Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: В ситуации конфронтации между Россией и США любые уступки свидетельствуют о готовности сторон двигаться навстречу

Митрополит Волоколамский Иларион: В ситуации конфронтации между Россией и США любые уступки свидетельствуют о готовности сторон двигаться навстречу
Версия для печати
17 января 2022 г. 14:34

15 января 2022 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Каждую неделю мы задаем свои вопросы о главных событиях этой недели председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Владыка, здравствуйте!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Казахстан — главная тема недели, к которой приковано все внимание. В новогодние праздники там развернулась настоящая уличная война: сожжено здание, где располагались телеканалы, правительство отправлено в отставку. Все началось 2 января из-за протестов по поводу повышения цен на сжиженный газ, а потом начались открытые акты мародерства на улицах Казахстана. Посол России в США Анатолий Антонов считает, что все это случилось не за одну ночь, связывая события в Казахстане с решением Америки покинуть Афганистан и как следствие ростом экстремистских движений в Афганистане. Вы согласны с мнением Антонова на этот счет?

Митрополит Иларион: Я не политолог. Во-первых, хотел бы сказать, что Русская Православная Церковь очень обеспокоена тем, что происходило в новогодние дни в Казахстане. Святейший Патриарх Кирилл выступил со специальным обращением, в котором призвал к миру в этой стране, была вознесена особая молитва о мире в Казахстане; к населению страны обращались глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Александр и верховный муфтий Казахстана. Со стороны Церкви, традиционных религиозных конфессий делалось все для того, чтобы умиротворить ситуацию, примирить людей. Это первое, что я хотел бы сказать.

Второе: я думаю, еще предстоит разобраться, каковы были причины произошедшего в Казахстане, потому что вроде бы жизнь текла мирно и спокойно, и вдруг начались такие массовые беспорядки. Как правило, в наше время такие массовые беспорядки не начинаются без подстрекательства со стороны, в том числе из-за рубежа. Вполне вероятно, как сказал посол Анатолий Антонов, что это взаимосвязано: события, которые происходят на Ближнем Востоке, и рост терроризма, который наблюдается в разных странах, в том числе и в Афганистане. Все это не может не сказываться на ситуации в сопредельных государствах. Возможно, именно такова и была причина, но мне кажется, что властям Казахстана предстоит очень серьезное разбирательство, по итогам которого можно будет расставить точки над i и понять, что же произошло и какова была причина.

Е. Грачева: В Казахстан был отправлен миротворческий контингент в рамках договора ОДКБ. Речь идет о российских военных. Наш МИД получил тысячи обращений от россиян с просьбой об эвакуации из Казахстана, и несколько самолетов с россиянами вылетели оттуда. Если говорить о нашем населении только в Алма-Ате, то там проживает 25% россиян и 60: казахов. Звучало мнение, что Россия, учитывая наши стратегические отношения с Казахстаном, могла бы и вне ОДКБ напрямую помочь Казахстану. Что Вы об этом думаете? Не обвинили бы в этом случае Россию во вмешательстве в дела другого государства, как это было с Южной Осетией в 2008 году и с Крымом в 2014-м?

Митрополит Иларион: Это опять же вопросы, на которые лучше пусть дадут ответы политологи. Я со своей стороны думаю, что помощь была оказана в том формате, в котором была запрошена. Вполне естественно, что инициатором обращения к странам ОДКБ был президент Казахстана, и помощь была оперативно оказана именно в том формате, в котором президент Казахстана ее запросил. Мы видим, что эта помощь была очень эффективной, миротворцы прибыли в Казахстан и почти сразу же беспорядки прекратились, то есть все горячие точки удалось очень оперативно и эффективно взять под контроль.

Мы получали много сообщений от наших верующих из Казахстана, священнослужителей Казахстанского митрополичьего округа. Действительно, была очень напряженная ситуация. По сути, боевые действия разворачивались возле храмов, но мы с удовлетворением и благодарностью Богу отмечаем, что из участвовавших в богослужениях никто — ни священнослужители, ни прихожане — не пострадал. Ведь беспорядки совпали с праздником Рождества Христова, когда во всех храмах Казахстана совершались рождественские богослужения.

Если оценивать значение Православной Церкви для Казахстана, то предыдущий президент Казахстана Назарбаев говорил о том, что у его страны есть два крыла: ислам и Православие. Православие воспринимается в Казахстане как традиционная конфессия, которую исповедуют несколько миллионов людей. Это в основном русскоязычное население, но не только: Православная Церковь открыта для людей любого вероисповедания, при этом между Православной Церковью и исламской общиной Казахстана существуют прочные и многолетние отношения взаимодействия и сотрудничества. Когда начались беспорядки, то единомыслие традиционных конфессий было явлено в совместных обращениях митрополита и муфтия к народу Казахстана.

Е. Грачева: Будем надеяться, что наши миротворцы окончательно покинут страну в связи с тем, что острая фаза там минует. События в Казахстане затмили, конечно, ожидаемые переговоры в Женеве, от которых мы ждали какого-то определенного итога, — это переговоры по безопасности России и Соединенных Штатов Америки. Напомню три пункта, на которых настаивала Россия перед этими переговорами, — это нерасширение НАТО (здесь Москва получила от Вашингтона отказ); возвращение НАТО в границы 1997 года (тоже отказ) и неразмещение ударных систем США вблизи российских границ, в том числе в Украине и вблизи побережья на кораблях (обсуждаемо).

Еще до начала встречи замглавы МИДа Сергей Рябков говорил, что у него нет оптимизма по поводу этих переговоров. А зачем тогда вообще нужны переговоры, если даже до их начала эта встреча не вызовет оптимизма? Как Вы на это смотрите?

Митрополит Иларион: Оптимизм — это чувство, которое возникает по итогам переговоров, если они прошли успешно. Стороны коснулись трех пунктов, по двум из них согласия достичь не удалось, но по одному пункту переговоры будут продолжаться. На мой взгляд, это уже хорошо, потому что в ситуации конфронтации, которая сложилась между двумя великими державами, любые уступки, подвижки уже свидетельствуют о готовности сторон двигаться навстречу друг другу. Тем более, что речь идет об очень немаловажном для России аспекте международных отношений — о том, где будут размещаться вооружения.

Вполне естественно, что Россия настаивает на неких гарантиях безопасности, чтобы эти вооружения не размещались прямо у ее границ и не были направлены на российские города. Если по этому пункту удастся достичь взаимопонимания на следующих этапах переговоров, то это уже само по себе даст повод для оптимизма. Пока, конечно, рано говорить о результатах, потому что как таковых результатов нет, но начат важный процесс, который будет продолжаться и будем надеяться, что он приведет к успеху.

Е. Грачева: Владыка, перейдем к другим темам, более радостным, скажем так. Настоятель Покровского храма в городе Долгопрудный, преподаватель Свято-Тихоновского университета (ПСТГУ) священник Николай Лузанов 27 декабря спас человека, упавшего на железнодорожные пути на станции «Шереметьевская» в Москве. Обычно МВД или МЧС отмечают грамотами или благодарностями подвиг светских людей, спасших кого-либо из горящего дома или предотвративших иную трагедию. А как Русская Православная Церковь отмечает отличившихся таким образом священнослужителей? Или в понимании Церкви такие случаи — это часть ежедневной работы священнослужителей и их заботы о пастве?

Митрополит Иларион: Забота о людях — это часть ежедневной работы священнослужителя. Очень часто эта забота является ничем иным, как подвигом. Посмотрите на наших священнослужителей, которые ходят в «красные зоны», чтобы исповедовать и причащать больных, умирающих от коронавируса, которые рискуют своим здоровьем и жизнью, чтобы помочь людям.

В данном случае священник поступил так, как подобает поступать христианину и священнослужителю. Я читал об этом случае: решение надо было принимать буквально молниеносно, потому что у него было всего несколько секунд для того, чтобы спасти этого человека. То есть не было времени на раздумья, на то, чтобы взвешивать все за и против. У этого священника четверо детей. Он бросился на помощь упавшему на пути человеку, который находился в состоянии алкогольного опьянения и сам себе помочь не мог. Он его спас и буквально сразу же после этого, в ту же секунду, мимо промчался поезд.

Мы помним случай, произошедший несколько лет назад, когда служитель одного из храмов так же бросился на пути спасать человека. Он спас человека, а сам погиб под поездом (в январе 2018 г. алтарник московского храма Всемилостивого Спаса в Митино Георгий Великанов, в прошлом — пресс-секретарь православной службы помощи «Милосердие», погиб, спасая бездомного, упавшего на рельсы перед поездом. Трагедия произошла на железнодорожной станции «Красногорская» — прим. ред.).

В данном случае, слава Богу, трагедии не произошло. Но то, что священник совершил подвиг, делает честь не только ему лично, но и показывает, каким является и каким должно быть служение священника.

Е. Грачева: 19 января большой праздник у всех православных — праздник Крещения, и многие православные говорят, что в этот день, погружаясь в освященные воды, они заряжаются здоровьем на весь будущий год. Многие, кстати, считают, что им это помогает в том числе как профилактика от коронавируса. Тем не менее, пандемия все еще с нами, и во многих регионах в этом году будут ограничены или вообще запрещены погружения в купели. В прошлом году, я помню, Вы мне говорили, что не будете окунаться именно из-за пандемии коронавируса. Какой у Вас настрой в этом году?

Митрополит Иларион: Честно говоря, я еще не решил. Когда меня спрашивают, надо ли и стоит ли погружаться, я призываю к максимальной осторожности, потому что, во-первых, любые массовые скопления людей сейчас нежелательны. Если можно избежать массового скопления людей, лучше его избежать. Вирус от нас никуда не ушел. В институте им. Н.Ф. Гамалеи предупреждают, что вирус вернется с новой силой, будет вспышка штамма «омикрон», цифры заболевших поползут вверх в феврале. Думаю, что к этому надо подготовиться.

Я получаю информацию от наших священнослужителей и мирян, которые живут на Западе — в Англии, Франции и других странах: везде огромное число заболевших, сотни тысяч людей заражаются ежедневно. Очевидцы говорят, во-первых, что заражается вся семья: болеют и взрослые, и дети. Во-вторых, что для тех, кто привился, заболевание, связанное именно с этим новым штаммом «омикрон», проходит легко, как сезонная простуда. У кого-то повышается температура, у кого-то болит горло, но через несколько дней все проходит. О тех, кто не привился, у меня данных нет.

Я думаю, что лучше бы нам это оставшееся время до обещанной вспышки коронавируса посвятить тому, чтобы повысить свой иммунитет, сделать прививку тем, кто ее еще не сделал, и подготовиться к этой новой волне, которая, по-видимому, нас ожидает, как говорят специалисты.

Е. Грачева: Если Вы погружаетесь, то обычно погружаетесь в открытую купель или в закрытую?

Митрополит Иларион: Я погружаюсь в открытую купель.

Е. Грачева: В прорубь?

Митрополит Иларион: Я погружаюсь в прорубь. Два года подряд я погружался в прорубь регулярно, не только на Крещение, а примерно каждую неделю, но сейчас у меня нет такой возможности.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы. С наступающим праздником Крещения Господня!

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина. Вас также с наступающим праздником!

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Скоро мы будем праздновать Крещение Господне, и по народной традиции состоятся массовые купания в проруби. Владыка, много раз слышал, в том числе и с экранов телевизора, что погружение в купель в этот день равно отпущению грехов. Насколько верно такое утверждение?

Митрополит Иларион: Такое утверждение неверно, даже если Вы слышали его с экранов телевизоров. Никакого отпущения грехов через погружение в крещенскую купель не происходит. Отпущение грехов происходит в таинстве Исповеди, когда вы приходите в церковь, каетесь в грехах, чистосердечно исповедуете свои грехи, и священник читает разрешительную молитву, — тогда происходит отпущение грехов, но не в крещенской купели.

Вопрос: Недавно священник не допустил меня до причастия, потому что я не исповедовалась. Я не имею возможности часто посещать храм, потому что много работаю, и в этом конкретном случае просто не успела предварительно исповедоваться. Когда в нашем поселке строился храм, наша семья покупала кирпичики на его строительство и тогда это было с радостью встречено батюшкой, а тут вот так… В Интернете я не нашла прямого запрета на причастие без исповеди, а потому хочу уточнить у Вас, насколько верно такое ограничение?

Митрополит Иларион: В Русской Православной Церкви сложилась устойчивая практика, которая существует на протяжении многих веков: перед причастием люди приходят на исповедь. Здесь могут быть разные исключения. Например, если вы регулярно причащаетесь, скажем, каждое воскресенье, священник может вам порекомендовать исповедоваться один раз в месяц, то есть не перед каждым причастием, но об этом в любом случае вы должны договориться со священником. Если священник скажет, что вы должны исповедоваться перед каждым причащением, то вам следует его послушаться.

Исповедь и причастие — это два разных таинства. Исповедь — это не «билет на причастие», но практика, которая сложилась в Русской Церкви, направлена прежде всего на то, чтобы люди сознательно подходили к таинству причащения, чтобы они к нему готовились, в том числе и через таинство исповеди.

Вопрос: Мой вопрос касается внешнего вида священника. Я нашел разъяснения об особенностях богослужебного одеяния, но меня интересует стрижка волос и бороды. Сохраненный еще с детства в памяти образ батюшки с большой, густой бородой и длинными волосами сегодня сильно поменялся — наши священники стали походить на католических отцов, с короткой стрижкой. Владыка, можете ли Вы согласиться с моими наблюдениями, и нет ли тут опасности для нашей православной традиции?

Митрополит Иларион: Я с Вашими наблюдениями согласиться не могу и никакой опасности тут не вижу. Духовность заключается не в волосах и не в бороде. Борода может быть длинная, а может — короткая. Есть люди, у которых вообще на растет борода или растет такая, что лучше уж ее сбрить, чем показывать людям. Всякие варианты бывают. Только в Ветхом Завете был персонаж, у которого сила заключалась в волосах: волосы ему остригли, и сила пропала. У священников духовность заключается не в бороде и не в волосах.

Чтобы понять, как должен выглядеть священник, взгляните на древние и современные иконы, например, на икону святителя Николая. У него борода длинная или не длинная? Волосы завязаны сзади в косичку или у него коротко подстриженные волосы? Посмотрите на другие иконы, и Вы увидите, что ношение длинных волос не было изначальной традицией священнослужителей. Ни апостол Павел, ни апостол Петр, ни другие апостолы, ни священнослужители первых веков длинные волосы не носили и в косичку не завязывали. Об этом свидетельствуют как слова апостола Павла, который говорит: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1 Кор. 11:14), так и вся древняя иконография. Посмотрите и сами в этом убедитесь.

Вопрос: Мой прадед был католиком. В Православной Церкви поминать католиков можно только на домашней молитве или есть такие богослужения, где поминают иноверцев и некрещеных?

Митрополит Иларион: Вопрос Андрея сформулирован таким образом, что мне хочется все-таки внести некоторую поправку. Католики — это не иноверцы и не некрещеные. Католики — это христиане, только принадлежащие к иной традиции, к иной Церкви.

Что касается иноверцев или некрещеных, то они к христианству никакого отношения не имеют. В Церкви существует устойчивая практика: мы молимся в храме только за православных людей, которых поминаем на проскомидии, на молебнах. За католиков, протестантов и в особенности за иноверцев и людей неверующих мы молимся дома. Никто не запрещает человеку молиться за своих близких, в том числе умерших и тех, которые принадлежали к иной христианской конфессии или к иной религии, но в церкви это делать не принято.

Вопрос: Объясните, пожалуйста, почему Господь Иисус Христос, зная, что Иуда Его предаст, избрал его в число двенадцати апостолов?

Митрополит Иларион: То, что Бог заранее что-то знает, не значит, что Он это предопределяет. Предать или не предать Спасителя — это было дело выбора самого Иуды.

Почему мы часто совершаем какие-то грехи, а Бог нас не останавливает? Потому что Он дает нам свободу. Он дает нам свободу выбора и, как говорят святые отцы, Бог все заранее знает, но не все предопределяет. Поэтому у каждого человека есть нравственный выбор. Совершить тот или иной грех или нет, совершить предательство или нет, решает сам человек, и за свой выбор он потом несет полную ответственность.

Хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из Первого послания к Тимофею: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим. 6:6-7).

Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю