Biserica Ortodoxă Rusă

Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Patriarhia

Episcopul de Orehovo-Zuevo Panteleimon: Până mai avem timp trebuie să ne străduim să înmulțim iubirea

Episcopul de Orehovo-Zuevo Panteleimon: Până mai avem timp trebuie să ne străduim să înmulțim iubirea
Versiune pentru tipar
2 noiembrie 2017 15:13

Привезти старику лекарства, навестить ребенка-инвалида в детском доме, подобрать бездомного и голодного — сегодня растет количество центров всевозможной помощи. В пятерке крупнейших благотворительных организаций России — православная служба помощи «Милосердие». В год здесь получают помощь около 30 тысяч человек. О трудах милосердия в интервью «Российской газете» рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, руководитель православной службы «Милосердие» епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

— Церковная социальная работа — милосердие, благотворительность сегодня явлена в весьма впечатляющих цифрах. Выстроена целая «империя добра»?

— Что-то во мне протестует против слова «империя». Потому что, несмотря на впечатляющие цифры, эта работа всегда видится каплей доброты в мире. Хотя в этой капле отражается огромный океан добра, который есть в Боге. И наше дело, чтобы эта капля стала рекой, озером, морем. Так и будет, если в делании добра и милосердия примут участие как можно больше людей.

Каждый человек, в сердце которого есть добро, может надеяться на счастье. Если добра в душе у него нет, то, боюсь, что надеяться ему не на что. Ни деньги, ни знакомства, ни связи, ни способности не дадут радости и счастья человеку с недобрым сердцем. Поэтому хорошо, что есть и эта наша «капля добра».

Раньше Церковь не могла свободно заниматься делами милосердия, мы были сильно ограничены в этом. Но наступило время свободы, и Церковь сегодня старается активно заниматься благотворительностью. В этом есть огромная заслуга Патриарха Кирилла. Он лично в этом участвует, лично помогает в руководстве социальным служением Церкви. Всегда посещает нуждающихся в помощи, никогда не отказывает, когда к нему обращаются с просьбами. Принимает решения по координации наших усилий, решения о сборе средств, следит за тем, чтобы эти средства расходовались по назначению. Наш отдел руководствуется его указаниями и пожеланиями. Без его руководства у нас ничего не получилось бы.

Каждый человек, участвующий в делах милосердия, руководствуется Божиим призывом. Это не просто «рядовой солдат», выполняющий указания сверху, он чувствует радость что-то сделать. И радость большую, чем от всех других радостей этого мира. У Спасителя есть слова, донесенные до нас апостолом Лукой в «Деяниях апостолов»: блаженнее давать нежели принимать. Блаженство отдавать, служить, заботиться, любить ни с чем не сравнится. И когда человек почувствует к этому вкус… Жаль, что мы живем в мире, где об этом почти не говорят.

— Какие епархии самые милосердные? Понятно, что рейтинг не ведется, но интересные-то дела запоминаются…

— Если измерять количеством участников, то, наверное, Московская. Если смотреть в процентном соотношении — сколько помогают из общего количества людей, живущих в этом городе — то тут маленькая деревня, где живет три милосердные бабушки, во всем помогающие друг другу, может обогнать столицу. Думаю, что окончательный итог будет подведен на Страшном суде. И пока еще есть время, надо стараться всюду множить любовь. Службы милосердия есть уже в маленьких и больших приходах в самых разных городах. Везде есть люди, которые выбирают для себя служение любви.

— Одно из новых начинаний Церкви — в противодействие абортам открывать центры для беременных, оказавшихся без средств к существованию.

— Шесть лет назад у нас был один церковный приют для женщин, которые находятся в трудной ситуации, сейчас их уже 52. По благословению Патриарха мы собрали 39 миллионов рублей и направили их на открытие центров гуманитарной помощи. Их у нас уже 115, за этот год планируется открыть еще 14.

