Архив

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с сотрудниками Следственного комитета России

25 сентября 2025 г. 23:13

25 сентября 2025 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Следственный комитет Российской Федерации в Москве, где встретился с председателем и сотрудниками ведомства.

Уважаемый Александр Иванович! Дорогие участники этой встречи! Братья и сестры!

Хотел бы в первую очередь всех вас приветствовать и выразить удовлетворение самим фактом этой встречи с людьми, которые стоят на защите правопорядка и законности, которые защищают наш народ и нашу страну от опасностей, проистекающих не от внешней агрессии, а от собственных сограждан.

Конечно, эта тема заслуживает особого внимания, и в первую очередь возникает вопрос: а откуда вообще появляется преступность? Ясно, что могут быть разные обстоятельства, связанные с воспитанием человека, с условиями его жизни, с влиянием внешней среды. Но где же рождаются мысли, приводящие к действиям, которые влекут за собой самые страшные последствия, вплоть до убийств, ограблений и всего прочего, о чем вы знаете лучше, чем я? Что происходит в человеке?

Конечно, не дело следователей заниматься такого рода тематикой. Ваше дело — распутывать преступления, добиваться правильных судебных решений. Но ведь причины преступных деяний связаны не только с условиями жизни, с политическими или экономическими факторами. Ведь мы знаем, что преступниками нередко становятся богатые люди, у которых все есть; напротив, малоимущие обычно оказываются вполне добропорядочные гражданами. Значит, не материальные затруднения служат исключительной причиной, по которой человек совершает преступление. И если мы пройдемся по всем внешним жизненным обстоятельствам, то убедимся, что не они являются абсолютным фактором, определяющим преступное поведение.

У меня как у члена Церкви, который всю свою жизнь изучает феномен человека, есть другое объяснение. Существует понятие греха, хорошо всем известное. У некоторых само это слово вызывает улыбку, а кто-то очень серьезно относится к этой теме. Ведь грех — это нарушение Божиего замысла о человеке.

Значит, Бог сотворил человека, имея определенный замысел. Он предопределил его к совершению добра, к счастливой жизни — все это описывается в Библии таким понятием, как рай. А что такое рай? Это абсолютное счастье, когда человек живет в гармонии с собой и ближним, в гармонии с окружающей природой, включая диких зверей, то есть полная гармония, полное совершенство бытия.

А что нарушило это счастье? То, что человек решил идти против своего Творца, против Бога. Господь сказал: «Вот вам, дети, все, что вы хотите. Вот прекрасный сад, и только для вашей же пользы и для воспитания вашей воли я запрещаю вкушать плоды этого дерева; а всем остальным пользуйтесь». И мы знаем, что человек вкусил этот плод, именуемый плодом познания добра и зла, и был изгнан из рая.

Конечно, эта история современному человеку может показаться легендарной, но ведь на самом деле она затрагивает самый главный вопрос: может ли человек идти против Божиего замысла? И может ли он, встав на этот путь, быть счастливым? Самое первое описание того, что произошло на заре человеческой истории, свидетельствует: нет! Против Божиего замысла идти нельзя. Почему? Потому что для тебя же будет плохо, ведь Бог так создал человека, что он счастлив лишь когда исполняет Его законы.

Но ведь в то время, когда жили первые люди, никакие законы не были написано! Люди ни писать, ни читать не умели. А где был этот закон написан? В самой природе человека, и голосом этого закона является совесть.

Я имел возможность общаться с некоторыми философами, особенно с западными, когда жил за рубежом. И нередко их спрашивал: «А что такое закон совести?» — «Ну, вы знаете, это результат социального развития». — «Подождите, какого социального развития? Вот я из Советского Союза, а Вы из Великобритании. Но ведь понятия добра и зла у нас одинаковые! Мы жили и живем в совершенно разных условиях; а если сравнить условия жизни людей тысячу или две тысячи лет назад с современными — так это же вообще совершенно разные условия! Но если бы совесть была производной от культуры, от окружающей среды, от уровня образования и развития человека, так никакой одной совести не было бы — были бы сотни, десятки разных совестей!»

Понятие совести — это главное доказательство того, что Бог есть. Потому что совесть не зависит, еще раз повторяю, ни от образования, ни от культуры, ни от происхождения, ни от национальности — ни от чего. А от чего? Что за машинка такая внутри человека, откуда она?

То, что я вам говорю, — не экспромт. Вы все слышали о философе Канте — он первый, изучая так называемые доказательства бытия Божия, сказал: «Все эти доказательства не работают; есть только одно доказательство — нравственное доказательство бытия Божия». Для меня это всегда было самым важным доказательством, почему я и стал православным человеком, хотя, конечно, и семья была соответствующая.

Дед мой был машинистом на железной дороге, водил литерные поезда, в которых иногда перемещались и царственные особы. Был на очень хорошем счету, состоятельный был человек, но большинство денег тратил на помощь монастырям, в том числе на Афоне. И когда я в первый раз приехал на Афон, в один из очень богатых монастырей, я рассказал, что мой дед зарплату получал большую, но жил очень скромно, в деревне, имел семерых детей, а все деньги отправлял на Афон. И спросил, сохранились ли записи о жертвователях из России, со времен до всех революционных потрясений. Они сохранились, и я увидел, что там упоминался и мой дед. Человек, который действительно очень многому меня научил, который без всякой вины прошел 48 тюрем и семь ссылок! Но никто не мог поколебать его веру, никто не мог заставить его стать врагом Родины. Буквально все у человека отняли, бóльшую часть жизни, но это не поколебало его принципов. И дед, и мои родители-блокадники, которые провели войну в Ленинграде, воспитывали меня в любви к Богу и Родине, за что я им очень благодарен.

Теперь хотел бы снова вернуться к вашему очень ответственному служению. Конечно, в первую очередь, оно связано с объективным подходом к проблемам, с которыми вы сталкиваетесь, с объективной оценкой поведения того или иного человека и с объективными выводами, преступник ли он или просто допустил какие-то ошибки в жизни — быть может, в каком-то эмоциональном состоянии или в силу того, что на него кто-то сильно повлиял. Необходимо все это взвешивать, чтобы понять, что привело человека к преступлению.

Но, с другой стороны, преступление есть преступление. Ваша прямая обязанность — не столько психологическое исследование, сколько оценка действий человека, с тем чтобы понять, насколько он опасен для общества. А вслед за вашими решениями должны приниматься объективные решения и судом, и по суду определяться судьба человека. Хотел бы сказать о том, что у слова «справедливость» тот же корень, что у слова «правда», то есть справедливость не может быть без правды. Но есть же такие случаи, когда, принимая во внимание все условия, которые привели человека к совершению противоправных действий, следователь, а затем и судьи понимают, что были определенные обстоятельства, которые и привели к этой кривизну в жизни того, кто стал преступником! Нередко такое глубинное понимание психологии человека, его биографии, всего негативного развития, которое привело его к преступным действиям, приводит к тому, что решение не такое суровое, как было бы в случае с другим человеком, относительно которого выяснилось, что это сознательный преступник и никаких оправданий ему нет.

Почему я об этом говорю? Конечно, не подумайте, что я хочу кого-то здесь инструктировать или чему-то учить — совсем нет! Но, говоря чисто пастырски, отмечу, что предсудебное разбирательство, в котором участвуют следователи, должно предполагать не только формальное изучение биографии человека, истории его грехопадения, причин и следствий его поступков. Прежде всего необходимо посмотреть на его личность. Ведь преступление совершает человек, который по природе своей преступником не является, — что-то его к этому подвигло или кто-то его подтолкнул. Думаю, в таких случаях должна очень внимательно оцениваться совокупность всех факторов, в том числе личностных, связанных с формированием человека, который стал преступником, и должны учитываться обстоятельства, при которых противозаконное действие было совершено.

Конечно, следователи и судьи не могут отклоняться от правил, законов, инструкций, которые ведь не просто так были написаны, а на основании опыта; и, конечно, нужно всегда следовать всем этим установочным документам. Но при этом я бы хотел еще и еще раз напомнить: «нет человека, который был жив и не согрешил» (см. 3 Цар. 8:46). У каждого человека могут быть какие-то промахи в жизни, и поэтому окончательная оценка действий человека, который совершил некое правонарушение, должна предполагать, в том числе, и понимание следователем или судом того, сможет ли этот человек исправиться. Кто перед вами — закоренелый преступник, от которого не может быть ничего доброго, или человек, потенциально способный к исправлению.

Установление правды влечет за собой справедливые действия правоохранительных и судебных органов; это непременное условие, которое налагает очень большую ответственность на всех вас, мои дорогие братья и сестры. Ведь суд, как и следственные органы, — это система защиты общества от всего, что может разрушать общество изнутри. Поэтому у большинства людей такое внимание и, несомненно, уважение к вашей ответственной и небезопасной работе, ведь именно с деятельностью правоохранительных и следственных органов во многом связывается благополучие всего народа.

Еще и еще раз хочу сказать: ответственность, которую вы на себя возложили, встав на путь такого служения Родине, предполагает очень развитое нравственное чувство. Если оно исчезает, то страдает и сам человек, утративший нравственное чувство, но будет нанесен ущерб и его деятельности, связанной с расследованием преступлений.

