Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Сначала — вере, потом — Отечеству

Сначала — вере, потом — Отечеству
Версия для печати
9 октября 2022 г. 11:28

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл дал интервью «Аргументам и фактам» (№ 39 (2184), 28 сентября — 4 октября 2022 г.).

Присягают как императоры

— Ваше Высокопреосвященство, Вы с казачеством взаимодействуете уже 12 лет. Как за это время изменилось отношение казаков к Церкви? Остались ли среди них атеисты, родноверы?

— Может, некоторые из них и были таковыми, но только до того, как появилась государственная политика в отношении казачества и реестр казачьих обществ, в который вошли достойные казаки, а также был создан Синодальный комитет Русской Православной Церкви. 

В 2020 году Всевеликое войско Донское отметило 450-летие служения Российскому государству. Когда оно вошло в состав страны, казаки уже были православными людьми. Когда и где они были крещены, неизвестно, но никто не может утверждать, что они были мусульманами или язычниками.

Казак и вся его семья должны быть крещеными, брак — венчанным, семья должна регулярно посещать храм по воскресным, праздничным дням и непременно приступать к святым таинствам.

Перед вступлением в казачью структуру человек проходит собеседование с батюшкой, исповедуется, причащается. На круге, когда его принимают в казачье общество, принимает присягу на кресте и Евангелии. Помимо казаков, так присягают только священники. Раньше же этот обряд совершали императоры, губернаторы и другие представители власти.

Казаки присягают служить вере православной, Отечеству и казачеству. Обратите внимание: вера на первом месте.

В одном строю с «Ахматом»

— На Кавказе у казаков особая миссия. Они обживали его во времена расширения империи, служили опорой российской государственности. Как им сейчас живется?

— Русское население, в том числе казачье, — показатель стабильности в регионе. С народами Кавказа его сплачивает многое. Можно вспомнить о традиции куначества, когда казак отдавал своего сына на какое-то время в семью горца, а горец отдавал своего сына в казачий дом. Так столетиями укреплялись дружба и доверие. Не раз им приходилось вместе отдавать жизнь за Родину. И в Первую мировую, и в Великую Отечественную войну горцы вместе с казаками проливали кровь, спасали и поддерживали друг друга.

Сегодня российские военные, батальон «Ахмат» и казачьи отряды снова воюют вместе, чтобы победить зло на территории Украины и освободить там русский народ.

— Как относятся к православным в преимущественно мусульманских республиках?

— Я неоднократно слышал от представителей кавказских народов, что они с большим уважением относятся именно к православным русским, к казакам. Они понимают, что у таких людей есть сердцевина, основа, есть закон, который они не могут переступить, исходя из своих внутренних убеждений.

Конечно, есть секты, которые паразитируют на исламе, но об этом что говорить? От них страдают не только русские, православные, но и сами традиционные мусульмане.

— Некоторое время среди казаков велись бурные дискуссии, народ ли они, субэтнос или просто организация, куда можно вступить, а потом выйти. Точку поставила государственная стратегия. В ней казачество названо многоконфессиональной и многонациональной исторической общностью, ядром которой был русский народ. Представители каких национальностей входят в состав современных казачьих обществ?

— Не хотел бы дискутировать на эту тему. Когда мы говорим о казаках как народе, на этом паразитируют те, кто хочет разогнать центробежные силы в казачестве и в нашей стране. В том числе над этим работают за рубежом. Но все-таки я не согласен с определением, что это многонациональная и многоконфессиональная общность.

Есть малые исключения. Скажем, осетины, называющие себя казаками, безусловно, православные, но не русские. Или, например, есть в казачьих организациях калмыки и буряты — буддисты, татары — мусульмане.

Многоконфессиональность — тоже, на мой взгляд, неправильное определение. Реестровые казаки все крещены и в той или иной степени воцерковлены. Немногие нерусские и неправославные части казачества — это историческая особенность. По их собственной просьбе императоры приписали их к казачьим войскам. Я бы сказал, что казаки — это русские и, безусловно, православные люди.

Атака на ценности

— Какие задачи совместно с казаками Церковь решает сейчас? Знаю, что вы вместе собираете и отправляете гуманитарную помощь казакам в Донбасс…

— У Церкви и казачества много совместных проектов. Священники окормляют образовательные организации, помогают осуществлять проекты, выигравшие президентские и региональные гранты.

И конечно, ведется совместная гуманитарная деятельность, особенно с начала специальной операции и появления огромного количества беженцев, которым надо помогать. Десятки и сотни тонн гуманитарных грузов уже отправлены в Донбасс. Атаман Виталий Кузнецов лично сопровождал колонны до самой последней точки, туда, где идет стрельба и где небезопасно.

— Осенью будет проходить IX Ставропольский форум Всемирного русского народного собора. Чему на этот раз он будет посвящен?

— Тема — «Развитие традиционных духовно-нравственных ценностей — залог будущего России». Президент страны издал проект указа о создании свода духовно-нравственных ценностей. Началась общественная дискуссия. Предстоит определить, какие духовно-нравственные ценности мы имеем, на какие надо сделать акцент. Говорят же: чтобы победить государство, нужно развратить народ. То есть разорвать скрепы, размыть ценности, традиции народа. Что, собственно говоря, к сожалению, сегодня успешно делает Запад, уничтожая семейные, духовные ценности, пытаясь дискредитировать Церковь, дать простор плюрализму религий, чтобы церковь сатаны имела равные права с церковью католической, англиканской на Западе или православной.

Мы должны остановить разрушительные процессы. И это касается не только религии, но и образования, кинематографа, музыки. Все родное, близкое, укорененное в сознании народа необходимо сделать достоянием наших детей, на этом строить их воспитание и будущее нашего народа и страны.

Время сейчас тяжелейшее. Проливается кровь наших близких, существует угроза уничтожения страны. Поэтому о внутреннем преображении сегодня нужно говорить с особой горячностью, любовью к своим традициям и к Богу.

***

Ставропольская епархия отправила 15 т гуманитарных грузов. Также было собрано более 2 млн руб., часть из них направлена в Патриархию на помощь беженцам, часть — напрямую в епархии Донбасса. Всего Русская Православная Церковь собрала уже более 250 млн руб. и сотни тонн гуманитарных грузов.

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Санкт-Петербурге наградили победителя Всероссийского конкурса помощи бездомным

Русская Церковь оказывает гуманитарную помощь православным христианам Кении

В Вологде открылся общественно-церковный кризисный дом для женщин

В Воронежской епархии дети беженцев ежедневно бесплатно занимаются с репетиторами-добровольцами. Информационная сводка о помощи беженцам (от 2 декабря 2022 года) [Статья]

Представители Синодального комитета по взаимодействию с казачеством приняли участие в семинаре-совещании «Российское казачество»

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и Учебный комитет провели вебинар, посвященный преподаванию истории казачества в духовных школах

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством провел вебинар с казачьими духовниками и атаманами Северо-Западного федерального округа

Состоялось заседание постоянной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью Совета при Президенте РФ по делам казачества

В Воронежской епархии дети беженцев ежедневно бесплатно занимаются с репетиторами-добровольцами. Информационная сводка о помощи беженцам (от 2 декабря 2022 года) [Статья]

В Екатеринбурге открыли церковный штаб помощи беженцам

В церковный штаб помощи беженцам в Белгороде с марта обратились более 28 000 человек. Информационная сводка о помощи беженцам (от 1 декабря 2022 года) [Статья]

Святейший Патриарх Кирилл провел рабочую встречу с председателем Синодального отдела по благотворительности