Мы живем будущим — России, своим, наших друзей. Мы видим, как наша страна вымирает. Прирост населения у нас минимальный, и то только в нескольких регионах. И поэтому так важно заботиться о людях, которые исполняют Божий призыв, Божию заповедь — и рожают детей. Взять на руки новорожденного младенца — радость. Дети — удивительные создания, а какими бывают дети-инвалиды! С замечательными глазами, с прекрасными способностями. Появление ребенка — это возможность прожить с ним жизнь заново. Заново самому пережить встречу с Богом. Заново научиться быть деятельным, заново решать многие задачи и преодолевать трудности... Вот эта возможность прожить жизнь еще раз вместе с ребенком — удивительна.

К сожалению, мир часто не хочет знать этой радости. Свойственное времени желание жить комфортно выработало спокойное отношение к столь страшному злу, как убийство детей при абортах. И поддержать человека, который вдруг понимает всю пагубность такого поступка, защитить от того, кто заставляет свою жену или дочь сделать аборт — очень важная задача для нас. И она решается.

— А работа с социальными язвами общества — лечение алкоголиков и наркоманов, помощь бездомным?

— У нас 95 приютов для бездомных, также есть и 200 «автобусов милосердия», которые помогают людям не замерзнуть на улице, получить помощь, оформить документы.

Хоть и XXI век на дворе, но люди, вдруг попавшие в беду, часто оказываются на улице. И не обязательно наркоманы или вчерашние заключенные. Я встречался со многими бездомными людьми. Причины бед — «развод», «сестра выгнала из дома», «обманули, не заплатили за работу в Москве», «ограбили, стыдно возвращаться домой без денег». Причиной, конечно, бывают и психические заболевания, и пристрастие к алкоголю. У бездомного часто деформируется психика, искажается душа.

При этом он не обязательно приобщен к злым привычкам, хотя жить на улице и не пить — трудно. Такие люди скитаются, кормятся на помойках. В Москве, в принципе, можно прожить на улице: социальные приюты обеспечат ночлегом, можно найти, где покушать и одеться бесплатно. Но оказаться без дела, без близких людей — страшно. И поэтому важно помочь этим людям вернуться в общество. Наша служба «Милосердие» не только раздает вещи, кормит и устраивает на ночлег, но старается найти бездомным работу, а тех, кто еще не привык к уличной жизни, старается вернуть обратно. У нас есть специальная программа «Возвращение»: мы связываемся с родными, близкими бездомного и когда понимаем, что ему есть куда ехать, покупаем ему билет. Хотя часто бездомный не верит, что что-то можно изменить, находясь в своего рода депрессии.

— Государство не хочет — через гранты и конкурсы — давать больше денег Церкви на социальную работу как проверенному «институту»?

— Ситуация сдвигается, принимаются законы, выделяются гранты, субсидии. Но сознание меняется медленно, и хотя государство готово отказаться от своей монополии на заботу о людях и реформировать систему социальной госпомощи, созданной в советское время, пока эта реформа идет очень тяжело.

— По-моему, система социальных работников сейчас неплохая, во всяком случае не похожая на советский собес, где на людей огрызались.

— Но это огромные учреждения с несколькими сотнями работников... К сожалению, в них социальной работой люди занимаются, как всяким другим делом — без особого желания делать больше, чем полагается по инструкции и жертвовать своим временем. Церковные проекты собирают людей с другой мотивацией.

Несмотря на то, что зарплата у нас меньше, чем в госучреждениях, к нам приходят люди с желанием поделиться теплом. У человека, который исповедует христианскую веру, есть источник добра в душе. А сердце отражает тот свет, который оно получает от Бога. И у нас же все-таки тысячелетний опыт милосердия за плечами. Мы знаем, как помогать людям, избегая эмоционального выгорания, как не разочароваться, как, видя в хосписе умирающих, сохранять добро и свет в душе. Как работать — с радостью — среди находящихся в беде.

— Так создается культура добра?

— Да, и она у нас, конечно, повыше, чем у работников соцучреждений. И пока государство финансирует свою службу социальной помощи, мы выбираем другой путь развития социального служения – общественный.

