Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Стены монастыря нужно возводить в своем сердце

Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Версия для печати
18 июня 2025 г. 18:43

Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов) (№ 6, 2025, PDF-версия).

Скрининг духовного здоровья

— Ваше Высокопреподобие, Вы с 2017 года являетесь наместником Раифского Богородицкого монастыря. За прошедшее время в обители открылось несколько просветительских и миссионерских проектов, которые помогают вашим гостям прикоснуться к миру православной веры. Какой из них Вы назвали бы наиболее удачным и необычным?

— Каждый из наших проектов, организованных по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла, находит свою аудиторию. Но наиболее оригинальным и эффективным я бы назвал «Миссионерскую беседку». В небольшом красивом деревянном доме со стеклянной стеной люди могут не только угоститься чаем с сушками и конфетами, а зимой и согреться, но и — самое главное — побеседовать со священником, который там дежурит. Он готов ответить на любые вопросы о духовной жизни и помочь в решении волнующих проблем. Монастырь подготовил несколько священников, обладающих обширными знаниями и миссионерским талантом. В праздничные и выходные дни в беседку заходит до двухсот человек, а всего за четыре года ее посетило более трех тысяч. Часть прихожан обители начали свой путь к Богу, побывав в «Миссионерской беседке». И если раньше она была открыта только зимой, то теперь планируем не закрывать ее круглый год.

Один из способов заинтересовать посетителей — заполнить так называемый листок духовного здоровья, где перечислены основные грехи (восемь страстей, по святителю Игнатию [Брянчанинову]), который мы предлагаем посетителям в качестве скрининга духовного здоровья. Люди сначала отказываются, но, вчитываясь, понимают, что на самом деле у них не все так благополучно в духовном плане, как казалось. С разбора конкретной ситуации и начинается разговор со священником, который продолжается беседой о том, для чего приходил Христос, для чего нужна Церковь, а это уже шаг к воцерковлению. В беседку заходят не только ищущие Бога, но и иноверцы. Поэтому миссия в Татарстане приобретает также апологетическую направленность, и в этом ее специфика. С такими посетителями беседа самая сложная и редко заканчивается одной встречей.

Если человек в ходе беседы выражает желание креститься, мы объясняем, что не крестим. Предлагаем взять с собой духовно-просветительские брошюры и отправляем на приход по месту жительства. Так оглашенные хотя бы познакомятся с храмом, со священником. Мы поясняем, что крещение — не просто важное событие в жизни, но и вхождение в общину, хотя очень многие об этом забыли или не знают. Бывает, я даже помогаю найти священника, который служит рядом с их домом. Случается, что человек живет в трехстах метрах от храма, но даже не знает об этом.

Миссионерское предназначение Раифской обители уходит корнями в XVII век, когда перед монастырем, находящимся в непосредственной близости от Марийских земель, Удмуртии и Чувашии, была поставлена задача просвещения народов, среди которых было распространено язычество. В штате монастыря даже числилась специальная должность — отец-миссионер. В архивах упомянут священник Алексей Раифский, известный миссионер XVIII века, который в течение 30-ти лет занимался миссией в наших краях.

— Есть ли у вас проекты для молодежи?

— Мы организовали просветительские лекции для молодежных организаций митрополии. Недавно приезжали ребята из Набережных Челнов. Многие из них участвуют в социальных и волонтерских проектах своих епархий, кто-то воцерковлен, но есть и те, кто только делают первые шаги в Церкви. Это семинаристы, девушки-регенты, студенты вузов. У них открытые сердца, они откликаются на чужую беду и нужду, стараясь всем помочь. Вместе с тем этих молодых людей интересуют вопросы духовной ­жизни. Они хотят глубже знать, что такое молитва и духовная жизнь, что такое покаяние, как оно происходит и многое другое. Мы рассказываем об этом, проводим презентации, лекции — и ребята слушают, общаются, обсуждают. Обычно такие встречи бывают раз в месяц.

Богословская тропа

— Какие дореволюционные традиции Раифского монастыря вы стараетесь возрождать сегодня?

— В конце XIX — начале XX века окрестности Раифского монастыря были одним из любимых мест отдыха жителей Казани. Сюда приезжала интеллигенция прогуляться по так называемой философской тропе. Это дорога, которая проходит между монастырской стеной и берегом Раифского озера. Вдоль нее предусмотрены остановки, где можно порассуждать о душе, вере, свободе. Мы возродили эту тропу, поставили стенды с изречениями философов.

Представьте, человек еще не зашел в монастырь, но, как бы стоя на границе мира и монастыря, задумался о смысле бытия. А по другую сторону стены, в монастыре, сейчас делаем «богословскую тропу», где на стендах приводятся ответы святых отцов на вопросы о Боге, о мире, о человеке, о Церкви. Однажды к нам приехал декан философского факультета МГУ и специалист по русской религиозной философии Алексей Козырев. Его поразило, что у нас в лесу, где, казалось бы, никому нет дела до философских сентенций, люди читают и фотографируют цитаты русских религиозных мыслителей, в частности Бердяева и Флоренского.

