Biserica Ortodoxă Rusă

Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Patriarhia

Modificări în problema predării teologiei în instituțiile de învățământ superior. Comentariul mitropolitului de Volokolamsk Ilarion

Modificări în problema predării teologiei în instituțiile de învățământ superior. Comentariul mitropolitului de Volokolamsk Ilarion
Versiune pentru tipar
25 octombrie 2013 21:10

12 сентября 2013 года был подписан приказ министра образования и науки РФ №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». 14 октября 2013 года приказ был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, а сегодня опубликован на сайте Министерства образования и науки. В соответствии с приказом, направление подготовки «Теология» выделяется в отдельную укрупненную группу, и по этому направлению могут готовиться специалисты в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.

Изменения прокомментировал председатель Межведомственной координационной группы Русской Православной Церкви по преподаванию теологии в вузах, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион.

— Владыка, на этапе обсуждения проекта перечня укрупненных специальностей велась достаточно острая дискуссия о том, какое место может занять теология в этом перечне. Насколько обосновано ее выделение в отдельную группу?

— Теология (или богословие) исторически имела и имеет самостоятельный статус научной дисциплины как в странах Западной Европы, так и в России. Хотя междисциплинарные связи теологии с историей, философией и филологией были всегда сильны, ее научная идентичность никогда не ставилась учеными под сомнение. Современная теология имеет свое собственное содержательное (предметное) ядро, не пересекающееся с другими гуманитарными направлениями.

— Вы упомянули исторический контекст. Разве в дореволюционной России теология не находилась вне университетского образования?

— На территории Российской империи существовал только один богословский факультет (протестантский) — в Дерптском университете. Но поскольку православное богословие имело принципиальное значение, для него была создана отдельная система академий и семинарий. Более того, духовные академии и семинарии у нас появились раньше, чем светские университеты. С этим и было связано то обстоятельство, что, когда стали создаваться университеты, в них не было богословских факультетов, поскольку таковые уже существовали в форме академий и семинарий. И университеты, и духовные учебные заведения составляли единую образовательную систему, регулируемую государством: уставы духовных учебных заведений, как и уставы университетов, утверждались высшей государственной властью.

Духовные академии участвовали в научных исследованиях наравне с университетами и Академией Наук. В качестве примера можно привести учрежденный в 1894 году Русский археологический институт в Константинополе, явившийся совместным проектом Академии Наук и Церкви. В Советском Союзе теология была насильственно изъята из научного и образовательного пространства по сугубо политическим причинам, вопреки мнению академического сообщества. Уже после революции, в 1918 году Петроградский и Казанский университеты готовы были включить в свой состав закрывавшиеся духовные академии в качестве факультетов, но им не дали этого сделать по идеологическим соображениям.

— А какова ситуация с положением теологии как предметной группы в современном международном образовательном пространстве?

— Теология как отдельная укрупненная группа специальностей прописана в основных международных классификаторах. Так, Международная стандартная классификация образования (МСКО-2011), принятая на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, четко отделяет «Религию и теологию» от, например, «Философии и этики». В классификации образовательных программ (CIP 2010) американского Национального центра статистики по образованию (National Center for Education Statistics, NCES) отдельно от философско-религиоведческого направления зафиксирована группа «Теология и религиозное служение» (Theology and Religious Vocation). Она включает в себя следующие специализации: библеистика, миссиология, религиозное образование, религиозная музыка, служение, пастырство, пастырское консультирование и специализированные служения.

Во всех крупных светских университетах Западной Европы и Америки имеются факультеты теологии, и теология преподается как отдельная научная дисциплина. При этом преподавание может иметь как конфессиональный, так и внеконфессиональный характер. В частности, в Оксфордском университете, где мне довелось учиться, теологический факультет — внеконфессиональный, однако в составе университета есть колледжи и научные центры, принадлежащие англиканам, католикам, представителям других христианских конфессий. Но протяжении более 30 лет на факультете преподавал православный архиерей — митрополит Диоклийский Каллист.

— Какова позиция представителей других традиционных религий России по этому вопросу?

— Позиция традиционных религиозных конфессий Российской Федерации по данному вопросу едина. Консолидированная позиция представителей основных религиозных конфессий Российской Федерации была сформулирована в письме, направленном в июне 2013 года Президенту РФ В.В. Путину от имени Межрелигиозного совета России. В этом письме подчеркивалось, что теология как поликонфессиональный образовательный стандарт на уровне бакалавриата и магистратуры фактически представляет собой предметное мета-направление, действие которого не может не распространяться и на аспирантуру.

— Расскажите об основных этапах дискуссии по определению статуса теологии в перечне специальностей?

— Как только нам предоставили возможность сформулировать свою позицию, мы провели всестороннее обсуждение проблемы в церковной среде. Эта тема была поставлена на повестку дня заседания Высшего Церковного Совета летом 2013 года. Мы получили большое количество отзывов от академического сообщества и экспертов различного уровня. По благословению Священноначалия координация работы была поручена Межведомственной координационной группе Русской Православной Церкви по преподаванию теологии в вузах, учрежденной Священным Синодом. В рамках этой деятельности была проведена работа Учебно-методическим советом по теологии, действующим в рамках Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию. Большой вклад в достижение результата внес также Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет.

На всех этапах мы находились в прямом контакте со специалистами Министерства образования и науки. Не всегда и не все специалисты, особенно поначалу, с должным пониманием относились к нашей позиции. Некоторые предлагали нам создать укрупненную группу специальностей с общим наименованием «Философия, этика, религиоведение, теология». Мы, однако, с этим согласиться не могли, поскольку теология как наука имеет принципиальные отличия от других перечисленных дисциплин, включая религиоведение, представляющее собой исследование религий со стороны, нередко с атеистических позиций.

Конструктивный диалог с Министерством образования и науки принес свои плоды, и сегодня мы имеем ситуацию, позволяющую развивать направление «Теология» в светском образовательном пространстве. Это особенно актуально, поскольку во многих вузах страны открываются кафедры и отделения теологии, работа которых вызывает большой интерес и студенчества, и преподавательского состава. Могу это сказать по собственному опыту преподавания в Научно-исследовательском ядерном институте МИФИ, где на моих лекциях присутствует от 300 до 400 студентов.

— Какие возможности теперь открываются перед теологическим образованием?

— Закрепление направления подготовки «Теология» в качестве отдельной укрупненной группы для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры позволит легализовать тот научный потенциал, который существует в отечественном богословии. Научная составляющая образовательного процесса чрезвычайно важна, и она тем выше, чем выше образовательный цикл. Создан механизм, согласно которому можно определить, насколько успешно аспирант-теолог занимается научной работой.

Однако на этом работа по возвращению теологии в светское образовательное поле не закончилась. Следующий этап — создание условий для признания государством научных степеней, полученных за диссертации по теологии, как это существует во всем мире. Одним из шагов навстречу этому явилось создание Общецерковного докторского диссертационного совета, сформированного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким советам в светском научном пространстве. Мы будем продолжать диалог на данную тему с Министерством образования и науки.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Versiunea: rusă

Toate materialele cu cuvintele-cheie