12 марта 2024 года члены Священного Синода имели суждение об утверждении ряда соборов святых и о внесении изменений в таковые (журнал № 20).
В ходе заседания 16 мая 2023 года (журнал № 31) Священный Синод определил: «О дальнейшем дополнении поименных списков местных соборов святых, а также об утверждении новых списков иметь суждение по мере подготовки таковых Синодальной комиссией по канонизации святых во взаимодействии с Управлением делами Московской Патриархии и соответствующими епархиями, с представлением результатов работы Священному Синоду».
12 марта по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участники заседания Синода постановили утвердить поименный список Собора всех святых, в земле Московской просиявших.
На основании рапортов председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия и обращений местных Преосвященных утверждены поименные списки Собора святых Крымской митрополии (память 15/28 декабря), Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии (память 19 ноября / 2 декабря). В поименный список Собора святых Новосибирской митрополии включено имя блаженной Домны Томской.
***
В ходе заседания Синода епископ Троицкий Панкратий также представил рапорт относительно ходатайства архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы о включении имени мирянки Надежды Васильевны Семеновой в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 21).
Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских).
Архиепископ Фома ходатайствовал о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имени мирянки Надежды Васильевны Семёновой.
Надежда Васильевна Семенова родилась 8 сентября 1865 года в городе Воскресенске (ныне город Истра) Звенигородского уезда Московской губернии. Крещена в младенчестве в Вознесенском храме города Воскресенска. Впоследствии Надежда была прихожанкой, с 1928 года — старостой этого храма. Обучение проходила в расположенном рядом с упомянутым храмом училище.
С приходом советской власти ее представители начали борьбу с верующими Воскресенска, добиваясь закрытия Вознесенского храма. В 1922 году властями из храма были изъяты богослужебные сосуды, серебряные части Евангелий, четыре креста и другая церковная утварь. 10 мая 1934 года в храм прибыла назначенная местными властями комиссия с целью признать храм аварийным и непригодным для дальнейшего использования без произведения капитального ремонта. После осмотра комиссия потребовала в течение месяца снести купол храма и построить плоскую кровлю, снять колокола и разобрать верхний ярус колокольни. Члены приходского церковного совета пытались оспорить решение комиссии, обращаясь в различные инстанции вплоть до Президиума ВЦИКа. Основную ответственность за обращение взяли на себя Милица Кувшинова и Евдокия Кузьминова, Надежда Семёнова (спустя некоторые время Милица и Евдокия были арестованы и расстреляны; ныне прославлены в лике святых мучениц).
14 февраля 1937 года молодой комсомолец Павел Щапов написал донос в Истринский районный отдел НКВД, заявив, что в доме, где он живет как квартирант, хозяйка дома Надежда Васильевна Семёнова держит связь со священниками и агитирует за религию, а впоследствии на допросе добавил, что Надежда якобы критически отзывалась о деятельности советских властей. После тайного расследования и опроса других людей 21 августа 1937 года Надежда Васильевна была арестована и заключена в Таганскую тюрьму в Москве. 11 ноября 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 16 декабря она прибыла этапом в Тайшетлаг Иркутской области. В возрасте семидесяти двух лет Надежда Васильевна скончалась 8 мая 1938 года в 6-м лагпункте Тайшетлага и была погребена на Акулынетском кладбище в Тайшетском районе.
Члены Священного Синода постановили включить имя мирянки Надежды Васильевны Семеновой в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, память святой совершать в день ее кончины — 25 апреля / 8 мая. Честные останки святой Надежды, исповедницы, в случае их обретения, постановлено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание, а также писать новопрославленной святой икону для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.
Имя святой Надежды, исповедницы, решено внести в поименный список Собора всех святых, в земле Московской просиявших.
***
Участники заседания Священного Синода также заслушали рапорт епископа Панкратия относительно ходатайства митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы о канонизации в лике местночтимых святых братии Синозерского монастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия (журнал № 22).
Согласно пункту ф статьи 25 главы V Устава Русской Православной Церкви, «в обязанности Священного Синода входит канонизация местночтимых святых».
В соответствии с определением Священного Синода от 15 июля 2016 года (журнал № 66), «правом ходатайствовать о прославлении подвижника благочестия к местному почитанию обладают: в митрополиях — архиерейские советы митрополий».
Архиерейский совет Вологодской митрополии обратился с ходатайством к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу о канонизации в лике местночтимых святых братии Синозерского монастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия.
Иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем и послушник Василий были насельниками Синозерского монастыря, основанного преподобномучеником Евфросином Синозерским в 1594 году на берегу Синичьего озера в западной части Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Троице-Благовещенская Евфросино-Синоезерская пустынь — мужской монастырь Череповецкой епархии). В 1612 году множество людей спасалось от польского разбоя в пустыни преподобномученика Евфросина. 19 марта преподобный Евфросин предсказал, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать, но сам старец не уходил, поскольку, как он говорил, «Христа ради пришел умереть в святое место это». Решившие последовать примеру своего аввы и до конца оставшиеся верными Богу и Его Святому промышлению другие насельники обители, среди которых были иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем, послушник Василий, разделили с преподобномучеником Евфросином его участь и были мученически убиты 20 марта 1612 года. Преподобномученик Ефросин был прославлен во святых в 1912 году. Его ученики, разделившие с ним мученический подвиг, почитаются наравне с ним в Вологодской епархии. Места погребения иеромонахов Сергия и Аврамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия неизвестны.
Священный Синод постановил причислить к лику святых для местного почитания иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия, память преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия совершать 20 марта / 2 апреля.
Честные останки преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия, в случае их обретения, постановлено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание, а также писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.
Имена преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия решено включить в поименный список Cобора Вологодских святых.
Патриархия.ru