Например, у православной службы «Милосердие» есть общество друзей, в которое входят около 10 тысяч человек. Они ежемесячно собирают около 7 миллионов рублей. Каждый жертвует в среднем по 700 рублей. А будь у нас таких «друзей» не 10 тысяч, а 20 или 25, можно было бы прекратить все эти разговоры о кризисе и необходимости искать спонсоров и благотворителей для содержания службы «Милосердие». Жертвователи среди простых людей — это более стабильно.

— Неужели бедных больше среди благотворителей, чем богатых?

— Может быть, в процентном отношении жертвы от богатых людей пока больше. Но большие богатства зависят от кризисов и других внешних ситуаций, и богатые жертвователи у нас все время меняются. Одна благотворительница нам жертвовала около 100 миллионов в год, а в этом году перестала помогать — кризис. А 10 тысяч наших верных друзей покрывают до 20 процентов наших расходов.

Мы с ними встречаемся, устраиваем для них праздники, приглашаем на беседы. Темы бесед в этом году: «Как радостно жить»? Как относиться к страданиям? Как научиться любви? Как сделать так, чтобы любовь в сердце увеличивалась, а не исчезала, несмотря на всю злобу и ненависть мира?

— Сейчас в Церкви ведется большая социальная работа при храмах. Храм, в который я хожу, шефствует над двумя детскими домами для детей-инвалидов, двумя домами для престарелых, двумя колониями…

— И в каждом храме Москвы и других крупных городов по благословению Патриарха уже есть социальный работник.

— У Набокова читала, как его мамочка страдала от якобы слишком постановочного милосердия императрицы Александры Федоровны. А за несколько страничек перед этим он пишет, как мамочка ночи проводила за игрой в карты. Все-таки лучше какое угодно милосердие, чем карты ночь напролет. Сегодня среди элиты и сильных мира популярна благотворительность?

— Я знаю немало людей успешных, богатых и близко к сердцу принимающих нужды других. Но мне кажется, что до революции культура милосердия была все-таки выше.

— Недавно читала историю, как богатая семья на два дня приютила прибившихся к дому в пургу детей, а через два дня, не стесняясь, сдала в приют. А дом — полная чаша… Думаю, что социальный и этический прогресс все-таки существуют, и жизнь в XXI веке точно милосерднее, чем в конце XIX.

— Но тогда была выстроена общественно-государственная (а не исключительно государственная, как при социализме) система благотворительности, много добрых дел совершали частные лица. И отношение к бедным и несчастным было все-таки другим. У нас сейчас презрение к бездомным бомжам, боязнь заключенных. До революции их называли «несчастные люди», а в наше время считается: раз тебя посадили, значит, виноват. Я лично знаю людей безвинно оказавшихся за решеткой. Если в 90-е годы конкуренты убивали друг друга, то теперь сажают.

— В одной автобиографии читала, что в начале XX века в петербургских рабочих семьях пекли на Пасху два пирога — один себе, один — в тюрьму заключенным.

— Сейчас этого нет, к сожалению. Многие говорят: а зачем устраивать какие-то дополнительные частные детские дома и приюты или благотворительные больницы, раз есть государственная система? Но система — машина.

— Иногда и «машинное» действие эффективно. Сколько бомжей сегодня эксплуатируется мафией как нищие побирушки. Серьезная полицейская операция, мне кажется, тут была бы эффективнее усилий общественников-одиночек.

— Да, но машина не может быть доброй. А общество может быть добрым. Люди могут быть добрыми. Церковь может быть доброй.

Но у нас в России сегодня один священник приходится на 8000 человек, и один полицейский — на 200! Так на чем основан порядок? На воспитании или на страхе и принуждении к добру? При принуждении же к добру, может получится как в фильме про Бармалея. Помните, исправившийся Бармалей устами Ролана Быкова говорил: я стал хорошим, и теперь всех заставлю быть хорошими.

Да, нужно сильное государство. Но помимо него, должно быть что-то еще в жизни людей. Вера. Нравственность. Общность людей, воспитанных на любви к Родине и заботе друг о друге.

