Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад игумена Иоанна (Экономцева), председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата

Версия для печати
9 июня 2008 г. 21:50

«Православное образование для мирян на пороге нового тысячелетия и его значение для возрождения Русской Православной Церкви»

Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Настоящий Архиерейский Собор проходит в знаменательное время. Два тысячелетия отделяют нас от дней, которые явили приход Спасителя в мир. Ожидание быстрого завершения истории, которое разделяли и некоторые из апостолов, по Промыслу Божию не сбылось. Церкви Христовой предстояло и, возможно, еще предстоит длительное пребывание в мире. Стремительное развитие человеческой культуры и цивилизации носило отнюдь не простой характер. Оно было ознаменовано войнами и революциями, церковными расколами, отступлением от веры отцов и возвратом к ней. В условиях все более усложнявшейся жизни Церковь, тело Христово на земле, продолжает нести благую весть о Воскресении Спасителя и о победе над смертью, она утешает страждущих и направляет всех людей на путь спасения.

Поэтому так важна учительная роль Православной Церкви. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19), — завет Господа на все времена приобретает особую актуальность в нынешнем мире, смуту и нестроения которого человечество призвано одолеть.

Велика духовная жажда людей, выходящих из многолетнего атеистического пленения. Они жаждут Истины, но зачастую не в состоянии отличить веры от всевозможных пестрых суррогатов и подмен.

Церковь не может не учитывать обстоятельств, в каких звучит сегодня проповедь Слова Божия. Современная цивилизация резко переменила условия человеческой жизни. Природа естественная, сотворенная Богом, все больше подменяется искусственной, рукотворной и техногенной. Немало новых, незнаемых прежде опасностей подстерегает современного человека. В особенности это касается информационной среды, окружающей его, деструктивно воздействующей на его психическую и духовную жизнь. Следует, в частности, учесть и негативную роль средств массовой информации, как правило, аппелирующих к греховным и низменным инстинктам человека. В то же время надо иметь в виду, что недоброкачественность таится не только в вульгаризации подаваемых материалов, но и в самом подходе этих средств к освещению событий, сугубо информационном и развлекательном. Средства массовой информации часто подчеркивают агрессивное, сенсационное и поверхностное. Поэтому даже при самом благонамеренном отношении к Церкви репортеры и журналисты нередко способны осуетить, принизить и обездушить высокое и святое.

Православные люди должны жить в согласии с высокими идеалами своей богооткровенной веры, они не могут отступать от традиционных духовных устоев. Но в то же самое время им нужно жить в обществе, принимающем совсем другие ценности и законы. В этих обстоятельствах, над которыми мы, по крайней мере, в ближайшее время, не властны, со всей остротой встает вопрос о роли Церкви и в особенности Православного образования, в том числе и образования для мирян. Только глубоко продуманная система образования может дать нашему народу надежный компас, способный направить души пасомых к родной Церкви, научить их разумно пользоваться лучшим из того, что принесла современная цивилизация, уберечь сознание людей от мучительного раздвоения.

Православные христиане и, тем более, наши дети не должны оставаться беззащитными перед миром духовных подмен, не могут становиться пассивными свидетелями кощунственной и растлевающей игры понятиями и смыслами. Им нужно научиться сознательно противостоять этому духовно, используя весь арсенал средств, накопленных в сокровищнице церковного опыта за истекшие две тысячи лет. Вот почему мы придаем такое большое значение образованию.

Более того, именно образование наиболее ясно и отчетливо открывает фундаментальные ценности, доминирующие в обществе. Ученые, занимающиеся разработкой концепции образования XXI века пришли к заключению, что в образовании всегда задается стратегический план развития цивилизации: «То, что заложено в модель образования, и будет осуществлено в обществе всего через несколько лет». Другими словами, именно образование является ведущей системой воспроизводства человеческой культуры. Инициаторы преобразования образовательного процесса прекрасно понимают, какую систему ценностей они стремятся заложить в основу будущего мира.

Архиерейский собор Русской Православной Церкви, проходивший в 1994 году, поставил перед нами задачу возрождения православного образования. Ведь совсем недавно не было ни воскресных школ, ни православных детских садов, ни общеобразовательных школ, ни высших учебных заведений. За последние десять лет практически из ничего, преодолевая неисчислимые трудности, возникла и сложилась целая система православного образования. Сегодня мы можем с уверенностью констатировать, что такая система создана и доказала свою жизнеспособность. Конечно, она с помощью Божией будет укрепляться и расширяться, но основательный фундамент уже заложен.

