Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Школа должна научить делать добро». Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на XIV Рождественских чтениях/

'Школа должна научить делать добро'. Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на XIV Рождественских чтениях/
Версия для печати
30 января 2006 г. 12:37

30 января, в первый день работы XIV Рождественских образовательных чтений, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом в Государственном Кремлевском дворце.

Христианское понимание образования в формальном отношении соответствует общепринятому, согласно которому образование есть формирование человеческой личности в процессе ее взросления, достижения совершеннолетия и социализации в соответствии с определенным идеалом.

В содержательном отношении церковное понимание воспитания и образования во многом совпадает с педагогическим идеалом, восходящим к античной традиции.

Согласно этому идеалу, подлинно образованный человек — это многосторонне развитая личность, имеющая устойчивые нравственные ориентиры, способная к самообладанию, познанию, профессиональной самореализации и раскрытию своего творческого потенциала. В то же время, это социально ответственный человек, видящий свою жизненную задачу не столько в достижении индивидуального благосостояния, сколько в служении другим людям и обществу в целом.

В связи с этим, смысл образования Церковь видит в приобщении человека к высокой духовности, нравственности и культуре, что является единством индивидуального и общественного. Воспитание и образование направлено на то, чтобы человек одновременно стремился к внутренней гармонии и к гармоничному устройству общества. Поэтому образование охватывает как индивидуальную нравственность (личные добродетели), так и социальную этику (включая правовое сознание и культуру общения). Оно имеет целью овладение, как теоретическим мышлением, так и практическими, в том числе, профессиональными навыками.

В процессе образования человек приобщается к высшим достижениям национальной и мировой культуры: к философскому постижению мира и его эстетическому выражению в литературе и искусстве, к пониманию истории и многообразия культурных традиций, к результатам научного познания и технического прогресса.

Другими словами, образование есть приобщение к многовековой мудрости человеческой культуры и творчества, духовно-нравственным традициям своего народа.

Особое значение, данное понимание образования получило на рубеже веков. Техногенные катастрофы, охватившие весь мир, показали, что надо, прежде всего, воспитать человека — гражданина, который сумеет воспользоваться во благо всеми чудесами технической мысли. Приходит понимание того, что если государство будет игнорировать духовное начало, которое несёт в себе религия, и духовно-нравственную составляющую образования, то многое из задуманного может просто не реализоваться.

Возьмем любой процесс, начиная с развития экономики. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствования и предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не соответствует интересам государства и его народа. Если в социальной сфере будет продолжаться упор на детские дома, как на форму существования беспризорных детей и сирот, а не будет укрепляться семья, то очень многие социальные вопросы, связанные с защитой детства, защитой подростков, не будут решены. Если библейская заповедь: «Чти отца твоего и мать твою» не станет нормой общественного сознания в стране, то старшее поколение будет жить бедно, без заслуженного внимания и заботы. Если ребёнок с малолетства не воспримет высокий христианский смысл заповеди «Не убий», то в утробе матери будут и дальше убивать зарождающуюся жизнь, а Россия все больше будет погружаться в демографический кризис.

Не случайно Рождественские чтения проходят в период празднования Рождества Христова и Крещения Господня, что даёт нам возможность особо понять, что главная ценность человеческой жизни — есть божественная жертвенная любовь к человеку во Христе, не потворствующая греху, а помогающая избавиться от него.

В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения как никогда актуальны. Ибо они выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.

Эта задача не только современных поколений, она стояла и перед нашими отцами и дедами во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность русского образования с древних времён обусловливала его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры.

Вчитайтесь в источники русской литературы. В ней нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не способной очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений. И действительно, русская литература вместе с её искусством представляет собой на протяжении многих столетий необыкновенную целостность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением.

Странными, в связи с этим, кажутся происходящие в школах процессы, когда из учебных планов уходят дисциплины, связанные со сферой нравственных норм, и с удивительной быстротой и лёгкостью вводятся предметы типа «Планирования семьи», разрушающие личность ребёнка.