— Страна переживает бум волонтерства, а количество ваших добровольцев растет?

— Добровольчество у нас очень хорошо развивается в Екатеринбурге. А в других городах остается примерно на том же уровне. Но у нас, в службе «Милосердие», и так одна из самых больших добровольческих организаций в стране. Думаю, сейчас надо разукрупнять волонтерские организации, чтобы в каждом храме было побольше мелких добровольческих объединений. Потому что когда добровольцев полторы тысячи, им трудно друг с другом повстречаться и подружиться.

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению координирует работу более 4000 церковных социальных проектов на территории России, в том числе 52 приюта для мам, 115 центров гуманитарной помощи, более 400 проектов помощи инвалидам, 95 приютов для бездомных, более 500 проектов помощи зависимым людям.

Православная служба «Милосердие» входит в пятерку крупнейших благотворительных организаций России. В год здесь получают разовую помощь около 30 тысяч человек. На постоянном попечении службы около 2000 человек. В службе более 500 сотрудников, 1250 добровольцев, 200 сестер милосердия.

«Милосердие» объединяет 27 социальных проектов: кризисный центр «Дом для мамы», Центр семейного устройства, Свято-Спиридоньевская богадельня, Центр реабилитации детей с ДЦП, центр помощи бездомным «Ангар спасения» и другие. Более чем на 80 процентов служба «Милосердие» существует на пожертвования. В следующем году дефицит службы составит 12 миллионов рублей в месяц. Поддержать ее можно, оформив регулярные пожертвования на сайте службы miloserdie.help.

«Российская газета»/Патриархия.ru

Versiunea: rusă

Materiale la temă

Episcopul de Orsk Irinei: Noi plângem cu fiecare, de dimineață până seara [Interviuri]

Serviciul ortodox de asistență „Caritate” a lansat în premieră pentru Rusia un proiect de reabilitare de lungă durată a copiilor cu paralizie cerebrală

Șefii departamentelor sociale ale eparhiilor din Asia Mijlocie au trecut o stagiere la Ekaterinburg

Conferința științifico-practică internaționlă „Samariteanul cel milostiv” a avut loc la Seminarul teologic din Kostroma

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Конституционного Суда России В.Д. Зорькину с 75-летием со дня рождения [Patriarhul : Mesaje de salut și adresări]

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion s-a întâlnit cu șeful Agenției „Rossotrudnicestvo”

De sărbătoarea Întâmpinării Domnului Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a săvârșit Dumnezeisca Liturghie în catedrala „Hristos Mântuitorul”, or. Moscova

Teologia și predarea religiei în școală [Articol]

Митрополит Волоколамский Иларион: Для того чтобы жить качественно, люди должны чувствовать себя счастливыми [Interviuri]

În seria „Sfințitul Sobor din anii 1917-1918” a văzut lumina tiparului prima carte -- „Despre căsătoria creștină, păstrarea familiei și motive de divorț”

În cadrul Lecturilor în cinstea Nașterii Domnului au avut loc acțiuni organizate de către Comisia Patriarhului pentru problemele familiei

Raportul Sanctității Sale Patriarhul Chiril la inaugurarea celor de-a XXVI-lea Lecturi internaționale educative în cinstea Nașterii Domnului [Patriarhul : Mesaje de salut și adresări]

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Biserica luptă pentru fiecare viață de om [Interviuri]

A avut loc cel de-al IV-lea Forum de la Sankt-Petersburg „Milostenia”

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Fiecare om trebuie să lucreze asupra sufletului său [Interviuri]

Șefii departamentelor sociale ale eparhiilor din Asia Mijlocie au trecut o stagiere la Ekaterinburg

Biserica acordă ajutor rudelor celor decedați în catastrofa aviatică din regiunea Moscova

Conferința științifico-practică internaționlă „Samariteanul cel milostiv” a avut loc la Seminarul teologic din Kostroma

Cu participarea Bisericii în regiunea Leningrad a fost deschisă o casă de locuit cu asistență pentru invalizi