Russian Orthodox Church

Official website of the Moscow Patriarchate

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Patriarchate

Пасха как информационный повод. О чем принято писать в дни Светлого Христова Воскресения в светских СМИ

Пасха как информационный повод. О чем принято писать в дни Светлого Христова Воскресения в светских СМИ
Version for print
10 April 2007 year 15:48

В последнее время принято считать, что уровень журналистики в освещении церковных тем повысился. Во многом это связывают с тем, что часть пишущих на религиозные темы авторов постепенно воцерковляется. На самом деле, среди журналистов появляется все больше сознательных прихожан — тех, кто не просто ежегодно посещает храм на Рождество и на Пасху ради освящения куличей, но для кого церковная жизнь перестает быть чем-то, неразрывно связанным с пропагандистскими штампами советского времени: «мракобесие», «церковники», «опиум для народа» и т.д.

И вот — Пасхальные дни. Время, когда, с одной стороны, верующие призываются Церковью к прославлению Воскресшего Спасителя, а с другой — журналист, даже если он верующий человек, обязан «отработать» тему Пасхи с профессиональной точки зрения — как информационный повод. И в этом смысле любопытно посмотреть, насколько широко и адекватно пасхальная тематика прозвучала в светских СМИ. Сразу же стоит оговориться: рассмотрение это мы предпринимаем с использованием тех терминов и символов, которые звучат привычно для широкой светской аудитории и могут резать слух церковного человека.

Даже самое приблизительное рассмотрение статистики поиска по запросу «Пасха Христова» дает любопытные результаты. Однозначным символом Пасхи в современном массовом сознании стал Благодатный огонь, чудо схождения которого вот уже несколько лет подряд транслирует в прямом эфире НТВ. Это — показательный факт: влияние телевидения на формирование общественного мнения невозможно недооценить; то, что показывают по телевизору, да еще в удобное время (т.н. «прайм-тайм») — все это воспринимается аудиторией как истина в последней инстанции. Оговоримся: массовой аудиторией, т.е. среднестатистическим зрителем-обывателем.

Соответственно, если из года в год накануне Пасхи в эфире люди наблюдают захватывающий (с этим невозможно спорить, как ни относись к факту схождения Благодатного огня) репортаж — естественный интерес к теме возрастает. НТВ, конечно, безошибочно угадало: телевизионный сюжет схождения Благодатного огня по всем параметрам является продуктом (да простится нам такое словоупотребление) весьма привлекательным и, соответственно, «рейтинговым». Таблицы рейтингов телевизионных программ, которые регулярно публикует журнал «Итоги», для прошедшей недели появятся в нем только через несколько дней, но, как кажется, можно быть уверенным, что трансляция из Иерусалима гарантированно войдет в «двадцатку» самых популярных программ.

А это, в свою очередь, заставляет представителей других средств массовой информации уделять все большее внимание данному сюжету. Поэтому информационный повод используется максимально: лента новостей полна сообщений о том, когда, куда и кем был доставлен Благодатный огонь, привезенный из Святой Земли. В целом же оценка этого события в комментариях журналистов вполне благожелательная и адекватная. Разумеется, налет скепсиса почти всегда неуловимо присутствует в сообщениях, но это, думается, в значительной степени просто дань пресловутому «формату», от которого так зависят все, кто трудится в средствах массовой информации.

На втором месте по популярности оказалась тема статистики: сколько в стране верующих, какое количество из них постится и празднует Пасху, сколько людей посещает в день праздника храмы и т.д.

Статистика, как известно, один из наиболее действенных инструментов пресловутого «пиара». О способах использования и толкования «данных опросов общественного мнения» написано немало. Но в нашем случае картина также довольно спокойная и однозначная. По преимуществу сообщения СМИ накануне Пасхи опирались на очередное исследование «РОМИР-мониторинг», согласно которому 84% опрошенных заявили о своем намерении отмечать праздник Пасхи Христовой.

К традиционным сюжетам также можно отнести те данные, которые приводятся в отношении количества посетивших ночное пасхальное богослужение в храмах Москвы и других городов России. Эти цифры обычно предоставляет МВД.

Примерно равной по степени упоминаний в сообщениях СМИ является тема совпадения времени празднования Пасхи в Православной и Римо-католической Церквах, а также в Армянской Апостольской Церкви и у протестантов. В данном случае, однако, налицо некоторая тенденциозность в освещении этой темы: так или иначе, но общий вектор комментариев сводится к тому, что совпадение это отнюдь не случайно, и свидетельствует оно о необходимости объединения христиан Востока и Запада. Удивляться здесь нечему: такие оценки есть красноречивое свидетельство того, что в большинстве своем светские журналисты пишут на религиозные темы по-прежнему достаточно поверхностно, по-дилетантски, «не вдаваясь в подробности», которые считаются проявлениями простой конкуренцией между конфессиями. С этой же точки зрения массовая аудитория сейчас не готова к восприятию аргументированного изложения основных различий между Православием и иными христианскими исповеданиями: уровень религиозной грамотности в обществе остается достаточно низким.

Напротив, большим вниманием к подробностям отличаются репортажи, рассказывающие о Пасхе с точки зрения фольклорных традиций. И в этом смысле коллег-журналистов можно понять: как в Православной Церкви, так и на Западе празднование Пасхи сопровождается большим количеством различных бытовых традиций, примет и верований. Здесь и фестиваль ведьм в Финляндии, и итальянские пиротехнические представления, в которые со временем превратился обычай разносить по домам огонь со службы Страстных Евангелий, и театрализованные «шоу» (иначе и не назовешь) в исполнении малазийских и филиппинских христиан с самораспятиями и прочими проявлениями религиозной экзальтации, и всевозможные «гастрономические» репортажи о традициях пасхального стола в различных странах.

В этом потоке околохристианского фольклора почти затерялась реплика епископа Егорьевского Марка о том, что «в наш секулярный век люди не всегда правильно понимают смысл Пасхи, ее часто считают праздником весны, обновления, но прежде всего это праздник Воскресения Христова». Для большинства массовых СМИ Пасха по-прежнему остается временем «катать яйца» и «освящать куличи» — об этом легче писать, это проще воспринимается потребителем информации.

Два сюжета, связанные с Пасхой, прозвучали очень нетривиально. И, что характерно, оба они оказались связаны с политикой. В первом случае это — посещение президентом Украины В. Ющенко пасхального богослужения в различных храмах Киева и его пасхальное обращение к народу, венчавшееся причудливым религиозно-политическим: «Христос Воскрес! Воскресне Укра©на!» — это не могло не привлечь внимания прессы. На это, видимо, и делалась ставка украинскими политтехнологами.

Второй сюжет — три чартерных рейса по маршруту Тбилиси-Москва-Тбилиси, которые по просьбе Грузинской Патриархии и лично Католикоса-Патриарха Илии II были организованы в дни Пасхи для перевозки из Москвы в Тбилиси паломников. Те отзывы, которые прозвучали в телевизионных эфирах из уст грузин, получивших возможность в дни Пасхальных торжеств посетить своих родных, лучше всякой пропаганды засвидетельствовали: «простить вся» можно только «воскресением», т.е. подлинные братские отношения между народами возможно выстроить (или сохранить, в данном случае) прежде всего на основе единства веры, религиозной традиции.

Вопросы геополитики и экономических интересов, несомненно, важны. Но в конечном итоге единственным фактором, который в сложившейся ситуации способен позитивно повлиять на российско-грузинские отношения, являются традиционно тесные духовные связи, на протяжении веков существовавшие между Русской Православной и Грузинской Православной Церквами, между народами России и Грузии.

В целом же, пасхальная тематика в сообщениях светских СМИ заняла на этой неделе одно из ведущих мест. Однако нельзя не заметить тот факт, что правило журналистики — поиск конфликта и построение на нем всего информационного сюжета — слабо сочеталось с темой Пасхи. Это, впрочем, неудивительно. В конечном счете, Воскресение Христово есть праздник мира, символ победы над смертью, день, когда Крестными страданиями, смертью и воскресением Сына Божия разрешился главный конфликт человеческой истории, конфликт между Богом и человеком.

Умение отобразить в информационном сообщении пресловутый конфликт, как выясняется, — не самое трудное в профессии журналиста. Куда сложнее передать радость и ликование — например, о Воскресшем Христе Спасителе. Ведь «от избытка сердца глаголют уста» — и, если в сердце, кроме чисто профессионального подхода к пасхальной тематике, нет ничего более, «ничего личного», как принято сейчас говорить, — то рассказать о чуде Воскресения так, чтобы тебе поверили, почти невозможно.

Чтобы поверили — так, как веришь Пастернаку, когда он пишет о тайне Божественного Воскресения:

У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.

Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.

Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.

Будущее вижу так подробно,
Словно ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.

Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.

Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.

Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.

Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.

Борис Пастернак. «Магдалина».

***

P.S. Ряд ведущих центральных журналов-еженедельников не разместили в своих последних номерах вообще ничего, что касалось бы праздника Пасхи. Можно ли в таких случаях говорить о непрофессионализме сотрудников этих изданий?

Михаил Моисеев

All materials with key words