Разумеется, нам все еще далеко до той системы православного образования, которая существовала в дореволюционной России. Но и современная православная школа уже становится значимым явлением. Вклад ее в российское образование становится все более весомым. Об этом красноречиво свидетельствует все большая популярность у педагогов и руководителей светской системы образования ежегодных Рождественских образовательных чтений, проводимых синодальным Отделом религиозного образования и катехизации под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Цель Чтений — расширение сферы и обобщение опыта религиозного образования, а также углубление сотрудничества с государственной системой образования.

Не только духовенство и православные педагоги — воистину все российское образование, начиная от министра В.М. Филиппова и представителей региональных департаментов образования, ученых, педагогов государственных общеобразовательных школ принимают ежегодно активное участие в этом крупнейшем образовательном форуме. В нынешнем году на открытии Чтений в Кремлевском дворце съездов присутствовало свыше 5000 человек почти изо всех епархий Русской Православной Церкви.

Можно с уверенностью сказать, что не одни только педагоги, но и значительная часть интеллигенции и интеллектуальной элиты, представители всех слоев Российского общества повернулись к Православию. Об этом свидетельствует и то, что сегодня в ряде епархий, таких как Кемеровская, Московская, Курская, Смоленско-Калининградская, в государственных школах уже введен обязательный предмет «Основы православной культуры». Учитывая материальные сложности создания сугубо православных школ, это один из самых перспективных путей развития православного просвещения, которым нельзя пренебрегать.

Как нам лучше всего рассказать детям о Православии? Несомненно, ни в коем случае не нужно насильно затаскивать детей в храм. Но обязательно необходимо объяснить им, в чем состоят вечные нравственные ценности жизни, на которых основана вся русская и мировая культура. Следует познакомить детей со Священной историей, а также с историей Церкви. И преподавать это надо всем детям, находя доступную и приемлемую форму для их восприятия. Не сомневаюсь, что русским педагогам это по силам.

В светских вузах введен с 2000 года государственный образовательный стандарт по направлению «Теология», примерные учебные планы которого разработаны православными богословами. В ряде высших учебных заведений: в Курском и Рязанском государственных педагогических университетах, Алтайском, Красноярском, Орловском и Тверском государственных университетах, в Новокузнецком институте повышения квалификации учителей созданы кафедры и лаборатории православной педагогики, теологии. Налаживается плодотворное сотрудничество Церкви и государственных вузов.

Возрождение Российской государственности невозможно без решения задачи духовно-нравственного воспитания детей. Даже государственным чиновникам становится ясно, что это немыслимо без сотрудничества Церкви и государственной системы образования. Это осознано и руководством Министерства образования Российской Федерации. Подготовлен и заключен договор о сотрудничестве Министерства образования и Русской Православной Церкви. В нем признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а также высказываются намерения по осуществлению сотрудничества в воспитании детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, заявляется о содействии реализации программ, направленных на развитие духовности и образования России, подтверждается готовность к противодействию деятельности тоталитарных и деструктивных сект, осуществляемой в образовательных учреждениях. Министерство образования обязалось содействовать организации преподавания предмета «Основы православной культуры» в рамках учебной программы. В целях осуществления сотрудничества создан постоянно действующий Координационный Совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Русской Православной Церкви для согласования совместных действий Министерства образования и Русской Православной Церкви. Появилась реальная возможность вести духовно-просветительскую работу в стенах школ.

Практическая образовательная деятельность, ведущаяся Церковью, наиболее широко представлена в деятельности приходов по устроению воскресных школ. Воскресные церковно-приходские школы занимают важнейшее место во всей системе православного образования для мирян. Они дают возможность детям и взрослым глубже вникнуть в смысл православного богослужения, полюбить его незамутненную красоту, стать не номинальным, а истинным членом Церкви Христовой. В воскресных школах проходит обучение немалая часть детей и подростков. Они знакомятся с основами Православия, Священным Писанием, Церковной Историей, Православным богослужением. Дети и взрослые учатся пению и ремеслам, могущим быть полезными не только для их дальнейшей жизни, но и для церковного прихода. Основная задача воскресных школ — воспитание в учащихся веры и чувства благоговения. Вера в отличие от знания не рассказывается, а показывается. Поэтому личность преподавателя играет здесь первостепенное значение.

«Учить Закону Божию значит учить живой вере, — говорил Константин Победоносцев. — Мало учить только, как жил и учил и умер и воскрес Господь наш Иисус Христос: надо детям ощутить, что нельзя им жить без Господа, что слова Его и речи должны перейти в их жизнь и в их природу; чтобы они поняли и ощутили, что значит носить имя Христово, быть христианином, что значит ходить перед Богом, хранить правду в душе и страх Божий, хранить чистоту свою перед Богом. И тот, кто учит их, должен помнить, что дети смотрят в глаза ему, и не только слушают речи его и уроки, но ищут в нем видеть христианина, хранящего и творящего правду...».

Культу богатства, благополучия, откровенного самовозвеличивания может противостоять только жертвенная любовь Христова и этому мы прежде всего должны учить наших детей. Только добродетели, развивавшиеся на протяжении двух тысячелетий христианской истории — целомудрие, послушание, смирение, доброта и милосердие, отзывчивость к каждой человеческой беде, способны пробудить от летаргического сна омертвевшую душу плененного и измученного современным миром человека. За это отдал свои жизни сонм новомучеников и исповедников Российских во главе со Святейшим патриархом Тихоном, говорившим: «Центр тяжести всякого нравственного влияния и воспитания заключается в силе любви».

К настоящему времени общее количество воскресных школ в России превысило 2600, в них обучается более 80 тысяч детей и около 30 тысяч взрослых. Больше всего воскресных школ в Московской епархии — 258 с числом учащихся около 10400 человек. Это немало, но детей у нас гораздо больше.

Современному священнику нелегко приходится на приходе. А воскресная школа это всегда немалые дополнительные заботы, нужно и где-то разместить учащихся, найти достойных преподавателей или самому взять на себя это совсем непростое бремя. Но, несмотря на все трудности, сопутствующие организации воскресных школ, значительная часть духовенства уже сознает необходимость организации обучения детей на приходе. Год от года число воскресных школ неуклонно возрастает. Благодаря самому своему статусу, они теснейшим образом связаны с приходом. Наличие воскресной школы, ее благополучие, один из самых точных и достоверных показателей нормального развития приходской жизни, гарантия ее будущего. Где вокруг священника слагается приходская среда, там не может не быть детей, а с ними и забот, связанных с их воспитанием и воцерковлением, и не обойтись без воскресной школы. Для возрождения Церкви жизненно важно, чтобы воскресная школа была при каждом храме, и духовенству нужно изыскивать все возможности для создания и укрепления таких школ.

Для воскресной школы важнейшим приоритетом является церковность учеников. Ученики должны стать полноценными прихожанами и полюбить храм Божий, православное богослужение, крепко усвоить начала родной православной веры, христианского благочестия, благоговеть перед Священным Писанием, высоко чтить Священное Предание, научиться молиться Богу, приобрести навыки добродетельной жизни. Учение веры должно быть поставлено в теснейшую связь со всей жизнью учащихся, их интересами и жизнью прихода. Вместе с детьми следует отмечать церковные праздники, совершать паломничества к святыням. Они должны помогать благоукрашать территорию храма, а возможно и его окрестности.

Детям обязательно нужно привить небезразличие к тому, что происходит вокруг них. Они должны остро чувствовать, что загрязнение и захламление окружающего нарушают дивный порядок Божьего мира и по-возможности проявить здесь инициативу. Именно дети могут побудить и своих родителей и даже соседей навести порядок не только в храме, но и в подъезде и в окрестности дома, где они живут. Благотворное влияние воскресной школы и Церкви должно способствовать постепенному повышению общей культуры нашего народа.

Детей нужно сызмала приучать к делам милосердия. А где все это делать сподручнее, как не в той же воскресной школе или на приходе? Дети должны готовить посильные подарки больным и старикам, навещать их. Воскресная школа — уникальное средство сплочения прихода, она должна быть воистину школой любви. «Если мы любим наших учеников, наших пасомых, — часто повторял великий русский педагог и возродитель церковно-приходской школы Сергей Александрович Рачинский, — то не будем иметь покоя, пока не возбудим в них деятельное добро, не подвигнем их к доброй деятельности: это — лучшая и единственная ограда от зла и порока... Упражняйте волю не только в воздержании от зла, но и в добром делании. Это придает духу бодрости и вместе с тем научает смирению — ибо делать добро труднее, чем избегать зла».

А как может оживить жизнь храма, пробудить внимание к его истории, к тем людям, которые жили здесь и молились до нас, трудами которых он созидался? Хорошо бы при каждой воскресной школе создать хотя бы совсем маленький, но свой Церковный музей. Внимание к истории Церкви своего края, к его святыням, местно чтимым святым, просто благочестивым людям удивительно облагораживает душу ребенка и соединяет его неразрывными связями с родной землей и ее духовными традициями.

Огромные возможности для сближения детей дает летнее время. В лучших приходах умеют организовать лагеря, совместные паломничества в монастыри. Неплохо было бы всем поучиться у них. При некоторых воскресных школах даже существуют особые кружки «Милосердный самарянин», «Паломник».

Естественно, что во многих воскресных школах детей учат различным ремеслам: резьбе по дереву, столярному делу, вышиванию, иконописи... Дети не должны быть белоручками, и к тому же должны посильно участвовать в работе по благоукрашению и благоустроению храма. Воскресная школа должна приобщать учащихся и к православной культуре. В Церкви осуществлен великий синтез искусств. Музыка, пение, рисование приобщают и к Церкви, и к православной культуре. Не надо забывать и о том, что богослужение ведется у нас на церковно-славянском языке и поэтому, несомненно, изучение его должно быть обязательным. Это не только углубляет понимание богослужения, но и прививает вкус к родной словесности.

Вот та основа, которая необходима всем нашим ученикам, вне зависимости от их подготовки, умственного развития. Воскресная школа — живое ядрышко прихода, залог его будущего, поэтому авторитет воскресной школы, ее педагогов, уровень преподавания в ней должны неуклонно возрастать. К сожалению, на практике часто бывает, что статус преподавателя-мирянина воскресной школы на приходе недостаточно высок. Нередко трудны и обстоятельства его жизни. Желательно, чтобы на приходе изыскивали средства для материального поощрения педагогов. Труд их нелегок и нельзя в течении продолжительного времени рассчитывать на один энтузиазм. Следует стремиться к тому, чтобы приходской совет выделял постоянные ставки для педагогов. Возможны и другие формы поощрения. Родители детей тоже не должны оставаться в стороне.

Для повышения педагогического и богословского уровня мирян-преподавателей Отделом религиозного образования в 1997 году были организованы сначала годичные, потом двухгодичные Курсы усовершенствования законоучителей. На них обучаются педагоги Москвы и Московской области. Их выпускники получают свидетельство об окончании Курсов, дающее право на преподавание Закона Божия.

Следует, однако, признать, что до сих пор становление системы воскресных школ во многом происходило стихийно. Координация и взаимодействие воскресных школ между собой крайне слабы. При Отделе религиозного образования и катехизации создан Совет директоров православных гимназий. Думается, что подошло время для создания епархиальных советов по воскресным школам. В них могли бы войти руководители и преподаватели воскресных школ, чувствующие потребность в плодотворном и взаимообогащающем сотрудничестве.

Лучшие православные общеобразовательные учебные заведения, такие как гимназии, лицеи удачно соединяют в себе высокий уровень знаний и церковность, благочестие, укорененность в православной культуре. В настоящее время таких гимназий удалось создать в 18 епархиях России. В Синодальном отделе имеются сведения о 97 православных общеобразовательных гимназиях и школах с дополнительным образованием (музыкальных, художественных, школах искусств). Всего в них обучаются свыше 10200 детей.

Сочетание веры и знания, энтузиазма и опыта наставников и учителей православных гимназий, усвоение лучших русских педагогических традиций сделало их уникальными культурно-образовательными центрами, представляющими значительный интерес не только для православных учителей, но и для отечественной системы образования в целом.

В православных гимназиях осуществляется принцип целостности в образовании и воспитании, базирующийся на единой православной основе. Православие с развитой богословской и философской системой, его целостное миропонимание — высший духовный синтез умственной и практической деятельности. К овладению сокровищами Православной веры нужно приобщаться как можно раньше, начиная со школьной скамьи. Возникают и общеобразовательные школы под церковным попечительством. Думается, у них большое будущее.

Образованию в России испокон веков придавалось огромное значение. Чрезвычайно важным считалось школьное классическое образование. В гимназиях Российского государства именно ему отдавался один из высших приоритетов. Хорошо, что эта традиция нашла свое продолжение. В большинстве православных гимназий детьми изучаются древние языки. Не будем забывать, что на них написаны почти все творения Святых Отцов.

Древнегреческий и латынь дают ученикам уникальные образцы гармонического сочетания логического и образного мышления, пробуждают способности и направляют их к осознанию цельности и нераздельности мироздания, открывают глубокую историческую перспективу человеческой жизни. Они дают прекрасный инструмент для понимания межпредметных связей, объединяя в едином семантическом поле знания и умения из разных областей: развивают логическое мышление, необходимое для изучения точных наук, приучают к культуре работы с церковными и историческими источниками, прививают тягу к слову, к красиво построенной речи, воспитывают любовь к отечеству и гражданскую доблесть, создают основу для овладения современными европейскими языками. Древние языки также служат надежным фундаментом для углубленного изучения русского языка и овладения его стилистическим богатством. Недаром любой выпускник дореволюционной гимназии (в отличие от значительного числа выпускников современных вузов) прекрасно владел речью. И мы знаем, что писатели, создавшие классическую русскую литературу, красотой, богатством и нравственной высотой которой не устает восхищаться весь мир, никаких литературных институтов не кончали.

Духовно-нравственное воспитание всегда было неотъемлемой частью классического школьного образования. Познание неотделимо от нравственного устава. «В злохитру душу не внидет Премудрость», — говорили мудрецы древней Руси. Закон Божий, преподаваемый в гимназии, должен не только вкладывать в сердца учеников высший идеал Богопознания, но и прививать им навыки добра, милосердия, любви к ближнему.

Несомненно, обучение определенному объему богословских знаний должно присутствовать на всех ступенях возникающей сегодня системы православного образования, пожалуй, за исключением дошкольного. Вместе с тем, преподавание его на каждой ступени обладает своими особенностями. На начальной ступени (в церковно-приходских воскресных школах) акцент должен делаться на усвоении Катехизиса, Священной истории, изучении основных молитв и знакомстве с богослужением и историей Церкви. На этой ступени происходит всего лишь некоторое ознакомление детей с азами основного, догматического и нравственного богословия.

В старших классах средних православных учебных заведений таких, как лицеи и гимназии, могут преподаваться начатки основного, догматического и нравственного богословия. Возможно включение адаптированных для понимания подростками этих предметов в программу Закона Божия, либо в качестве дополнительных курсов. Определенная часть материала может быть подана и пояснена в рамках изучаемых в школе других дисциплин, как гуманитарных, так и естественнонаучных. Уровень преподавания в наших учебных заведениях постоянно повышается, и нужно учитывать это при разработке учебных пособий и при подготовке педагогов вероучительных и других дисциплин.

Для преподавания предметов, входящих в школьную программу, в согласии с православной верой нам необходима глубокая разработка важнейших задач современного миропонимания, тесно связанных с богословской мыслью. Это вопросы о человеческой свободе, творчестве, развитии цивилизации, пределах научно-технического прогресса, путях спасения в современном мире. Нуждаются в богословском осмыслении древние, но вечно живые проблемы, связанные с творением мира и человека. Нужно с православных позиций осмыслить современные научные теории о происхождении Вселенной, жизни и человека, отделить в них научное содержание от устарелых идеологических схем. Необходимо дать ответы на насущные проблемы, которые ставит современная биология, генетика, медицина, развитие новых технологий, вторгающихся в сокровенные глубины человеческой жизни. Современная православная школа остро нуждается в помощи богословов Русской Православной Церкви.

К сожалению, в должной мере не получили развитие средние специальные православные учебные заведения. Их пока немного. В Москве действуют несколько православных средних специальных учебных заведений. Среди них Свято-Димитриевское училище сестер милосердия при 1-ой Градской больнице, имеющее государственный статус, Московская городская учительская семинария, Высшие женские курсы им. П.А. Флоренского, подготавливающие православных секретарей-референтов, домашних учителей, библиографов, сестер-сиделок.

Получило развитие высшее православное образование для мирян. Уже прошли первые выпуски в ведущих православных высших учебных заведениях таких, как Российский Православный университет во имя св. ап. Иоанна Богослова и Свято-Тихоновский богословский институт. Дипломы их признаны государством, теперь они имеют государственную лицензию на образование, что немаловажно.

В Российском Православном университете св. ап. Иоанна Богослова с факультетами: философско-богословским, библейско-патрологическим, историческим, филологическим, экономическим, юридическим, экологическим, церковной журналистики особое внимание уделяется древним языкам. Немаловажно, что в создании нашего университета и обеспечении высокого уровня преподавания в нем, оказало значительную помощь старейшее государственное образовательное учреждение — Московский государственный университет, профессора и преподаватели которого преподают и у нас.

Выпускники Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова получают прекрасную подготовку не только в различных областях науки, но и овладевают основами богословских знаний. Их задача способствовать воцерковлению науки и культуры, и людей причастных им. Православные люди не должны пребывать только за церковной оградой, они призваны воцерковить науку, отделить в ней научные факты от ложных идеологических штампов и доктрин, стремиться построить подлинное научное знание на фундаменте Богопознания.

Православные ученые в перспективе должны быть в состоянии вести полноценный диалог со специалистами разных сфер науки, имея перед ними немалое преимущество — благодатное споспешествование помощи Божией в деле жизнеустроения и преображения жизни общества во всем ее многообразии. Специалисты широкого профиля, подготовленные нашим университетом, смогут с успехом применить свои знания в научно-исследовательской, преподавательской, издательской, просветительской деятельности, требующей фундаментальной подготовки.

В университете обучается более 500 студентов. Преподавательскую работу в университете ведут крупные ученые, известные во всем во всем мире. Университет имеет свои печатные органы: журнал «Ученые записки Российского православного университета» и газету «Университетский вестник». В 1999 году православный университет получил государственную аккредитацию.

Не могу не упомянуть и Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, находящийся в ведении Учебного комитета, с факультетами — богословско-пастырским, миссионерско-катехизаторским, педагогическим, историко-филологическим, церковных художеств и церковного пения, насчитывающий уже 15 филиалов в различных епархиях. Институт этот также имеет государственную аккредитацию. Значительная часть педагогов, преподающих в воскресных школах Москвы, получила богословскую и педагогическую подготовку в этом институте.

Высшей школе отчасти легче, чем средним учебным заведениям, отчасти гораздо труднее. Легче потому, что богословская литература издается сегодня в немалом количестве. Однако православное образование мирян обладает своей спецификой и не должно повторять один к одному то, что преподается будущим пастырям в семинариях и академиях. Оно должно быть теснее увязано с фундаментальными проблемами науки и культуры. Оно также нуждается в богословском осмыслении реалий нашего времени. Нам нужны сегодня грамотные и квалифицированные специалисты, которые смогут поднять уровень православного образования. Не сомневаюсь в том, что выпускники нашего университета и других православных вузов будут востребованы нашими духовными школами и обществом, нуждающимся в людях, способных дать ясное православное понимание проблем и явлений современного мира.

На протяжении многих столетий русской истории православное образование не было отделено от общего образования и всегда являлось его неотъемлемой составной частью. Конечно, не все удавалось полностью, как задумывалось, бывали трудности, ошибки. Но всегда присутствовало понимание главного — без христианских ценностей, без Христа в душе, жить в России, да и не только в России — невозможно. Если мы оглянемся и посмотрим назад, то увидим, что перед нами никогда не стоял вопрос «что исповедовать?», а всего лишь вопрос «как?», «каким образом в данных условиях жизни лучше преподать пастве вечные уроки Истины и Добра».

Святой равноапостольный князь Владимир, избрав для себя и своего народа Православную веру, навсегда предопределил пути дальнейшего духовного, государственного и национального развития России. Узрев величественную красоту Православия, св. Владимир передал стремление к высокому и прекрасному и своему народу. Данный им 1000 лет назад наказ «поимати чада и даяти на учение книжное», сделал его истинным отцом русского просвещения и родоначальником всей нашей культуры, зиждущейся на Православии.

Не агрессивное навязывание информации, не отвлеченное знание, не сумма технологических приемов, а образование души и ума на началах истины, добра и красоты должно лежать в основании устроения современной российской школы. Первые результаты обнадеживают. Теперь нам нужно закрепить и развить то, что у нас уже есть. Это, конечно, очень трудно, но не нужно забывать, что «сила Божия в немощи совершается».

Другие документы

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе 2000 года

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых

Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной богословской комиссии

Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации подвижников благочестия

Доклад митрополита Солнечногорского Сергия, Управляющего делами Московской Патриархии, о деятельности Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата в межсоборный период (1997-2000 гг.)

Определение Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви

Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде

Доклад архиепископа Бронницкого Тихона, председателя Издательского Совета Московского Патриархата, главного редактора Издательства Московской Патриархии

Доклад архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата

Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Всецерковного православного молодежного движения Московского Патриархата