Ορθόδοξη Εκκλησία της Ρωσίας

Επίσημη ιστοσελίδα του Πατριαρχείου Μόσχας

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Пατριαρχείο

Разъяснение председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан

Εκτύπωση
6 Ιουλίου 2010 έτος 13:44

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин напомнил позицию Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан.

Авторам обращений по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан были направлены ответы следующего содержания:

На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступают коллективные и индивидуальные обращения людей, обеспокоенных использованием новых документов и технологий взаимодействия граждан с властью.

Авторы обращений вынужденно не получают медицинскую помощь, пенсию по возрасту и другие выплаты, не могут устроиться на работу, совершать нотариальные действия с имуществом, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы и так далее. Создается реальная угроза здоровью и благополучию тысяч граждан, среди которых — немало чад Русской Православной Церкви.

Данное положение усугубляется действиями и призывами некоторых пастырей и мирян, расходящимися с позицией церковного Священноначалия.

В связи со сложившейся ситуацией Его Святейшество поручил мне напомнить всем верным чадам нашей Матери Церкви ее позицию, основанную на православном вероучении и выраженную в церковных документах.

Из слов Господа и Спасителя мы знаем, что врата ада не одолеют Церкви Христовой (Мф. 16:18). Господь дал апостолам и поставляемым ими епископам власть «вязать и решить», сказав: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

39-е Апостольское правило гласит: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их». В соответствии с 34-м Апостольским правилом, епископам всякого народа подобает знать первого у них и признавать его, как главу, и ничего, превышающего их власть, не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих.

Таким образом, соответствующие решения Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси являются нормативными для всех пастырей и чад Русской Православной Церкви.

В Обращении к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии, направленном Священным Синодом Русской Православной Церкви 6 октября 2005 года, в частности, говорится: «Священный Синод с пониманием относится к заботе власть предержащих о должной организации учета населения, полагая, что нет ничего греховного в самом факте учета граждан государством. Испокон веков взаимоотношения между людьми и народами начинались с решения вопроса, заданного Иисусом Навином архистратигу Михаилу у Иерихона: «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» (Нав. 5:13). Одно из первых в истории мероприятий по исчислению народа было совершено по прямому Божию повелению: «Исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен» (Числ. 1:2). Божия Матерь и святой праведный Иосиф подчинились законному требованию власти и приняли участие в переписи населения Римской империи в Вифлееме».

В упомянутом выше Обращении Священного Синода говорится: «Нет ничего греховного и в использовании для учета граждан, для обеспечения безопасности человека и общества последних технических достижений, в том числе электронных средств, лишь развивающих уже привычные методы. Так, описания и изображения человеческого лица и тела использовались в целях безопасности еще в древние века. Совершенствование способов их записи не несет в себе ничего принципиально нового».

Таким образом, нет ничего греховного в участии людей в мероприятиях, связанных с учетом граждан и подтверждением их личности при контактах с государством. Такое участие может выражаться в получении и предъявлении соответствующих документов, в том числе использующих новые технологии, при условии, что человек знает всю информацию и символику, хранимую и передаваемую при помощи этих технологий, и она не вступает в противоречие с его убеждениями и волеизъявлением.

Однако существует реальная опасность, напрямую связанная с данными нововведениями: «Вместе с рядом технических преимуществ, создание и объединение массивов личной информации, а также развитие электронных средств опознания личности таит в себе немало опасностей, — говорится в Обращении. — Возрастает зависимость человека от неизбежных технических сбоев, ошибок, халатности персонала или вмешательства злоумышленников. Не исключена возможность централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их убеждениях. Это создает угрозу правам и свободе личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов».

Данная опасность приобретает весьма реальные очертания в момент, когда в национальном и международном праве закрепляются идеи нравственного и мировоззренческого релятивизма.

В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. 54) говорится: «Отвечая на обеспокоенность некоторых верующих, Собор считает, что сохранение человеческой свободы должно предполагать знание человека о том, когда он подвергается идентификации, какие данные о нем собираются, хранятся и используются государством. Недопустимы такие средства и методы электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею».

В принятых тем же Собором Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека сказано: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею» (п. IV.7).

В п. V.2 того же документа «недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций» выделено в качестве особой области правозащитных трудов Церкви.

Для православных христиан, верующих нашей Церкви, перенесшей в XX столетии невиданные по масштабу и жестокости гонения за исповедание имени Христова, крайне дорога возможность жить согласно нормам веры. В связи с этим Священноначалие Русской Православной Церкви ведет небезуспешный диалог с власть имущими по данному кругу вопросов, информируя церковный народ о ходе и результатах такого диалога».

Русская Православная Церковь признает право людей не принимать определенных символов и технологий, разделяет серьезные опасения, возникающие в обществе по этому вопросу.

Святейший Патриарх Кирилл и уполномоченные представители Церкви регулярно и небезуспешно поднимают данную тему на встречах с должностными лицами, ответственными за принятие решений в этой сфере, и доводят до них озабоченность чад нашей Церкви данными вопросами. При этом Церковь настаивает на исключительной добровольности участия людей в новых формах идентификации личности, что обычно находит понимание со стороны государства.

Обращаюсь к каждому православному христианину с просьбой о молитвенной поддержке трудов нашего Первосвятителя.

Господь да помогает всем чадам Русской Православной Церкви в добрых делах, совершаемых во славу Божию в духе христианского трезвения и богомудрого рассуждения.

Председатель
Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества
протоиерей Всеволод Чаплин

Άλλα kείμενα

Δήλωση της Υπηρεσίας Επικοινωνίας του ΤΕΕΣ

Διαλογοσ και ενοτητα

Δήλωση του Διαθρησκειακού Συμβουλίου της Ρωσίας για την προστασία των θρησκευτικών ιερών προσκυνημάτων στη Μέση Ανατολή

Έκκληση της ΣΤ΄ συνεδρίας της ολομέλειας της Χριστιανικής Διομολογιακής Συμβουλευτικής Επιτροπής (30 Οκτωβρίου 2019, Μόσχα)

Αντιπροσωπεία της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας στους Ευρωπαϊκούς Διεθνείς Θεσμούς σχολίασε την απάντηση των αρχών της Ουκρανίας επί του αιτήματος των ειδικών εισηγητών του ΟΗΕ επί θεμάτων, που αφορούν στις παραβιάσεις δικαιωμάτων των πιστών

Δήλωση της Ιεράς Συνόδου της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας σχετικά με την κατάσταση στην ουκρανική και την ανά την Οικουμένη Ορθοδοξία

Η Εκκλησία της Αλβανίας αρνείται να αναγνωρίσει την “Ορθόδοξη Εκκλησία της Ουκρανίας”, την οποία δημιούργησε το Πατριαρχείο Κωνσταντινουπόλεως

Ψήφισμα της Ιεράς Συνόδου Ιεραρχίας της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Ουκρανίας της 13ης Νοεμβρίου 2018

Ανακοινωθέν της Ιεράς Συνόδου της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Ρωσίας με αφορμή την επιβουλή του Πατριαρχείου Κωνσταντινουπόλεως κατά του κανονικού εδάφους της Εκκλησίας της Ρωσίας

Ανακοίνωση της Ιεράς Συνόδου της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Εσθονίας του Πατριαρχείου Μόσχας για την παρέμβαση του Παναγιωτάτου Πατριάρχη Κωνσταντινουπόλεως Βαρθολομαίου στα εσωτερικά της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Ουκρανίας