Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

По свидетельству ученых, процесс разрушения армянских храмов на территории Турции продолжается

По свидетельству ученых, процесс разрушения армянских храмов на территории Турции продолжается
Версия для печати
26 ноября 2007 г. 15:33

Недавно в Турции, на территориях исторической Западной Армении, побывала научная экспедиция кафедры иранистики Ереванского государственного университета. О том, в каком состоянии ныне находятся армянские памятники, все еще многочисленные в этом регионе, в интервью газете «Голос Армении» рассказал заведующий кафедрой иранистики профессор Гарник Асатрян.

В некоторых армянских церквах и монастырях, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, проводились реставрационные работы, отметил профессор, но состояние большинства армянских памятников он оценил как «плачевное».

Храмы разрушает не только время, но и современные жители Западной Армении — курды, которые разбирают камни армянских храмов на строительство, сообщил ученый. «Больно видеть, как на величественных развалинах пасется скот, — говорит Асатрян. — Некоторые храмы разобраны до фундамента».

Также, по свидетельству ученого, повсеместно осквернены армянские кладбища. Еще в XIX веке, когда армянское население региона стало сокращаться, началась «золотоая лихорадка» — поиск якобы спрятанных армянами кладов, особенно у входов в храмы и на кладбищах. В описаниях путешественников и отчетах дипломатических миссий того времени можно найти массу свидетельств осквернения армянских святынь, связанного с кладоискательством, напомнил Асатрян. В настоящее время сохраняются только церкви и кладбища, расположенные в труднодоступных местах.

Курдский вандализм вряд ли стоит рассматривать как целенаправленное уничтожение армянского культурного наследия на этой земле, считает ученый, тем более что курды очень доброжелательно относятся к армянам и нередко говорят о своих армянских корнях. «Эти люди просто не ведают, что творят. Им нужен камень — они вытаскивают его из памятника архитектуры, хотят разбогатеть — разрушают захоронения в поисках кладов», — рассказывает профессор, объясняя это тем, что курды — традиционно кочевники-скотоводы, в мировоззрении которых отсутствует осознание ценности памятников материальной культуры, тем более архитектуры.

«Они никогда ничего не строили. Дух созидания чужд их ментальности. Ведь еще каких-нибудь 2-3 века назад даже не существовало понятия курдской деревни. Лето они проводили на пастбищах, а в холодное время спускались в зимовья. После изгнания армян со своей исконной земли они просто поселились в брошенных селах. И состояние этих сел очень убогое, но не от бедности, а в силу отсутствия традиций оседлого образа жизни и крайней неприхотливости быта вчерашних кочевников. И даже если им приходится что-то строить, задачи благоустройства, комфорта вообще не ставятся. Естественно, что запреты на разрушение вроде бы охраняемых ЮНЕСКО армянских памятников они тоже не в состоянии воспринять», — говорит ученый.

В отличие от курдов, не придающих никакого значения армянским культурных и духовным ценностям, заза — еще один ираноязычный народ региона, близкий по языку к курдам — считают армянские храмы святынями и очень болезненно воспринимает разрушение армянских памятников, рассказал Асатрян. По свидетельству ученого, заза с гордостью говорят об армянских предках, сильное армянское влияние присутствует даже в их религиозных представлениях.

Акты вандализма, по мнению ученого, происходят при попустительстве властей Турции. Однако ввиду туристического бума правительство заинтересовано в сохранении памятников армянской архитектуры. «Почти все рассчитанные на туристов буклеты, открытки, путеводители, посвященные этому региону, представляют исключительно армянские памятники», — говорит профессор. Несмотря на то, что геноцид армян остается весьма болезненным вопросом для современной Турции, власти, очевидно, считают гораздо более опасным фактором реальное присутствие в регионе миллионов курдов, нежели свидетельства пребывания здесь в прошлом армян.

Помимо вандализма, еще одной причиной разрушения храмов являются периодически вспыхивающие боевые действия между правительственными войсками и курдскими повстанцами.

Так, остались одни руины от очень почитавшегося армянами и заза монастыря Сурб Карапет (святого Иоанна Предтечи), известного также как Халвориванк, в провинции Дерсим. В результате столкновений между боевиками Рабочей партии Курдистана и турецкой армией монастырь был разрушен. Та же участь, по свидетельству профессора Асатряна, постигла известный армянский монастырь Путки в Моксе.

Патриархия.ru

Материалы по теме

На Волыни подожгли храм, который строила гонимая община Украинской Православной Церкви

Молитвенный дом изгнанной из своего храма православной общины подожгли в украинском селе Коробчино

В Черниговской области Украины совершен поджог храма Украинской Православной Церкви

Осквернен молитвенный дом общины Украинской Православной Церкви в селе Повча Ровенской области

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Католикосу Великого Дома Киликийского Араму I с 30-летием интронизации [Патриарх : Приветствия и обращения]

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в мероприятиях по случаю освящения храма Армянской Апостольской Церкви в Минске

Архиепископ Подольский Аксий встретился с Католикосом и Верховным Патриархом всех армян Гарегином II

Патриарх Киликийский Арам I встретился с представителем Русской Православной Церкви

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Выездное совещание по вопросам реставрационных работ состоялось в Высоко-Петровском монастыре в Москве

Книга-альбом «Надвратные образы башен Московского Кремля» представлена в Москве

На выездном совещании в Зачатьевском ставропигиальном монастыре обсудили вопросы реставрации утраченных корпусов обители

В Сарапуле проводятся работы по восстановлению исторической Петропавловской колокольни

Объявлено голосование по выбору эмблемы Всероссийского конкурса осмысленного чтения «Разумное, доброе, вечное»

В Вологде состоялся международный форум «Люди Христовы. Наше время», организованный при участии Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Представители Новодевичьего ставропигиального монастыря приняли участие в работе 47-й сессии ЮНЕСКО в Париже

При участии Издательского Совета в парке искусств «Музеон» в Москве пройдет молодежный фестиваль книжной культуры «Пространство Слова»

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Многие люди и в наше время приходят к Богу через произведения Достоевского

В Калужской области состоялся форум «Дни Достоевского в Оптиной пустыни — 2025»