Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Есть ли у пространства культуры нравственные границы?

Есть ли у пространства культуры нравственные границы?
Версия для печати
8 сентября 2015 г. 14:30

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 5 сентября 2015 года.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.

Обострилась дискуссия вокруг того, что можно делать и чего нельзя делать в публичном пространстве — в частности, в пространстве культуры — в отношении религиозных символов, святынь и ценностей. Дискуссия ведется очень эмоциональная. В рамках ее выражаются разные точки зрения. Очевидно, что среди верующих разных религий и неверующих есть люди, настроенные более консервативно и более либерально, более свободолюбиво. Впрочем, все они соглашаются с тем, что нельзя совершать противозаконных действий, в том числе актов самоуправства в отношении тех или иных экспонатов и мероприятий. Но в то же время мы видим, как — может быть, именно из-за актов самоуправства, отталкиваясь от этих актов — определенная часть нашей творческой общественности, в очередной раз обличая эти акты, обличая иногда справедливо, делает несправедливую и неправильную вещь: настаивает на том, что искусство и культура должны находиться вне рамок закона и нравственности.

После инцидентов на выставке в Манеже, после очень странного инцидента в Санкт-Петербурге с скульптурным изображением то ли Мефистофеля, то ли Шаляпина в роли Мефистофеля, нам в очередной раз через несколько СМИ, через несколько творческих объединений, через нескольких достаточно известных или просто «раскрученных личностей» стали говорить: верующие люди не могут, не должны, не имеют права выносить свои суждения о произведениях искусства, о том что возможно, а что невозможно в нашем общем публичном пространстве.

Мне кажется, что верующие люди, в том числе священнослужители, руководители синодальных учреждений, достаточно ясно и много раз сказали о том, что незаконные действия Церковь оправдать не может. Их не может оправдать сама христианская нравственность — если только светский закон, о нарушении которого идет речь, не становится самим беззаконием. Вспомним Основы социальной концепции нашей Церкви, в которых ясно говорится о том, что закон, расходящийся с Божией правдой, перестает быть законом и становится беззаконием. Но все-таки закон, который сохраняет монополию на применение силы за государством, и закон, который ограждает людей от неконтролируемого насилия, является законом, согласным с христианской нравственностью, который христиане должны соблюдать. И поэтому нарушать этот закон никому не стоит — если он действительно нарушается в том или ином случае, люди верующие или неверующие, либералы или консерваторы должны нести ответственность по всей строгости этого закона. Об этом, еще раз хотелось бы повторить, было сказано много раз.

А вот дальше присмотримся к ситуации: нас, верующих людей, пытаются заставить замолчать о том, что некоторые явления в культурном и творческом пространстве на самом деле, по мнению многих, также являются нарушением закона, и уж по крайней мере являются нарушением норм нравственности и норм человеческого общежития. Если где-то оскверняется почитаемый верующими или неверующими людьми символ, если оскверняются знаки и эмблемы того или иного религиозного или нерелигиозного мировоззрения, — это нарушение закона. Установить факт этого нарушения — долг правоохранительных органов. Осудить это нарушение — долг всего общества, в том числе наших творческих деятелей, которые иногда проявляют удивительные двойные стандарты. Они самым решительным образом осуждают то или иное государственное наказание, пусть даже справедливое, в отношении любого деятеля искусства или по крайней мере того деятеля искусства, который близок к определенной группе. Но они тут же начинают требовать самых жестких репрессий по отношению к тем, кто не входит в их круг единомышленников. Это не просто двойной стандарт. Это попытка сказать народу, по крайней мере значительной его части: вы хуже нас, мы избранные. Мы обладаем теми правами, которыми не можете обладать вы — быдло и ватники (такие слова не употребляются великими мэтрами творческого сообщества, но они достаточно активно употребляются в блогах).

Пространство культуры, пространство искусства должно быть свободно, как некоторые говорят, от морали и даже от права. Вот этот аргумент никак нельзя принять. Нам нужно добиваться через мирное, спокойное, гражданское действие того, чтобы исполнялся закон и чтобы нравственность — которая, как известно, согласно Всеобщей декларации прав человека является фактором, ограничивающим гражданские права и свободы, — у нас воспринималась всерьез и служила бы мощным фактором, ограничивающим такие проявления, которые не приемлются чистой, нравственно ориентированной душой человека.

Против верующих людей опять идет кампания запугивания, доносов, попыток приучить их к тому, что они имеют право на голос только внутри церковных общин, в оградах храмов, на специальных интернет-сайтах, в лучшем случае на специальных телеканалах — а вот то, что происходит в общественном пространстве, их не касается. Нет, дорогие друзья — наши критики и оппоненты, общественное пространство у нас общее, и если в нем происходят какие-то вещи, неприятные вам, мы это уважаем и стараемся считаться с вашей позицией. Точно так же в этом общем пространстве культуры, творчества, общественной жизни, СМИ вам придется считаться с нашим мнением и с нашими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Без верующих людей общество является неполным, без верующих людей не получится определить, где граница дозволенного и недозволенного в разных областях общественной жизни, в том числе в области творчества и в области культуры. Убежден, что эта этическая граница дозволенного и недозволенного была неправильно проведена в позднее советское время — в 80-е годы, когда цинизм похоронил советскую мораль, а уж тем более в начале 90-х годов, когда вседозволенность стала чуть ли не иконой, главным лозунгом и символом общественной жизни.

Не случайно и в досоветское, и в советское время — по крайней мере начиная с 1930-х годов — в обществе укрепилось представление о том, что некоторые вещи ни в коем случае нельзя оплевывать и осмеивать. Ни память умерших, ни страдания жертв войны, ни чистоту отношений полов, ни общенациональные ценности нельзя подвергать сознательному унижению. Когда происходит такое унижение, начинается война ценностей. Это именно война, это именно попытка подчинить значительное большинство народа узкой группе, которая через ниспровержение того, что для этого большинства очень и очень значимо, пытаются утвердить свою власть над ним, а может быть, и власть каких-то внешних для страны центров. Дискуссия вокруг символов, попытка осквернения символов, попытка надругаться над святынями — это всегда боевые действия, худшие, чем любое насилие, потому что они побеждают, подчиняют, унижают, порабощают душу, которую нельзя поработить даже военными средствами, как мы хорошо с вами знаем. Именно поэтому сегодня так настойчиво некоторые силы пытаются отстоять право на осмеяние, унижение, оплевание, попрание всего и вся. Силы, которые на этом настаивают по отношению к ценностям большинства народа, явно хотят этот народ лишить возможности сопротивляться внешним влияниям, а также политике, тактике, устремлениям агрессивного меньшинства.

Пару слов о ситуации вокруг горельефа то ли Мефистофеля, то ли Шаляпина. Произошла самая классическая ситуация раздувания антицерковной истерии вокруг действия, к которому Церковь не имеет никакого отношения. Есть множество оснований считать, что эта истерия была раздута сознательно. Никто не знает, кто приказал сбить этот горельеф, что уже само по себе странно — ведь очевидно, что его сбили профессионалы, очевидно, имевшие какую-то авторизацию и, возможно, связанные с организацией, которая эксплуатирует это здание. Но найти заказчиков сегодня не могут. А вот дальше начинается самое интересное. Организация, именующая себя «Казаки Петербурга», выступает с заявлением о том, что берет ответственность на себя за это действие. Эта организация, как хорошо известно, не имеет отношения ни к казачеству, ни к Церкви. Она виртуальная связана с антицерковными ультралиберальными силами. Ее название ранее использовалось этими силами для того, чтобы опорочить патриотическое движение православных христиан — тех же казаков. Организация «Казаки Петербурга» — это фейковая организация ультралибералов и деятелей современного искусства. И не случайно заявление, о котором сегодня идет речь, впервые появилось на сайтах известных деятелей современного искусства — по крайней мере так об этом писали в интернете. И теперь мы понимаем, что попытка связать странный и преступный акт, который был совершен в Санкт-Петербурге, с православными людьми, в частности с казаками, есть провокация сил, которые прямо противоположны в своих взглядах, убеждениях и действиях Православной Церкви и казачеству.

Кому было выгодно устроить такую связку — кому было выгодно обвинить в этом странном и незаконном действии именно православных христиан? Конечно же, тем, кто тут же начал из этой истории, из этой связки устраивать общенациональную медийную компанию, то есть тем силам, которые выступают против Церкви, против возвращения ей храмов, против строительства храмов новых, против того, чтобы верующие люди имели право высказываться относительно творческой жизни, относительно тех или иных явлений культуры. Сложно сказать, кто сбил горельеф. А вот кто связал эту историю с Православной Церковью, с православными христианами, — сказать очень просто. Тот, кому это в итоге было выгодно. У нас, наверное, нет и не будет доказательств этой связи, но эта связь очевидна именно в силу древнего принципа «кому выгодно».

Будем спокойно, мирно, не участвуя в ложных медийных кампаниях, добиваться того, чтобы нравственность была мощно возвращена в культурную сферу. Нам сегодня нужна культурная контрреволюция — мирная, конечно же. Будем осуществлять ее так, что бы все люди понимали: нам не безразлично, каковы нравственное послание и самая суть творчества, культуры или средств массовой информации, каким нравственным посланием будет наполнена жизнь нашего народа, в том числе юного поколения.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru

Другие статьи

57 000 обращений поступило в церковный штаб помощи беженцам в Москве с марта 2022 года. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-22 апреля 2024 года)

Православные волонтеры доставляют адресную помощь в Донецке. Информационная сводка о помощи беженцам (от 19 апреля 2024 года)

Коломенская епархия передала помощь в Волновахский район. Информационная сводка о помощи беженцам (от 18 апреля 2024 года)

В Луганской епархии оказывают адресную помощь местным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 17 апреля 2024 года)

В Подольской епархии оказали адресную помощь семьям переселенцев с Донбасса и Белгородской области. Информационная сводка о помощи беженцам (от 16 апреля 2024 года)

Синодальный отдел по благотворительности передал помощь в Мариуполь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 13-15 апреля 2024 года)

Специальный центр Крымской митрополии доставил 14 тонн помощи в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 12 апреля 2024 года)

85 больничных добровольцев Кинешемской епархии посетили зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 11 апреля 2024 года)

Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года)

Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года)