Школа занимает особое место в образовании и воспитании, как один из важнейших институтов формирования личности. Ведь в нее приходит ребенок, а заканчивает уже достаточно взрослый, хотя и молодой, человек, с вполне определившейся системой ценностей и жизненных установок, которые в дальнейшем редко изменяются кардинально. Школа и Церковь имеют общую задачу. Она состоит в формировании личности человека, который наделен бессмертной душой и разумом. Школа в процессе обучения не только передает учащемуся накопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, но через преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир. Церковь же видит свою задачу в духовном и нравственном становлении личности.

Известно, что российская школа в настоящее время претерпевает серьезные изменения, и очень важно, чтобы результатом этих изменений стало ее реальное усовершенствование. Я имею в виду не только рост качества образования, обеспечения компьютерами школ и улучшение положения педагогов, повышение их социального статуса, но и усиление воспитательной роли школы. В связи с этим перед нами стоит задача не столько критики современной системы образования, сколько поисков конкретных предложений и мер по утверждению лучших традиций отечественной педагогики в российской школе XXI века.

Исторический опыт нашей страны таков, что на протяжении многих столетий образование было неотъемлемым делом Церкви . Изначально все школы в Российском государстве были церковными, но и с появлением светских учебных заведений народное образование обеспечивалось сетью церковно-приходских школ. Первой в России высшей школой была Славяно-греко-латинская академия, которую (в 1686 г.) основали греческие ученые братья-монахи Иоаникий и Софроний Лихуды. Академия стала первым научным центром и положила начало высшему образованию в стране. В ней обучались дети не только духовенства, но и аристократов, приказного дьячества, купечества и простых людей. Из Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII-XVIII вв., в том числе и основоположник светской отечественной академической науки ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов.

Вообще христианство как мировоззрение и Церковь, как институт явились колыбелью современной светской науки и образования. Лишь со временем наука, изучающая сотворенный Богом мир, стала развиваться отдельно, независимо от богословия, изучающего пути познания Бога. С тех пор светская наука ограничилась вопросом «как устроен мир?», в то время как Церковь и ее институты дают ответ на вопросы «зачем этот мир устроен?» и «каковы в нем место и роль человека?». Те и другие познают законы Божии, но одни – физические, химические, биологические, социальные и т. д., а Церковь — духовные и нравственные законы.

Основным принципом церковного образования является единство обучения и духовно-нравственного воспитания. Любая сфера деятельности Церкви, в том числе и образовательная, имеет своей основной целью спасение человека через его духовно-нравственное совершенствование. По словам Климента Александрийского, наш Педагог — Иисус Христос… у Которого любовь выставляется принципом, а богоподобие — целью воспитания с обращением особого внимания на душу. Учительная направленность христианства проистекает из заповеди Спасителя: идите, научите все народы (Мф. 28, 19). Тем более и в первую очередь надо научить собственных детей знать Бога, любить Его и идти Его путем в Его Царство.

Из этих положений проистекают вековые традиции отечественной педагогики, которая всегда имела устремленность к идеалам святости и высокий нравственный потенциал. Даже после отделения школы от Церкви и установления атеистической власти в нашей стране процесс обучения неразрывно был связан с воспитанием высоких нравственных качеств. Педагогические взгляды Ушинского, Макаренко, Сухомлинского — это звенья одной цепи российской педагогики, которые ставили во главу угла воспитание самоотверженного и ответственного гражданина, патриота, готового на подвиг ради блага ближних, ради блага Отечества. Иначе наш народ не смог бы победить в Великой Отечественной войне, не смог бы первым подняться в космос, не имел бы внутренних сил после десятилетий атеистической пропаганды и богоборчества властей обратиться к вере отцов.

Сегодня Россия определяет для себя путь дальнейшего развития, и в этом процессе активно формируются новые цели и задачи школы. Еще мыслители древности говорили о значении воспитания подрастающего поколения для общественной и государственной жизни. Платон в своем «Государстве» рассматривал воспитание как могучее орудие в руках власти. Аристотель подчеркивал зависимость между общим образованием и строем общества, его нравственными нормами, которое оказывает влияние на его будущее. Действительно, сегодняшние дети будут строить свою частную и общественную жизнь, используя не только знания и умения, полученные в школе, но и те нравственные принципы, духовные ценности и мировоззренческие представления, которые сформировали их личность за время учебы.

На примере сегодняшней молодежи мы уже видим издержки воспитания начала 90-х годов прошлого столетия. В этот период дети были практически предоставлены сами себе, поскольку взрослые были заняты политикой и установлением новых экономических отношений. В то время в средствах массовой информации шла самая откровенная пропаганда порока, а обществом овладевала коммерциализация всех сторон жизни. В результате молодой человек сегодня оценивает себя не как богоподобную личность, а как вещь и готовится к тому, чтобы продавать себя как товар. Для этого он стремиться сделать себя не таким, какой он есть, творческой личностью, а таким, каким он потребен работодателю. Для этого существует даже профессия имидж-мейкера, которая помогает человеку казаться кем-то, и не быть самим сабой.

Современная школа также склонна смотреть на процесс обучения как на товарно-денежные отношения. Она относится к учащимся как к капиталу, и от обучения их считает необходимым иметь проценты. Считается возможным ради получения гранта ввести в школьную программу такие дисциплины, которые наносят явный вред духовно-нравственному и физическому здоровью детей. Упорное нежелание признать необходимость духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе также является признаком потребительского сознания и остатком советской идеологии в современной школе.

Церковь не может не беспокоить излишняя ориентация на западные системы образования, которая играет порой доминирующую роль в реформах современной российской школы. И дело не только в том, что прагматизм и функциональный подход к образованию, когда в учебный план ставятся те предметы, которые способны обеспечить хорошую карьеру или материальное благополучие, могут губительно сказаться на общем образовательном уровне россиян. Дело в том, что бездуховность и отсутствие нравственного подхода в процессе преподавания способны уничтожить наш народ. Мы очень боимся, что нас ограбят, но надо больше переживать за то, чтобы нас не растлили духовно. Богатство можно снова накопить, а вот душу уже не восстановить в прежней чистоте.

Народное образование на Западе возникло в эпоху Реформации, поэтому оно изначально было пронизано секуляризмом. Такие основоположники западной педагогики как Жан-Жак Руссо, Песталоцци, Дистервег выступали против религиозного воспитания в школе. Они и их последователи имели своей целью воспитание человека для жизни на земле. «Жить — вот ремесло, которому я хочу научить», — писал Руссо, определяя принципы своей педагогики. Под влиянием этих взглядов духовная составляющая была удалена из школьной педагогики, в школах Западной Европы было отменено преподавание Закона Божия, и вскоре там распространился практический материализм.

Сегодня западный мир сам признает себя духовной пустыней, где жизнь людей протекает лишь в материальном измерении, и нравственные нормы диктуются личной выгодой. Несмотря на экономическое благополучие утрата христианской духовности порождает в Западном мире все новые проблемы — и социальные, и политические, и личностные. Вследствие утраты евангельских норм жизни, основанных на любви к Богу и ближнему, в западном мире широкое распространение получили эгоцентризм личности и атомарность общества, на уровне которой полностью исчезает семья. Все это приводит к развитию массовых психических заболеваний от неврозов до шизофрении и аутизма. Многие проблемы теперь вошли и в жизнь нашего общества. Назову только часть — наркомания, распад семьи, демографический кризис, проявление национальной нетерпимости и экстремизма. Бездуховная школа, сугубо материалистическое образование и нравственная индифферентность педагогического процесса будут только усугублять эти проблемы и расширять их список.

Нормальная жизнь людей всегда базируется на историческом опыте, на прошлом народа. Опыт предыдущих поколений — и положительный, и отрицательный — дан живущим сегодня как маяк в деле созидании будущего. Он позволяет увидеть в исторической перспективе те непреходящие ценности, которые являются базисными для народа, и те шаги, которые подобно подводным рифам таят в себе опасность разрушения и гибели. В этой связи отрадно появление нового праздника России, который мы впервые праздновали 4 ноября прошлого года. День Народного Единства объединяет не только всех живущих в нашей стране сегодня, но и соединяет нас с теми, кто стоял у истоков Российского государства, раскрывает необходимость не только ратного, но и духовного подвига для защиты Отечества. Этот праздник должен утвердить в нашем обществе идеалы верности своему уникальному историческому пути, любви к Родине, единства и гражданской ответственности. Также и современная система образования призвана вносить в нашу жизнь, в жизнь будущих граждан России духовные и культурные ценности нашего Отечества, выработанные сотнями предыдущих поколений живших на этой земле.

Не так давно молодым поколением Церковь воспринималась лишь как система всевозможных запретов и ограничений. В то время как Православие — это не свод запретов, а норма жизни. Знакомство молодого человека с Православием не должно сводиться к запретам, молодежи необходимо показать красоту Православия, привести ее к осознанию того, что если и предпринимаются ограничения, то не как самоцель, а ради достижения и хранения этой красоты. Ведь когда врач лечит пациента, то предписывает ему ограничения не для того, чтобы лишить его жизни, а чтобы ее сохранить. Ликвидация духовной безграмотности будет способствовать обретению смысла жизни молодыми людьми, разрешению их внутренних противоречий, что, в конечном итоге, приведет к врачеванию социальных недугов. Например, человек, имеющий православное мировоззрение, не испытывает никакой социальной ненависти или нетерпимости, в том числе религиозной или национальной. Вот почему сегодня важно сохранить тот духовный стержень, который всегда присутствовал в образовании России.

Со стороны Церкви уже сделаны реальные шаги в этом направлении. Разработан курс «Основы православной культуры», который дает возможность современным школьникам помимо приобретения знаний стать по-настоящему широко образованными людьми, обогатить свой внутренний мир, познать духовные и нравственные законы и научиться строить свою жизнь на основе этих законов. Дети должны знать, что преступником является не только убийца или вор, но и тот, кто нарушает и нравственный закон — например, наркоман или лжец или человеконенавистник.

В ряде областей предмет «Основы православной культуры» уже введен в учебные программы средних школ. Но пока это возможно только в отдельных регионах. Однако там, где живут православные граждане, предмет «Основы православной культуры» должен быть введен в программу общеобразовательной школы независимо от частного мнения чиновников. Отсутствие предмета ОПК лишает детей возможности изучить свою культуру, и в их сердцах находят отклик идеи, несовместимые с евангельскими принципами жизни.

Пользуясь тем, что на Рождественских чтениях присутствует Министр Образования и науки, хотелось бы обратиться к Вам, уважаемый Андрей Александрович: «Не бойтесь того, что в школу придет священник или православный педагог. А бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся такие асоциальные явления как наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие. И к ним придет проповедник шовинизма и жестокости, если не в школу, то через виртуальный мир в их душу». Ведь в современном мире молодого человека окружает столько пороков и так мало любви. Преподавание Основ православной культуры должно стать социальным заказом, ибо этот предмет необходим для того, чтобы негативные явления перестали распространяться в молодежной среде, чтобы наше общество получило надежду на будущее.

Пора понять, что Церковь обладает тем духовно-нравственным потенциалом, который необходим обществу для излечения своих ран, но нам нужны действенные механизмы, обеспечивающие реальную эффективность приложения имеющегося потенциала к насущным проблемам общества. Сегодня школа и Церковь должны объединить свои возможности, чтобы научить человека делать добро и формировать его добрым. Целью школьного образования является умственное, нравственное и физическое совершенство учащихся. Церковь имеет целью своего служения достижение духовного совершенства человека. В ходе реформы могут меняться формы и методы достижения этой цели, но сама цель должна остаться неизменной.

Благодарю за внимание.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Крымскую митрополию с рабочим визитом

Митрополит Екатеринбургский Евгений возглавил работу XIX Съезда православных законоучителей

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации наградил победителей Общероссийской олимпиады «Основы православной культуры» и олимпиады «Аксиос»

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» [Документы]

Утверждены тема и сроки проведения XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

В Московском архитектурном институте прошла конференция «Архитектура и живопись храма»

Круглый стол «Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом» прошел в ОВЦС

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Традиции духовного руководства в современной практике монастырей: основные направления и приоритеты

Отречение от мира и служение миру: миссия монастырей сегодня

Организация внутренней жизни монастыря как фундамент для духовного возрастания монашествующих

Опыт деятельности Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества за последний период (2016-2022 гг.). Актуальные вопросы

Более 400 человек окончили курсы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению по уходу за ранеными. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 августа 2022 года)

Вклад Святейшего Патриарха Кирилла в укрепление межправославного единства на фоне вторжения Константинопольского Патриархата на Украину

Святейший Патриарх Кирилл. Концептуальное влияние на общественные процессы