообразованными в религиозном смысле людьми, которые имеют смутное представление о Православии, об отечественной культуре и Церкви, путают магию и мистику, суеверие и веру, не ведают о сути христианской этики, о смысле богослужений, о покаянии, о православной аскетике и о многом-многом другом. Не наша ли задача поделиться своими знаниями и опытом?

В обратном случае наше место займут дилетанты, доморощенные философы, эсхатологические паникеры, изуверы, мракобесы и сектанты. И еще одна проблема — это проблема языка нашей проповеди. Нельзя идти в мир с евангельским благовестием, не зная языка, на котором говорят наши слушатели — нас просто не поймут. Любой публичный оратор знает, что сначала он должен понять, почувствовать аудиторию, перед которой выступает, и только потом произносить свою речь. Об одном и том же можно говорить с детьми и со взрослыми, но речь наша в этих двух случаях будет сильно отличаться. Проповедник и миссионер обязаны учитывать это обстоятельство, при этом, конечно, помнить, чтобы в погоне за «пониманием» не выхолостить евангельское благовестие.

—  Одна из главных тем грядущего Архиерейского Собора — церковное единство. Чем, по вашему мнению, информационная деятельность церковных или светских СМИ может способствовать, а чем — препятствовать сохранению и укреплению единства верующих?

— В науке СМИ называются СМК, то есть средства массовых коммуникаций. Речь идет о современном средстве общения. В этом смысле газета, журнал, сайт, телевидение или радио объединяют людей, в каком-то отношении формируют их, организуют, делают их единомышленниками. Другое дело — в чьих руках находятся эти средства, какие цели они ставят перед собой и какие нравственные ценности они проповедует.

К сожалению, большинство СМИ сегодня или совершенно беспринципны, или опираются на то, что даже ценностями не назовешь. Сегодняшняя массовая культура явно имеет суицидальный характер. Она отвергает все, что животворит, что возвышает человека и делает его личностью. То есть она отвергает все, что связывает человека с Богом.

Для христиански ориентированных СМИ главной ценностью должна быть Истина. А Истина для нас — Христос и Его заповедь любви. Это всегда и навечно является условием единства. Если информационная деятельность способствует познанию Истины, если она не противоречит любви, то она создаст такое единство между людьми, которое не сломишь ни политическими интригами, ни информационными технологиями, ни идеологическими диверсиями, ни геополитическими противостояниями.

— Опыт практической работы, накопленный Вами и сотрудниками возглавляемой Вами Пресс-службы Московской Патриархии, можно назвать уникальным: Вы стояли у истоков организации Пресс-службы, Вам довелось создавать целое направление церковной работы «с нуля». Можете ли Вы сейчас сказать, какие наиболее яркие моменты запомнились Вам за прошедшие годы? Что сформировало Ваш профессиональный «багаж» к настоящему времени?

— Еще рано подводить итоги — слишком много не доделано, многое из того, что было задумано, даже не начато. Мы только в начале пути. Единственное, что утешает, — это то, что никто сегодня не может обвинить Русскую Православную Церковь в изоляционизме и закрытости: она предельно открыта обществу. И в этом успехе есть доля усилий моих коллег — церковных журналистов.

Из самых ярких эпизодов деятельности могу назвать общение со Святейшим Патриархом Алексием, который оказался самым конструктивным, понимающим, деликатным, благодарным и снисходительным руководителем, с которым мне приходилось работать на протяжении жизни. Иногда советы и решения Святейшего были для меня неожиданными, но впоследствии оказывались всегда правильными.

Когда люди руководствуются в своей деятельности не своими личными интересами, а интересами Церкви, все получается. И это знание составляет главное богатство моего профессионального «багажа», который я пополнил за последние четыре года. 

 

***

 

Другие интервью

«От благородных планов будем спешить к конкретным делам». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра к 25-летию учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги

Священник Владимир Суханов: Военным госпиталям не хватает сестер милосердия

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

«Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников

Как избежать превращения церковной памяти в «память гетто»?

И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь