Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря завершены работы по сохранению монументальной живописи ХVI века

В соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря завершены работы по сохранению монументальной живописи ХVI века
Версия для печати
5 апреля 2019 г. 16:04

В соборе Рождества Богородицы — главном храме Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря (Вологодская митрополия) — завершены работы по сохранению монументальной живописи ХVI века.

Стенописи 1502 года в соборе Рождества Богородицы имеют особую значимость для российской и мировой культуры. Росписи в соборе являются единственным сохранившимся до наших дней в первозданном виде ансамблем монументальной живописи великого русского мастера Дионисия.

Опыт консервации настенных росписей Дионисия под руководством реставратора высшей категории Н.Г. Брегмана в Ферапонтовском соборе является примером методически выдержанной последовательности в проведении всех этапов консервационных работ, что наряду с преемственностью методов, архитектурной реставрацией и музейным хранением представляет комплексный научный подход к решениям проблем уникального объекта культурного наследия.

По завершении тридцатилетнего цикла противоаварийных консервационных работ на росписях Дионисия, в 2011 году экспертами была отмечена уникальность завершенного этапа сохранения древнего памятника и подтверждена необходимость постоянного контроля над проведенными консервационными работами и возможными изменениями в состоянии стенописи. В соответствии с данным решением в 2012-2018 годах на стенописи Дионисия последовательно осуществлялись консервационные мероприятия в северной, западной, южной и восточной частях четверика собора, а также в северной алтарной апсиде — жертвеннике.

В 2018 году консервация продолжена в центральной и южной апсидах собора. Все работы по очистке и укреплению красочного слоя в 2018 году велись в соответствии с утвержденными методиками 1986, 1988 и 2010 годов. В разработке методик консервации росписей Дионисия на протяжении многих лет принимало участие большое количество исследователей и реставраторов, которым удалось не только создать новые инновационные методики, но и реализовать их в памятнике под постоянным контролем со стороны научно-методических советов Министерства культуры РСФСР, МК СССР и МК РФ.

В 2010 году методика по консервации красочного слоя была вновь утверждена МК РФ без изменений, поскольку ее актуальность подтверждена длительным периодом реализации и наблюдением над полученными результатами.

Собор Рождества Богородицы является ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря и представляет собой первую каменную постройку Белозерья и монастыря, построенную, скорее всего, ростовскими мастерами, на что указывает его декор и строительные приемы. Собор был возведен в 1490 году на месте, освященном преподобным Ферапонтом для деревянной церкви 1408 года.

Финансово-хозяйственное управление/Патриархия.ru

Материалы по теме

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Авелю (Пивоварову), епископу Губкинскому и Грайворонскому [Патриарх : Приветствия и обращения]

На базе Иоанно-Богословского Макаровского монастыря в Мордовии прошла конференция добровольных пожарных дружин Русской Православной Церкви

Патриаршая проповедь в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских после Литургии в Валаамском монастыре [Патриарх : Проповеди]

Патриарший визит на Валаам. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Авеля (Пивоварова) во епископа Губкинского

В Москве прошел круглый стол по вопросам управления объектами культурного наследия, посвященный 500-летию Новодевичьего монастыря

Предстоятель Русской Церкви освятил храм священномученика Власия в Старой Конюшенной Слободе г. Москвы

Патриаршее служение в храме священномученика Власия в Старой Конюшенной Слободе г. Москвы

Предстоятель Русской Церкви освятил храм священномученика Власия в Старой Конюшенной Слободе г. Москвы

Омская епархия инициировала проект по воссозданию Знамени Ермака, утраченного в годы Гражданской войны

В Тульском филиале ГИМ открылась выставка, посвященная 500-летию Новодевичьего ставропигиального монастыря

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством освятил Центральный музей российского казачества в Москве

В Троице-Сергиевой лавре выпустили подкаст о «Троице» преподобного Андрея Рублева

Состоялось совещание по проведению Общецерковного конкурса иконописных работ, посвященного святителю Тихону, Патриарху Московскому, новомученикам и исповедникам Церкви Русской

В Учебном комитете состоялся круглый стол по итогам реализации проекта «Лики святых заступников Руси»

На базе иконописного факультета Московской духовной академии прошли курсы повышения квалификации по иконографии святых защитников Руси

Представительница иконописного факультета Московской духовной академии приняла участие в иконографическом съезде в Индии

Другие новости

В Ставрополь принесены мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России

Состоялась рабочая поездка главного редактора Издательства Московской Патриархии в Омскую и Челябинскую епархии

Делегация Издательского Совета провела культурно-просветительские встречи в Ровеньковской и Горловской епархиях

В Томске в рамках торжеств по случаю 30-летия обретения мощей праведного Феодора Томского состоялся премьерный показ фильма телеканала «Спас» о святом старце

Создано мобильное приложение для виртуальных экскурсий по Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии

В Издательском Совете прошел круглый стол «Церковь и кинематограф: перспективы сотрудничества в области защиты традиционных ценностей»

В Соборной палате ПСТГУ в Москве состоялся благотворительный концерт Московского Синодального хора

В Витебской духовной семинарии проходит фотовыставка «Радость простых вещей»

В Ташкенте состоялось заседание Синода Среднеазиатского митрополичьего округа

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством освятил Центральный музей российского казачества в Москве