Теперь о некоторых проблемах, которые вызывают сейчас тревогу у большинства нашего народа. Конечно, вы их сами прекрасно знаете, но хотел бы порассуждать относительно такой проблемы, как массовая миграция, которая, с моей точки зрения, угрожает традиционной идентичности российского общества. Чем мы были сильны? Мы были сильны этой самой идентичностью. Да, мы многонациональный народ, но именно русский народ определил культурный и духовный облик нашей многонациональной страны. Наши этические принципы были сформированы нашей культурой и, не побоюсь сказать, Церковью и другими религиозными организациями, которые значительно повлияли на мировоззрение людей. Все это, несомненно, достижение нашего многонационального народа, нашей великой страны, но массовая миграция представляет теперь серьезную угрозу.

Люди, которые сюда приезжают, не всегда соответствуют по уровню бытовой культуры большинству народа, в который они влились. Вы лучше меня знаете конфликты, которые возникают на этой почве, как и то, что эти конфликты порой приводят к тяжким преступлениям. Вы, как никто другой, занимаетесь этой темой, а значит, охраняете безопасность всего нашего народа. Но вот о чем я бы задумался. Откуда вообще возникает этническая преступность? Задавая себе такой вопрос, я ответил так: причина в опасности замкнутых этнических сообществ, куда не проникает свет нашей цивилизации, нет ни духовного, ни даже политического нашего влияния.

Формирование замкнутых этнических сообществ, недоброжелательно относящихся к коренному населению России, нежелание многих мигрантов интегрироваться в российское общество, учить язык, изучать нашу культуру, их пренебрежение российскими законами — всё это является серьезной угрозой и вызовом нашему государству, обществу и особенно нашим традиционным духовно-нравственным ценностям, что очень опасно для культуры в целом и культуры межличностных отношений, которая уже давно сформировалась в России.

Поэтому хотел бы поблагодарить Следственный комитет — и главу Следственного комитета, и всех вас — за вклад в обсуждение этих вопросов на различных площадках. Одной из таких площадок был Высший Церковный Совет, где были поставлены эти задачи и в обсуждениях принимали участие ваши коллеги. Конечно, необходим общенациональный консенсус относительно тех вызовов, которые несет миграция. Наша страна успешно справлялась со страшными вызовами, связанными с внешней агрессией, и всякий раз побеждала. Но ведь то, что сегодня происходит, — это не внешняя агрессия. Эти люди, иногда получая наше гражданство, иногда не получая, создают группы, склонные к насилию ради достижения своих целей. Полагаю, что этой теме все мы должны уделять особое внимание — в первую очередь, конечно, правоохранительные органы; но и Церковь не освобождает себя от участия в решении этих проблем и готова вносить свой вклад.

Думаю, нам предстоит серьезный разговор о причинах кризисных явлений, которые возникли в нашем обществе ввиду притока мигрантов, и по культуре, и по образованию, и по вероисповеданию отличающихся от тех людей, которые традиционно составляли нашего общество. И позвольте еще раз поблагодарить Следственный комитет за внимание к сохранению русской национальной идентичности, последовательное и честное отношение к вызовам миграции. Вы вносите большой вклад в общественную дискуссию на эту тему, и в этом проявляется ваша забота. Когда я говорю «ваша забота», я имею в виду всех — от самого высокого начальства и до молодых людей, которые только вошли в эту систему, но осознают себя как полноценные ее сотрудники.

В завершение хотел бы вернуться к теме нашего сотрудничества. Весь исторический опыт показывает, что стремление к справедливости должно заключать в себе нравственное содержание — во все времена, во всех странах и при любом государственном устройстве. Справедливость нельзя оторвать от нравственности. Там, где нарушаются нравственные законы личной, семейной, общественной жизни, там нарушается справедливость. Поэтому важно не допустить формального подхода к защите справедливости, не дать ей превратиться в свою противоположность. Ведь борьба за справедливость может обернуться тяжкими последствиями — мы помним, как это было в нашем недавнем прошлом. Хотел бы выразить удовлетворение в связи с тем, что Следственный комитет уделяет особое внимание духовно-нравственной составляющей в деятельности коллектива. По инициативе Александра Ивановича и по моему благословению в январе этого года у Следственного комитета появился, наконец, свой главный храм — храм в честь великомученика Никиты в Старой Басманной слободе, память которого будет праздноваться в это воскресенье. А храм, всегда это подчеркиваю, это средоточие духовной жизни, отправная ее точка, место, где человек предстоит пред Богом, место, где может состояться диалог человека с Богом — с самыми целительными, с самыми прекрасными последствиями для личности.

Выражаю надежду на то, что успешное развитие взаимодействия Русской Православной Церкви с силовыми структурами, в частности, со Следственным комитетом Российской Федерации, будет и впредь приносить добрые плоды в сфере установления подлинной справедливости в нашем обществе.

Благодарю всех вас за внимание и желаю крепкого здоровья, сил и помощи Божией в вашем дальнейшем ответственном служении Отечеству.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Поделиться: