Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

«Школа должна научить делать добро». Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на XIV Рождественских чтениях/

'Школа должна научить делать добро'. Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на XIV Рождественских чтениях/
Версия для печати
30 января 2006 г. 12:37

30 января, в первый день работы XIV Рождественских образовательных чтений, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом в Государственном Кремлевском дворце.

Христианское понимание образования в формальном отношении соответствует общепринятому, согласно которому образование есть формирование человеческой личности в процессе ее взросления, достижения совершеннолетия и социализации в соответствии с определенным идеалом.

В содержательном отношении церковное понимание воспитания и образования во многом совпадает с педагогическим идеалом, восходящим к античной традиции.

Согласно этому идеалу, подлинно образованный человек — это многосторонне развитая личность, имеющая устойчивые нравственные ориентиры, способная к самообладанию, познанию, профессиональной самореализации и раскрытию своего творческого потенциала. В то же время, это социально ответственный человек, видящий свою жизненную задачу не столько в достижении индивидуального благосостояния, сколько в служении другим людям и обществу в целом.

В связи с этим, смысл образования Церковь видит в приобщении человека к высокой духовности, нравственности и культуре, что является единством индивидуального и общественного. Воспитание и образование направлено на то, чтобы человек одновременно стремился к внутренней гармонии и к гармоничному устройству общества. Поэтому образование охватывает как индивидуальную нравственность (личные добродетели), так и социальную этику (включая правовое сознание и культуру общения). Оно имеет целью овладение, как теоретическим мышлением, так и практическими, в том числе, профессиональными навыками.

В процессе образования человек приобщается к высшим достижениям национальной и мировой культуры: к философскому постижению мира и его эстетическому выражению в литературе и искусстве, к пониманию истории и многообразия культурных традиций, к результатам научного познания и технического прогресса.

Другими словами, образование есть приобщение к многовековой мудрости человеческой культуры и творчества, духовно-нравственным традициям своего народа.

Особое значение, данное понимание образования получило на рубеже веков. Техногенные катастрофы, охватившие весь мир, показали, что надо, прежде всего, воспитать человека — гражданина, который сумеет воспользоваться во благо всеми чудесами технической мысли. Приходит понимание того, что если государство будет игнорировать духовное начало, которое несёт в себе религия, и духовно-нравственную составляющую образования, то многое из задуманного может просто не реализоваться.

Возьмем любой процесс, начиная с развития экономики. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствования и предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не соответствует интересам государства и его народа. Если в социальной сфере будет продолжаться упор на детские дома, как на форму существования беспризорных детей и сирот, а не будет укрепляться семья, то очень многие социальные вопросы, связанные с защитой детства, защитой подростков, не будут решены. Если библейская заповедь: «Чти отца твоего и мать твою» не станет нормой общественного сознания в стране, то старшее поколение будет жить бедно, без заслуженного внимания и заботы. Если ребёнок с малолетства не воспримет высокий христианский смысл заповеди «Не убий», то в утробе матери будут и дальше убивать зарождающуюся жизнь, а Россия все больше будет погружаться в демографический кризис.

Не случайно Рождественские чтения проходят в период празднования Рождества Христова и Крещения Господня, что даёт нам возможность особо понять, что главная ценность человеческой жизни — есть божественная жертвенная любовь к человеку во Христе, не потворствующая греху, а помогающая избавиться от него.

В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения как никогда актуальны. Ибо они выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.

Эта задача не только современных поколений, она стояла и перед нашими отцами и дедами во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность русского образования с древних времён обусловливала его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры.

Вчитайтесь в источники русской литературы. В ней нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не способной очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений. И действительно, русская литература вместе с её искусством представляет собой на протяжении многих столетий необыкновенную целостность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением.

Странными, в связи с этим, кажутся происходящие в школах процессы, когда из учебных планов уходят дисциплины, связанные со сферой нравственных норм, и с удивительной быстротой и лёгкостью вводятся предметы типа «Планирования семьи», разрушающие личность ребёнка.

Школа занимает особое место в образовании и воспитании, как один из важнейших институтов формирования личности. Ведь в нее приходит ребенок, а заканчивает уже достаточно взрослый, хотя и молодой, человек, с вполне определившейся системой ценностей и жизненных установок, которые в дальнейшем редко изменяются кардинально. Школа и Церковь имеют общую задачу. Она состоит в формировании личности человека, который наделен бессмертной душой и разумом. Школа в процессе обучения не только передает учащемуся накопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, но через преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир. Церковь же видит свою задачу в духовном и нравственном становлении личности.

Известно, что российская школа в настоящее время претерпевает серьезные изменения, и очень важно, чтобы результатом этих изменений стало ее реальное усовершенствование. Я имею в виду не только рост качества образования, обеспечения компьютерами школ и улучшение положения педагогов, повышение их социального статуса, но и усиление воспитательной роли школы. В связи с этим перед нами стоит задача не столько критики современной системы образования, сколько поисков конкретных предложений и мер по утверждению лучших традиций отечественной педагогики в российской школе XXI века.

Исторический опыт нашей страны таков, что на протяжении многих столетий образование было неотъемлемым делом Церкви . Изначально все школы в Российском государстве были церковными, но и с появлением светских учебных заведений народное образование обеспечивалось сетью церковно-приходских школ. Первой в России высшей школой была Славяно-греко-латинская академия, которую (в 1686 г.) основали греческие ученые братья-монахи Иоаникий и Софроний Лихуды. Академия стала первым научным центром и положила начало высшему образованию в стране. В ней обучались дети не только духовенства, но и аристократов, приказного дьячества, купечества и простых людей. Из Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII-XVIII вв., в том числе и основоположник светской отечественной академической науки ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов.

Вообще христианство как мировоззрение и Церковь, как институт явились колыбелью современной светской науки и образования. Лишь со временем наука, изучающая сотворенный Богом мир, стала развиваться отдельно, независимо от богословия, изучающего пути познания Бога. С тех пор светская наука ограничилась вопросом «как устроен мир?», в то время как Церковь и ее институты дают ответ на вопросы «зачем этот мир устроен?» и «каковы в нем место и роль человека?». Те и другие познают законы Божии, но одни – физические, химические, биологические, социальные и т. д., а Церковь — духовные и нравственные законы.

Основным принципом церковного образования является единство обучения и духовно-нравственного воспитания. Любая сфера деятельности Церкви, в том числе и образовательная, имеет своей основной целью спасение человека через его духовно-нравственное совершенствование. По словам Климента Александрийского, наш Педагог — Иисус Христос… у Которого любовь выставляется принципом, а богоподобие — целью воспитания с обращением особого внимания на душу. Учительная направленность христианства проистекает из заповеди Спасителя: идите, научите все народы (Мф. 28, 19). Тем более и в первую очередь надо научить собственных детей знать Бога, любить Его и идти Его путем в Его Царство.

Из этих положений проистекают вековые традиции отечественной педагогики, которая всегда имела устремленность к идеалам святости и высокий нравственный потенциал. Даже после отделения школы от Церкви и установления атеистической власти в нашей стране процесс обучения неразрывно был связан с воспитанием высоких нравственных качеств. Педагогические взгляды Ушинского, Макаренко, Сухомлинского — это звенья одной цепи российской педагогики, которые ставили во главу угла воспитание самоотверженного и ответственного гражданина, патриота, готового на подвиг ради блага ближних, ради блага Отечества. Иначе наш народ не смог бы победить в Великой Отечественной войне, не смог бы первым подняться в космос, не имел бы внутренних сил после десятилетий атеистической пропаганды и богоборчества властей обратиться к вере отцов.

Сегодня Россия определяет для себя путь дальнейшего развития, и в этом процессе активно формируются новые цели и задачи школы. Еще мыслители древности говорили о значении воспитания подрастающего поколения для общественной и государственной жизни. Платон в своем «Государстве» рассматривал воспитание как могучее орудие в руках власти. Аристотель подчеркивал зависимость между общим образованием и строем общества, его нравственными нормами, которое оказывает влияние на его будущее. Действительно, сегодняшние дети будут строить свою частную и общественную жизнь, используя не только знания и умения, полученные в школе, но и те нравственные принципы, духовные ценности и мировоззренческие представления, которые сформировали их личность за время учебы.

На примере сегодняшней молодежи мы уже видим издержки воспитания начала 90-х годов прошлого столетия. В этот период дети были практически предоставлены сами себе, поскольку взрослые были заняты политикой и установлением новых экономических отношений. В то время в средствах массовой информации шла самая откровенная пропаганда порока, а обществом овладевала коммерциализация всех сторон жизни. В результате молодой человек сегодня оценивает себя не как богоподобную личность, а как вещь и готовится к тому, чтобы продавать себя как товар. Для этого он стремиться сделать себя не таким, какой он есть, творческой личностью, а таким, каким он потребен работодателю. Для этого существует даже профессия имидж-мейкера, которая помогает человеку казаться кем-то, и не быть самим сабой.

Современная школа также склонна смотреть на процесс обучения как на товарно-денежные отношения. Она относится к учащимся как к капиталу, и от обучения их считает необходимым иметь проценты. Считается возможным ради получения гранта ввести в школьную программу такие дисциплины, которые наносят явный вред духовно-нравственному и физическому здоровью детей. Упорное нежелание признать необходимость духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе также является признаком потребительского сознания и остатком советской идеологии в современной школе.

Церковь не может не беспокоить излишняя ориентация на западные системы образования, которая играет порой доминирующую роль в реформах современной российской школы. И дело не только в том, что прагматизм и функциональный подход к образованию, когда в учебный план ставятся те предметы, которые способны обеспечить хорошую карьеру или материальное благополучие, могут губительно сказаться на общем образовательном уровне россиян. Дело в том, что бездуховность и отсутствие нравственного подхода в процессе преподавания способны уничтожить наш народ. Мы очень боимся, что нас ограбят, но надо больше переживать за то, чтобы нас не растлили духовно. Богатство можно снова накопить, а вот душу уже не восстановить в прежней чистоте.

Народное образование на Западе возникло в эпоху Реформации, поэтому оно изначально было пронизано секуляризмом. Такие основоположники западной педагогики как Жан-Жак Руссо, Песталоцци, Дистервег выступали против религиозного воспитания в школе. Они и их последователи имели своей целью воспитание человека для жизни на земле. «Жить — вот ремесло, которому я хочу научить», — писал Руссо, определяя принципы своей педагогики. Под влиянием этих взглядов духовная составляющая была удалена из школьной педагогики, в школах Западной Европы было отменено преподавание Закона Божия, и вскоре там распространился практический материализм.

Сегодня западный мир сам признает себя духовной пустыней, где жизнь людей протекает лишь в материальном измерении, и нравственные нормы диктуются личной выгодой. Несмотря на экономическое благополучие утрата христианской духовности порождает в Западном мире все новые проблемы — и социальные, и политические, и личностные. Вследствие утраты евангельских норм жизни, основанных на любви к Богу и ближнему, в западном мире широкое распространение получили эгоцентризм личности и атомарность общества, на уровне которой полностью исчезает семья. Все это приводит к развитию массовых психических заболеваний от неврозов до шизофрении и аутизма. Многие проблемы теперь вошли и в жизнь нашего общества. Назову только часть — наркомания, распад семьи, демографический кризис, проявление национальной нетерпимости и экстремизма. Бездуховная школа, сугубо материалистическое образование и нравственная индифферентность педагогического процесса будут только усугублять эти проблемы и расширять их список.

Нормальная жизнь людей всегда базируется на историческом опыте, на прошлом народа. Опыт предыдущих поколений — и положительный, и отрицательный — дан живущим сегодня как маяк в деле созидании будущего. Он позволяет увидеть в исторической перспективе те непреходящие ценности, которые являются базисными для народа, и те шаги, которые подобно подводным рифам таят в себе опасность разрушения и гибели. В этой связи отрадно появление нового праздника России, который мы впервые праздновали 4 ноября прошлого года. День Народного Единства объединяет не только всех живущих в нашей стране сегодня, но и соединяет нас с теми, кто стоял у истоков Российского государства, раскрывает необходимость не только ратного, но и духовного подвига для защиты Отечества. Этот праздник должен утвердить в нашем обществе идеалы верности своему уникальному историческому пути, любви к Родине, единства и гражданской ответственности. Также и современная система образования призвана вносить в нашу жизнь, в жизнь будущих граждан России духовные и культурные ценности нашего Отечества, выработанные сотнями предыдущих поколений живших на этой земле.

Не так давно молодым поколением Церковь воспринималась лишь как система всевозможных запретов и ограничений. В то время как Православие — это не свод запретов, а норма жизни. Знакомство молодого человека с Православием не должно сводиться к запретам, молодежи необходимо показать красоту Православия, привести ее к осознанию того, что если и предпринимаются ограничения, то не как самоцель, а ради достижения и хранения этой красоты. Ведь когда врач лечит пациента, то предписывает ему ограничения не для того, чтобы лишить его жизни, а чтобы ее сохранить. Ликвидация духовной безграмотности будет способствовать обретению смысла жизни молодыми людьми, разрешению их внутренних противоречий, что, в конечном итоге, приведет к врачеванию социальных недугов. Например, человек, имеющий православное мировоззрение, не испытывает никакой социальной ненависти или нетерпимости, в том числе религиозной или национальной. Вот почему сегодня важно сохранить тот духовный стержень, который всегда присутствовал в образовании России.

Со стороны Церкви уже сделаны реальные шаги в этом направлении. Разработан курс «Основы православной культуры», который дает возможность современным школьникам помимо приобретения знаний стать по-настоящему широко образованными людьми, обогатить свой внутренний мир, познать духовные и нравственные законы и научиться строить свою жизнь на основе этих законов. Дети должны знать, что преступником является не только убийца или вор, но и тот, кто нарушает и нравственный закон — например, наркоман или лжец или человеконенавистник.

В ряде областей предмет «Основы православной культуры» уже введен в учебные программы средних школ. Но пока это возможно только в отдельных регионах. Однако там, где живут православные граждане, предмет «Основы православной культуры» должен быть введен в программу общеобразовательной школы независимо от частного мнения чиновников. Отсутствие предмета ОПК лишает детей возможности изучить свою культуру, и в их сердцах находят отклик идеи, несовместимые с евангельскими принципами жизни.

Пользуясь тем, что на Рождественских чтениях присутствует Министр Образования и науки, хотелось бы обратиться к Вам, уважаемый Андрей Александрович: «Не бойтесь того, что в школу придет священник или православный педагог. А бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся такие асоциальные явления как наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие. И к ним придет проповедник шовинизма и жестокости, если не в школу, то через виртуальный мир в их душу». Ведь в современном мире молодого человека окружает столько пороков и так мало любви. Преподавание Основ православной культуры должно стать социальным заказом, ибо этот предмет необходим для того, чтобы негативные явления перестали распространяться в молодежной среде, чтобы наше общество получило надежду на будущее.

Пора понять, что Церковь обладает тем духовно-нравственным потенциалом, который необходим обществу для излечения своих ран, но нам нужны действенные механизмы, обеспечивающие реальную эффективность приложения имеющегося потенциала к насущным проблемам общества. Сегодня школа и Церковь должны объединить свои возможности, чтобы научить человека делать добро и формировать его добрым. Целью школьного образования является умственное, нравственное и физическое совершенство учащихся. Церковь имеет целью своего служения достижение духовного совершенства человека. В ходе реформы могут меняться формы и методы достижения этой цели, но сама цель должна остаться неизменной.

Благодарю за внимание.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялось первое заседание Оргкомитета XXV Международных Рождественских образовательных чтений

XXV Международные Рождественские чтения пройдут в Москве 25-27 января 2017 года

В Москве прошел круглый стол на тему участия Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом

В ОВЦС прошел круглый стол «Социальное служение религиозных общин — межконфессиональный обмен опытом»

В Москве наградили победителей Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры

Открытый заключительный тур Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры пройдет в Москве и Екатеринбурге

Митрополит Ростовский Меркурий: Есть серьезные наработки по расширению курса ОПК на другие годы обучения

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXIV Международных Рождественских образовательных чтений [Статья]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Всеправославный Собор: мнения и ожидания»

«Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на III Международной патристической конференци

«Значение принятия христианства Русью». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор»

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на симпозиуме «Обновление христианского духа в современном обществе»

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на научно-практической конференции «Вера и знание: православный взгляд на проблему науки и техники в XXI веке»

Русский мир и проблемы русофобии

Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви: межрелигиозные и межконфессиональные аспекты

Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Религиозный и культурный плюрализм и мирное сосуществование на Ближнем Востоке»

Непрерывность соборности: Поместный Собор 1917-1918 гг. в истории и современной жизни Русской Церкви

Вера — формирующая сила и основа цивилизационной стабильности государства