Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

При поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ состоялась дискуссия, посвященная этике искусственного интеллекта

При поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ состоялась дискуссия, посвященная этике искусственного интеллекта
Версия для печати
28 октября 2021 г. 18:13

В рамках состоявшегося 26 октября 2021 года в информационном агентстве ТАСС Международного форума «Цифровое доверие: этика отношений человека и искусственного интеллекта» при содействии Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ прошла дискуссия «Религия и искусственный интеллект».

В мероприятии приняли участие: председатель информационной комиссии Московской городской епархии священник Александр Волков, выступивший модератором дискуссии, секретарь Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Александр Абрамов, член комиссии, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Константинов, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ — руководитель Центра экспертизы по реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» С.Ю. Наквасин и руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты», профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Ю.Б. Грязнова. На мероприятии присутствовал сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, специалист Управления по работе с государственными структурами диакон Захария Бегдаш.

Священник Александр Волков рассказал о связанных с искусственным интеллектом проблемах, вызывающих опасения у верующих. Искусственный интеллект является важным вызовом для православных христиан, на который Церкви предстоит дать ответ. Проблематика этики искусственного интеллекта побуждает задуматься о том, почему человек доверяет машине что-то, что не доверял ранее, а также по-новому взглянуть на философскую антропологию.

С.Ю. Наквасин отметил, что этика искусственного интеллекта лежит вне религиозной плоскости. Эта этика должна быть стандартизирована и оформлена в соответствии с действующим законодательством, и она совершенно не вмешивается в отношения человека с Богом, которыми занимается религия. По мнению спикера больше вопросов вызывают отношения человека с искусственным интеллектом, а именно: нет ли опасности от него для души человека, не способен ли он ослабить волю человека и потакать страстям?

В своем ответе священник Александр Волков указал на то, что человечество на протяжении всей своей истории подвержено страстям, однако свои желания удовлетворяет в разные эпохи по-разному.

Протоиерей Александр Абрамов в своем выступлении рассказал об опыте западных христиан в поиске ответов на вызовы, связанные с искусственным интеллектом. Он сообщил о плодотворном диалоге экспертов Римско-Католической Церкви с широким кругом представителями гражданского сообщества европейских стран. Общественная дискуссия вокруг искусственного интеллекта пойдет путем создания биоэтики, уверен отец Александр: общественность (неспециалисты) будут задавать вопросы, на которые специалисты будут давать компетентные ответы. Для Церкви неприемлемо признание субъектности за роботом. Невозможно остановить развитие технологий, но их можно сделать поднадзорными и подотчетными обществу. Спикер отметил, что нынешняя дискуссия — далеко не последняя, необходимо по возможности привлекать к ней широкий круг экспертов и не бояться слышать друг друга и высказываться.

Ю.Б. Грязнова подчеркнула, что общество готово со вниманием отнестись к позиции Церкви по проблемам этики искусственного интеллекта, когда она будет сформулирована, и ждет эту позицию. По мнению спикера, ключевым является вопрос делегирования полномочий: что может позволить человек делать машине вместо себя, а что делегировать человек не имеет права?

Протоиерей Константин Константинов в своем выступлении обратил внимание на то, что сквозь призму проблематики этики искусственного интеллекта можно по-новому рассмотреть вопросы антропологии и возникновения сознания. У искусственного интеллекта есть предел развития: он не сможет стать полноценным субъектом, как человек. Он не способен иметь сознание, поскольку физическое (материя) неспособно породить субъектное (сознание, самосознание). Проблема сознания в науке не решена до сих пор, и она не может быть решена естественно-научным путем.

Подводя итог дискуссии, священник Александр Волков высказался в поддержку продолжения и развития диалога об этике искусственного интеллекта в теолого-философском ключе.

Ю.Б. Грязнова и С.Ю. Наквасин согласились, что еще есть темы для дальнейшего обсуждения и что состоявшаяся дискуссия — не последняя.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru

Материалы по теме

Секретарь Синодальной комиссии по биоэтике принял участие во II Всероссийской конференции «Биоэтика и глобальные социальные трансформации»

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации

Завершила свою работу Первая международная научная конференция «Если перед нами встанет истина…», посвященная диалогу об истине в науке, искусстве и религии

Синодальная комиссия по биоэтике организовала XVIII направление «Православная биоэтика» на XXXIII Международных Рождественских чтениях

В.Р. Легойда: Лишение гражданства митрополита Киевского Онуфрия — это политический акт с целью оказать давление на всю многомиллионную паству Украинской Церкви

Заявление председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи с лишением гражданства Украины Блаженнейшего митрополита Онуфрия [Документы]

В РАН прошла международная конференция «Религиозная свобода и традиционные ценности в современном мире»

В Санкт-Петербурге прошел форум «Укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей в свете внешних и внутренних угроз»

Омская епархия инициировала проект по воссозданию Знамени Ермака, утраченного в годы Гражданской войны

В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова «Против секуляризма»

Новосибирская епархия реализует проект, направленный на помощь людям в трудной жизненной ситуации

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня независимости Республики Беларусь [Патриарх : Приветствия и обращения]

Секретарь Синодальной комиссии по биоэтике принял участие во II Всероссийской конференции «Биоэтика и глобальные социальные трансформации»

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета

Состоялось совещание представителей Русской Православной Церкви с членами Комиссии по реализации Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации

Другие новости

В Издательском Совете прошел круглый стол «Церковь и кинематограф: перспективы сотрудничества в области защиты традиционных ценностей»

В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова «Против секуляризма»

При содействии Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в Испании прошел Международный казачий крестный ход

В Издательском Совете прошла конференция «Святоотеческое наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского, в истории и современности»

В.Р. Легойда: Лишение гражданства митрополита Киевского Онуфрия — это политический акт с целью оказать давление на всю многомиллионную паству Украинской Церкви

Состоялось очередное заседание редакционного совета журнала «Церковь и время»

Представитель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в совещании по подготовке VI Всероссийского слета казачьей молодежи

Руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по социальному служению посетил центры помощи бездомным в Архангельской области

Председатель ОВЦС встретился с послом Франции в России

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в семейном фестивале «Сабантуй дружбы и единства»