Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Встреча Предстоятеля Русской Церкви с сотрудниками Счетной палаты РФ. Ответы на вопросы.

Встреча Предстоятеля Русской Церкви с сотрудниками Счетной палаты РФ. Ответы на вопросы.
Версия для печати
15 января 2010 г. 15:30

14 января 2010 года, после освящения домового храма в честь преподобного Сергия Радонежского в здании Счетной палаты РФ, в конференц-зале прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с коллективом Счетной палаты. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с развернутым выступлением на тему взаимоотношений Церкви и общества, а затем ответил на вопросы сотрудников Счетной палаты.

(С.Н. Рябухин) Ваше Святейшество, у меня скорее не вопрос, а пожелание, просьба. Несколько лет назад Сергей Вадимович Степашин поддержал инициативу творческого коллектива и спонсора Вадима Сергеевича Якунина, которые взялись за воссоздание Лицевого свода. И эта работа завершена: был проведен колоссальнейший труд, изданы 22 тома. Один экземпляр был передан Русской Православной Церкви, один находится в Президентской библиотеке и еще один передали в Пушкинский Дом — теперь у исследователей есть возможность работать с этим памятником истории и культуры нашей страны. Инициативная группа обращается к Вам с просьбой благословить издание Лицевого свода в электронном виде для каждой школьной или публичной библиотеки, чтобы этот уникальный документ стал достоянием большей части нашего населения.

— Я хотел бы, во-первых, поблагодарить Вас, Сергей Николаевич, и всех тех, кто работал над изданием Лицевого свода. Это действительно историческое событие в сфере гуманитарных знаний. Издание выполнено на очень высоком уровне и представляет собой большую ценность. Но очевидно, что большинство людей не могут иметь доступ к этим фолиантам. Поэтому издание электронной версии — очень правильный и нужный шаг на пути популяризации Лицевого свода и того пласта знаний, который содержится в нем. И, конечно, это помощь тем, кто занимается наукой, поэтому с радостью преподаю благословение и желаю успеха в осуществлении этого доброго дела.

(А.А. Пискунов) Ваше Святейшество, все мы знаем о Вашей прошлой и настоящей огромной работе с крупнейшими мировыми конфессиями. Счетная палата, в свою очередь, участвует в ряде глобальных проектов, связанных с осмыслением прогресса. Один из таких проектов возглавляет Сергей Вадимович. В рамках этой работы мы убедились, что на самом деле идет дискуссия и даже борьба не только за метрику, в которой Россию многие хотели бы видеть на «оси зла», но и за приоритеты развития. И от этой работы во многом будет зависеть, будут ли наши дети жить в мире, построенном по принципу «один доллар — один голос», или «одна душа — один голос». Ваше Святейшество, считаете ли вы возможным участие Русской Православной Церкви в этой работе? Можем ли мы рассчитывать на интеллектуальную и моральную поддержку представителей Русской Православной Церкви? Спасибо.

— Благодарю Вас, Александр Александрович.

Я хотел бы проинформировать Вас, что Русская Православная Церковь практически первой из всех христианских конфессий и из всех общественных организаций (по крайней мере, находящихся в России), вынесла на уровень международного дискурса вопросы, связанные с современным развитием человека и человеческого общества, включая, в первую очередь, оценку нравственного состояния и вопрос соотношения нравственного состояния общества к уровню научно-технического прогресса.

Как Вы знаете, мы ввели целый ряд важных философских новаций, в первую очередь связанных с темой прав, свобод, достоинства и т.д., потому что до недавнего времени тема человеческих прав и человеческого достоинства использовалась как средство, в том числе, политического давления не только на нашу страну, но и на многие другие страны.

Русская Церковь первой сказала о том, что наша дипломатия не должна постоянно доказывать тем, кто нас критикует, что мы такие же, как они, — потому что оценка всего того, что происходит у нас, осуществляется на основе не наших исторических критериев. Все критерии, которыми руководствуются наши критики, были сформулированы в философском и политическом контексте Западной Европы и Северной Америки. Это не значит, что эти критерии плохие, и это не значит, что мы не должны подвергать себя тщательной проверке на предмет реализации человеческих прав и свобод. Но это означает, что Бог создал мир чрезвычайно многообразным, и ни одна цивилизационная модель, какой бы могущественной в политическом и экономическом смысле она ни была, не может диктовать миру свои правила. Тогда мир становится монополярным — не с точки зрения политической власти, а с точки зрения цивилизационной, культурной.

Поэтому то, о чем Вы спрашиваете, — это сфера нашей озабоченности, как на уровне внутренней дискуссии в России, где, я считаю, уже сложилось ясное понимание всего того, о чем мы сейчас говорим, так и на международном уровне.

А теперь к вопросу о том, куда в этой шкале поместить Россию. Нужно сначала договориться — а что из себя шкала представляет? Если шкала прописывается в Вашингтоне, Лондоне или Париже, то почему мы должны заботиться о том, какое место мы в этой шкале занимаем? Прописывать шкалу нужно совместно, нужно договариваться о критериях.

У нас есть фундаментальный документ — Всеобщая декларация прав человека, но реальное осуществление человеческих прав и свобод или, по крайней мере, международные правовые стандарты отходят от этой нормы, потому что во Всеобщей декларации прав человека ясно сказано, что одним из факторов, ограничивающих человеческие права, наравне с законом, является мораль. А сегодня нас учат, что гомосексуальные браки и браки естественные ничем не отличаются друг от друга, и каждый волен заключать любой брак. Я могу продолжить перечень этих абсолютно вызывающих идей, которые игнорируют факт морали в качестве ограничивающего человеческие права и свободы.

Другой огромной опасностью является отношение к истине. Мы живем в так называемом постмодернистском обществе, где сама идея истины исчезает, а есть идея множественности взглядов. Возьмите дебаты в отношении Второй мировой войны. Разве они были возможны даже в период «холодной войны»? Кто ставил под сомнение роль Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии? А сегодня каждый может говорить то, что желает, и каждый говорит: «истина — это то, что я думаю». Потеря понимания того, что существует объективная истина, в том числе в оценке исторических фактов, очень опасна.

(О.В. Кабанова) Ваше Святейшество, прежде всего я хотела бы, пользуясь случаем, присоединиться к словам нашего председателя, к словам благодарности в Ваш адрес и от лица всех моих коллег поблагодарить Вас за то, что, несмотря на Ваш плотный график, Вы смогли найти возможность, чтобы встретиться с коллективом Счетной палаты. Поверьте, для нас это очень важно, и это очень большой праздник, тем более что праздник сегодня у нас двойной — это и освящение воссозданной церкви, и 15-летие Счетной палаты. Я думаю, что в сердцах всех присутствующих этот день надолго останется таким ярким, праздничным, светлым и духовным днем.

Переходя ко второй части, Ваше Святейшество, я хотела бы задать Вам вопрос. Сегодня здесь, в стенах высшего государственного органа финансового контроля, много говорилось о коррупции. Коррупционные процессы подрывают экономику нашей страны, подрывают доверие граждан к власти, к государству, это огромная нравственная проблема. Коррупция серьезно смещает систему нравственных ценностей человека; об этом сегодня говорили и Вы, Ваше Святейшество, и председатель Счетной палаты. И в связи с этим я хотела бы узнать, Ваше Святейшество, Вашу точку зрения на то, возможно ли преодолеть коррупцию в нашей стране? Какова, с Вашей точки зрения, роль Русской Православной Церкви в исцелении этой нравственной болезни, и какое лекарство Вы как наш духовный пастырь могли бы нам предложить и рекомендовать? Спасибо.

— Спасибо Вам за этот вопрос. Во-первых, о коррупции. Мне кажется, коррупция является главной причиной того, что экономическое развитие нашей страны происходит не вполне удовлетворительно. Я думаю, что коррупция, в том числе, и главная причина инфляционных процессов. Когда у людей появляются чемоданы денег, тогда вопрос о цене становится вторичным. А как иначе можно объяснить совершенно неадекватные цены на недвижимость, которые сохранялись до недавнего времени и которые никак не соответствуют материальным возможностям населения? Все эти роскошные дома с квартирами люкс в городе Москве вечером стоят с темными окнами. Вы никогда не обращали на это внимания? Это означает, что это не жилая площадь, где люди живут, а это средство вложения теневого капитала со всей страны. Вот только один пример. А что такое эти купленные квартиры? Это замороженные деньги, выведенные из экономики. В этих квартирах люди не живут, эти квартиры не сдаются, эти огромные жилищные фонды не используются. Специалисты приведут, наверное, более убедительные данные о том, как коррупция тормозит развитие экономики в стране.

Кроме того, Вы очень правильно сказали о том, что коррупция подрывает авторитет власти. Сегодня многие считают, что те, кто еще недавно стремился в бизнес, видя там возможность скорого обогащения, теперь чаще всего устремляются в органы власти, потому что здесь можно заработать и больше, и быстрее, с меньшей отдачей сил. Я думаю, что мы все должны констатировать: коррупция есть огромная проблема для страны.

Теперь о том, как все это преодолеть. Я думаю, что нет какого-то специального рецепта: «Давайте усилим в пять-десять раз Счетную палату, дополнительно усилим контрольные функции...» Так можно дойти до того, что перед каждым человеком будет стоять какое-то контролирующее лицо. Но если к каждому поставить проверяющего, то тогда и к контролерам нужно ставить контролера, и так до бесконечности. Поэтому речь идет о том, чтобы совершенствовалось законодательство — в данном случае я говорю не как духовное лицо, а просто как гражданин. Мне представляются очень важными усилия нашего правительства и президента по внедрению электронных способов предоставления услуг.

Одновременно, я думаю, при внедрении такого рода технологий, при совершенствовании законодательства, при усилении контрольных функций мы должны заниматься воспитанием людей с детства. Ведь сегодня самым важным фактором воздействия на сознание детей, молодежи являются телевидение и Интернет. Большинство людей, которые присутствуют в зале, были воспитаны в идеалах советской школы. Это были идеалы нерелигиозные, потому что слова «Бог» как бы не существовало; а вот мораль была религиозная. Поэтому при помощи светских средств человек все-таки воспитывался в той нравственной системе ценностей, источником которой являлась религия. Если взять кодекс строителя коммунизма и нравственный кодекс христианства — это документы одной и той же ориентации.

А что произошло и происходит сегодня? Сегодня эта система в сознании людей разрушается, зачастую при помощи средств массовой информации. Сегодня исчезают те идеалы, которые воспитывали человека, которые формировали образ положительного героя литературы и кинематографа, а, значит, героя, на которого каждый хотел бы походить. В последнее время наблюдается тенденция, направленная на преодоление этой опасной ситуации, но еще очень робкая, и поэтому мы нуждаемся в сложении сил. И обязательно в этом делании должна участвовать наша интеллигенция, писательский цех. Мы нуждаемся в высоконравственных и сильных по воздействию на души молодежи литературных произведениях, произведениях кинематографа; чтобы человек не воспитывался в порочной системе, когда ему дома говорят одно, в школе — другое, а с экрана телевизора — третье.

Если будет это соединение усилий, если всё будет работать в одной системе нравственных ценностей вне зависимости от отношения людей к религии  — тогда у нас не будет расхождений. Очень важно, чтобы и основы светской этики, которые будут преподаваться в школах наряду с основами традиционных религий, были в той же системе ценностей, что и религиозная этика. Тогда даже неверующий преподаватель будет говорить об уважении к старшим; о необходимости жертвенного отношения к людям; об уважении к труду; об уважении к родителям; об уважении к окружающему нас миру, к окружающей нас природе; о том, что материальный фактор — это важный, но не абсолютный фактор в жизни человека, что есть ценности, которые превышают эту материальную составляющую; о любви к Родине.

Почему сейчас некоторые западные цивилизации проигрывают при столкновении с исламским миром? Потому что люди воспитаны, в первую очередь, так, что нужно стремиться к успеху, к материальному благополучию. А как вы в такую систему ценностей впишете необходимость защищать родину? Или бороться с преступностью? Зачем жертвовать собой? «Плохо тут, на родине — пошел, купил билет и улетел в другую страну, и буду там жить».

Неспособность жертвовать собой — это признак духовного и нравственного упадка человека. А в нынешней системе ценностей, которые проповедуются СМИ, это измерение отсутствует. Хотя хочу еще раз сказать, что это, конечно, не абсолютное правило, есть исключения.

Нам нужно всем вместе работать — работать с детьми, с молодежью, не стесняться идти этим путем. Тогда потихоньку все будет меняться, в том числе и отношение людей к материальному фактору. Только запретительными и организационными методами этих проблем не решить, потому что грех внутри человека: из сердца человека исходят злые помыслы (см. Мк. 7:21). Важно, чтобы именно на уровне человеческого сердца велась скоординированная работа всех, кто небезразличен к судьбе нашего человека, к судьбе Отечества.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня войск национальной гвардии России

Патриаршее поздравление настоятельнице Покровского Хотькова монастыря игумении Олимпиаде (Барановой) с 40-летием монашеского пострига

Патриаршее поздравление наместнику Николо-Угрешского ставропигиального монастыря игумену Мефодию (Зинковскому) с 25-летием монашеского пострига

Патриаршее поздравление епископу Сергиево-Посадскому Кириллу с 25-летием монашеского пострига

Соболезнование Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви в связи с террористическим актом в «Крокус Сити Холле»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника культуры России

Соболезнование Блаженнейшего Архиепископа Охридского и Македонского Стефана в связи с террористическим актом в «Крокус Сити Холле»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Алексию (Турикову), епископу Раменскому

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 25-й годовщины начала агрессии НАТО против Югославии