Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Калужский Климент: Книга, помогающая в деле спасения

Митрополит Калужский Климент: Книга, помогающая в деле спасения
Версия для печати
13 марта 2023 г. 14:13

14 марта отмечается День православной книги. В этот день (1 марта по старому стилю) в 1564 году на Руси была издана первая точно датированная печатная книга — «Апостол» Ивана Федорова. С 2010 года по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в память об этой дате установлен День православной книги. О значении этого праздника, о русской классике и современной литературе в интервью «Литературной газете» рассказывает председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.

— Владыка, расскажите, пожалуйста, о праздновании Дня православной книги в 2023 году. Какие главные события запланированы?

— По сложившейся традиции в самых разных форматах пройдут мероприятия на всем пространстве канонической территории Русской Православной Церкви — книжные выставки, презентации изданий, мастер-классы и открытые уроки будут организованы во всех епархиях. Программа мероприятий представлена на интерактивной карте празднования на сайте Издательского Совета.

12 марта на православном телеканале «Спас» пройдет центральное мероприятие праздника — телемарафон, в котором примут участие писатели, литераторы, общественные деятели. В этом году важной темой является поддержка книжной культуры на Донбассе. Издательский Совет совместно с телеканалом «Спас» при участии православных издательств и при поддержке Издательской программы Правительства Москвы осуществил доставку в епархии Донецкой и Луганской народных республик более 8 000 экземпляров книг. Детская, художественная, историческая и духовная литература передана в библиотеки, школы, детские дома и приходы разных городов и поселков Донбасса. Это непременно послужит развитию интереса к чтению и книжной культуре в это непростое время.

В рамках празднования Издательский Совет проведет православную книжную выставку-форум «Радость Слова» в Ульяновске, а также при участии Издательского Совета состоится открытие Дня православной книги в Хабаровске. В этих мероприятиях будут участвовать лауреаты Патриаршей литературной премии Виктор Николаев и Олеся Николаева. В ходе поездки в Хабаровск Виктор Николаевич Николаев посетит также Ванинскую епархию и проведет творческие встречи с читателями.

19 марта состоится традиционный молодежный брейн-ринг в формате видеоконференции, посвященный 200-летию выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского и его наследию. Такая форма молодежного мероприятия показала свою востребованность — ежегодно в брейн-рингах на День православной книги участвуют молодежные команды не только из разных регионов России, но и из Белоруссии, Казахстана.

— Важно напоминать обществу, что Церковь стояла у истоков становления книгопечатания и просвещения на Руси?

— На протяжении всей истории нашего Отечества Церковь заботилась о распространении духовного просвещения. На самом раннем этапе становления русской культуры Церковь определила вектор культурного развития — книжность стала важнейшим элементом нашей духовной и культурной традиции. В период становления и расцвета русской классической литературы духовная традиция самым непосредственным образом влияла на творчество великих русских писателей. Даже в страшное время богоборчества и засилья атеизма русская литература продолжала основываться на ценностях христианства. А в наше время Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стала центром, объединяющим созидательные и нравственно-чистые литературные силы современного общества. Церковь продолжает заботиться о культуре Отечества, оберегая ее от разрушительного воздействия агрессивной массовой культуры, которая навязывается нам извне.

— Как связаны Евангелие и русская литература?

— Русская художественная словесность начиналась как литература христианская. Из времен Древней Руси мы знаем произведения христианские по сути и содержанию. То, что сегодня называется литературой светской, появилось уже позже.

Подлинная, настоящая русская литература имеет главную особенность: она не может быть названа полностью светской, потому что в ее основе христианская нравственность. Если христианская этика оказывается чуждой, неблизкой писателю, если в своем произведении он противоречит ей, то настоящего литературного шедевра не получается, значимого вклада в литературу не будет. Для русской литературы это именно так. Можно вспомнить сильные произведения нашей художественной словесности и убедиться в этом. В русской литературе гениальность по-настоящему проявляется и раскрывается только в неразрывной связи с христианской нравственностью.

Если человек никогда не читал Евангелие, то, какое хорошее светское образование он бы ни получил, он не сможет хорошо понять нашу классику.

Наши классики читали и знали евангельское слово. Знание его было для них естественно. Как, например, мог бы написать Антон Павлович Чехов рассказы «Святой ночью», «Студент», если бы не читал, не знал Евангелие? А «Студент» его самый любимый рассказ. И что поймут в этих рассказах читатели, если Евангелие для них осталось неизвестным? Ничего не поймут.

Вспомним пушкинскую «Капитанскую дочку». «Береги честь смолоду» — это ведь далеко не только про честь дворянскую, честь человеческую. Герои этой повести — Петр Гринев, Маша Миронова, родители Марии — ведут себя в соответствии с христианской нравственностью. В самые тяжелые дни и часы Петру помогает молитва: «Меня привезли в крепость, уцелевшую посереди сгоревшего города. Гусары сдали меня караульному офицеру. Он велел кликнуть кузнеца. Надели мне на ноги цепь и заковали ее наглухо. Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою. Таковое начало не предвещало мне ничего доброго. Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет».

Без чтения Евангелия невозможно понять романы Федора Михайловича Достоевского, книги Ивана Сергеевича Шмелева, лирику Бориса Леонидовича Пастернака. Я перечислил несколько имен, но, повторю: вся русская классика может быть воспринята хотя бы в относительной полноте только с опорой на знание евангельского слова.

— Издательский Совет представляет уникальный проект «Евангелие Достоевского», выполненный фондом «Возрождение Тобольска». Расскажите, пожалуйста, несколько слов об этом шедевре современного книжного искусства.

— Этот проект — свидетельство того, что современные технологии и традиционное книгоиздание ни в коей мере не являются соперниками. Именно возможности, которые появились благодаря новым технологиям, и позволили воспроизвести с такой точностью экземпляр Евангелия, принадлежавший Федору Михайловичу Достоевскому. Книгу эту писатель получил в подарок от жен декабристов по пути на каторгу. Не расставался с ней не только в остроге, но и потом, до конца жизни.

И вот с помощью современной техники удалось обнаружить множество помет, сделанных рукой писателя, которые обычному человеческому глазу не были видны. Исследователи получили новый материал для работы. Материалы были представлены в электронном виде, изучались на большом экране монитора.

Но фонд «Возрождение Тобольска» решил, что венцом всего должна стать именно традиционная книга. И издал факсимильную копию экземпляра Евангелия и Сибирской тетради писателя с описанием отмеченных писателем мест и комментариями специалистов. И когда мы привозим это уникальное издание в школы, музеи, библиотеки, в приходы, наши аудитории слушают просветительскую лекцию и имеют возможность самостоятельно полистать точнейшие воспроизведения такой важной для Ф.М. Достоевского книги и сразу же обратиться к комментариям, чтобы что-то для себя прояснить.

Я очень благодарен фонду «Возрождение Тобольска» за это издание.

— Как православная тема раскрывается в творчестве современных писателей, в том числе отмеченных Патриаршей литературной премией?

— Вспомню одно из моих самых любимых стихотворений лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Николая Зиновьева «Светлый миг»:

Сегодня нет меня счастливей!

Пусть дни по-прежнему спешат,

Но поутру апрельский ливень

Я смог собрать в один ушат.

Я ухитрился в восемь строчек

Вместить и сад, что весь промок,

И терпкий запах клейких почек,

И ставший скользким вмиг мосточек…

Не сам, конечно. Бог помог.

Строки передают правильное отношение человека к тому, что им создано. У него творческий успех, он рад этому, слова сложились в хорошие, живые строки, он смог их создать. И при этом он понимает, что все это дал ему Господь, что все это возможно только с помощью Господа. Такое восприятие помогает правильно относиться к себе, к миру, к своему дару и к своему труду, оно все расставляет на свои места.

У Николая Александровича Зиновьева это, разумеется, не единственное стихотворение о творчестве. У поэзии высокое предназначение. Отнюдь не случайно сравнение поэта с пророком, столь частое в литературе. Поэт в какой-то мере тоже должен глаголом жечь сердца людей.

Вот что пишет о настоящих стихах Николай Зиновьев:

Стихи должны быть с тайным смыслом,

Чтоб строчка каждая в них жгла,

И чтобы баба с коромыслом

К колодцу с песней тихо шла.

И чтоб в них не было печали,

И чтоб печалили до слез,

И чтоб стояли за плечами

И смерть сама, и сам Христос.

Чтоб в них и плакалось, и пелось,

И чтоб шумела в них листва,

И чтоб была в них неумелость

Та, что превыше мастерства.

Не могу не вспомнить сказку «Купеческая дочь» лауреата Патриаршей литературной премии Владимира Малягина. Сюжет очень близок к знакомой всем сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек». В.Ю. Малягин этого и не скрывает, определяя свое произведение как «притчу в двух действиях по мотивам сказки С.Т. Аксакова». У Владимира Юрьевича, на мой взгляд, особенно ценно то, что, читая эту сказку, юный читатель понимает: в чудище человек превращается, когда совершает грех, наносит кому-то слабому сильную обиду и в этом грехе упорствует, совершая новые злые поступки. А превращение обратно в человека начинается с молитвы и обязательно сопровождается покаянием и готовностью уменьшить зло, которое до этого кому-то причинил, загладить вину. Вот так, в сказочной форме, до детей можно доносить важные истины. А говорить об этом с детьми обязательно нужно. Все самое важное в человеке закладывается в детстве.

— Издательский Совет проводит литературный конкурс «Лето Господне» для школьников. О чем пишут юные авторы? Как выражают свою принадлежность к православной традиции?

— Конкурс «Лето Господне» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с 2014 года. Его главная цель — вовлечение нашего самого молодого поколения в русскую книжность, которая заложена на Руси распространением Святого Евангелия, трудами учеников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Основной предмет осмысления русской книжности — чудеса горнего и дольнего мира, устроенного Господом так, чтобы человек мог существовать в нем. Поэтому мы не ограничиваем наших детей одной или двумя темами, а даем им возможность писать о том, что их волнует — прошлое и настоящее, семейные предания, истории из жизни города или села, где они родились и учатся, размышления о прочитанных книгах, поэтах и писателях золотого века нашей литературы и современных. Среди конкурсных работ часто встречаются художественные рассказы, стихотворения, эссе на свободную тему.

Одну из тем следует выделить особо — тему подвига. В 2021 году отмечалось 800-летие святого благоверного князя Александра Невского, и много работ было посвящено этому святому. Но за два года количество таких работ не только не уменьшилось, но увеличилось: сегодня наша страна проводит специальную военную операцию, и участники конкурса особенно пристально вглядываются в своих родственников и знакомых, мобилизованных и ушедших добровольцами, кладущих жизнь и здоровье «за други своя».

Что же касается православной традиции, она проявляет себя в отношении к жизни. Рассказывая историю или размышляя, молодой человек пребывает в особенном пространстве ясного, внутренне выверенного, сдержанного русского слова, не требующего к себе особого внимания, не гордящегося собой, не осуждающего, а пытающегося постичь то, что пытались постичь еще в древности — чудо каждого дня, родной природы, непомерного и непостижимого до сих пор подвига Иисуса Христа. Православный элемент в конкурсных работах состоит не в том, что ребята цитируют Евангелие, а в том, как они стараются на конкретных примерах объяснить себе и другим, словом какого великого Источника напитаны русские люди и наша культура.

— Цифровые носители не вытеснят традиционную бумажную книгу?

— «Цифровые» издания пока не занимают и четверти от всего объема продаж, доля их колеблется в районе 20 процентов, и говорить о том, что скоро или нескоро они вытеснят бумажные книги, пока не приходится.

Электронные книги вошли в нашу жизнь, заняли в ней определенное место, но в том, как их стараются делать «недругами» традиционных бумажных книг, есть определенная искусственность. Электронная книга — не конкурент, а помощник бумажной книги. Не всякую книгу возьмешь с собой в дальнюю дорогу, а тут на помощь приходит электронная, которую можно прочитать и с планшета, и с телефона, и с экрана компьютера. Если бумажная книга привязана к месту своего нахождения, электронная доступна в любой точке мира.

Средства массовой информации вот уже четверть века задаются вопросом, что будет, если электронные книги вытеснят бумажные. Но в мире, где кинематограф не вытеснил ни театр, ни живопись, а автомобили и самолеты не заменили железных дорог, а сосуществуют вместе, нужно ставить вопрос о дополнении, а не вытеснении или замещении. Не «вытесняют» электронные книги печатные, а дополняют, и точно так же, как и печатные, помогают человеку в деле спасения.

Беседовала Татьяна Медведева

Издательский Совет/Патриархия.ru

Материалы по теме

На телеканале «Спас» прошел телемарафон, посвященный Дню православной книги

Делегация Издательского Совета приняла участие в праздновании Дня православной книги в Воронежской митрополии

В День православной книги в Благовещенске открылась выставка-форум «Радость Слова»

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня православной книги

При поддержке Синодального отдела по делам молодежи пройдет VIII Международный фестиваль «Молодые таланты Отечества»

Синодальный отдел по делам молодежи совместно с Издательским Советом провели интеллектуальную игру «А.С. Пушкин: его наследие»

Состоялась встреча председателя Учебного комитета с председателями студенческих советов духовных учебных заведений Москвы и Московской области

Продолжается прием заявок на участие в организованной Синодальным отделом по делам молодежи совместно с Издательским Советом интеллектуальной игре, посвященной наследию Пушкина

Завершилась III Общецерковная олимпиада по богословию

Издательский Совет открывает XIX призовой сезон конкурса изданий «Просвещение через книгу»

Церковные организации могут принять участие в грантовом конкурсе «Центры новых возможностей»

На телеканале «Спас» прошел телемарафон, посвященный Дню православной книги

Состоялось очередное заседание коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета

Синодальный отдел по делам молодежи совместно с Издательским Советом провели интеллектуальную игру «А.С. Пушкин: его наследие»

Делегация Издательского Совета приняла участие в праздновании Дня православной книги в Воронежской митрополии