— А как решается вопрос духовного образования самой монастырской братии?

— Часть братии заочно проходит обучение в Казанской духовной семинарии, а кто-то готовится поступать в этом году. Я преподаю в семинарии предметы «нравственное богословие» и «аскетика», а также готовлю абитуриентов из числа братии. Наши насельники также обучаются на епархиальных курсах по базовой подготовке монашествующих в области богословия, где изучают в течение трех лет Новый Завет, историю Церкви, аскетику, литургику и другие предметы. Преподаватели приезжают к нам из Казанской духовной семинарии, и для занятий у нас в монастыре даже оборудован конференц-зал. Кроме того, раз в неделю вся братия собирается на синаксис (в ранней Церкви синаксисами назывались внебогослужебные собрания, на которых братия обсуждает различные аспекты духовной жизни. — Ред.). Это еженедельные беседы, на которых разбираются духовные вопросы, зачитываются и обсуждаются интересные отрывки из творений святых отцов (например, преподобного Иоанна Лествичника), а также наставления и письма современных нам старцев — преподобного Паисия Святогорца или Эмилиана (Вафидиса, † 2019) — о духовной жизни.

— Кроме преуспевания в познании Премудрости Божией, монаху требуется и духовное руководство. Каким образом это реализуется у вас в обители?

— По древней монашеской традиции игумен монастыря должен быть и духовником братии. Мы придерживаемся этого правила. Каждую субботу после всенощного бдения читаем молитвы ко Причастию и каноны, и вся братия исповедуется, а в воскресенье причащается. Те, кто просто приехал в монастырь потрудиться во славу Божию, исповедуются у моего помощника отца Григория. Те, кто в постриге, послушники и трудники, принявшие решение остаться в монастыре, исповедуются у меня. Таким образом, я в курсе духовной жизни каждого. И считаю это обязательным условием.

— Ваш монашеский опыт восходит к периоду возрождения Введенской Оптиной пустыни, братия которой довольно многочисленна, не так ли?

— Я подвизался в Оптиной пустыни около 12-ти лет, в том числе семь из них совмещал послушание эконома, келейника и водителя наместника монастыря архимандрита Венедикта (Пенькова, † 2018), который возрождал Оптину пустынь с начала 1990-х. Под конец его жизни братии в Оптиной было уже около двухсот человек. Поэтому он ввел систему братских духовников (десять человек) и разделил между ними всю братию. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, каждому брату уделялось требуемое внимание, но из-за этого невольно терялось единомыслие монашеской общины. Да, все вместе молятся, трудятся, несут общие тяготы, но ведь у каждого человека, в том числе и духовника, есть индивидуальные особенности, свой взгляд на какие-то стороны духовной жизни. И появляется разномыслие. Ведь каждый духовник передает своим чадам свое видение и понимание духовной жизни. Не случайно с самого начала монастыри основывались вокруг одной личности. А если есть несколько духовников, то понимание духовной жизни у них может не совпадать, и может возникнуть непонимание или даже противостояние.

— Как же эти сложности разрешались в Оптиной пустыни?

— Возможно, спасало то, что у отца Венедикта как наместника был непререкаемый авторитет. Это помогало находить компромисс. Если же такого авторитета нет, то высока возможность нестроения внутри. Мы обсуждали этот вопрос с руководителем Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополитом Каширским Феогностом, и он согласился со мной, что духовником монастыря должен быть именно игумен. Возвращаясь к истории, скажу, что, несмотря на наличие духовников, отец Венедикт целиком с утра до вечера посвящал себя братии. Решал все вопросы — давать ли подрясник, отправлять ли в семинарию, назначить ли алтарником, — братья шли к нему один за другим. Это требовало от него огромного напряжения. Однако что означает на деле игуменский крест, я понял только став игуменом. Он очень редко выезжал из обители, может быть, только на неделю в отпуск на Селигер. В этой своей самоотверженности он стал примером настоящего игумена для многих, в том числе и для меня. Поэтому я тоже сосредоточил свои усилия только на управлении монастырем и окормлении братии. В частности, сам составляю распорядок послушаний и молитвенное правило для каждого насельника. И тут все очень индивидуально, ведь люди приходят разные: и по физическим, и по духовным силам, и по возрасту, по уровню образования. Даже если человек воспитывался в православной среде, начитан и образован, к нему тоже нужен индивидуальный подход. Мы разбираем, что им читать, сколько молиться, как проходит келейное правило, из чего оно состоит. В зависимости от духовного уровня, будь это трудник, послушник или монах, у каждого своя мера участия в молитвенной жизни. Главное — это богослужение. Это тот камень, фундамент, на котором построена жизнь монашеской общины. Если его нет — все остальное разваливается. И я стараюсь сделать все, чтобы такое отношение к богослужению было у каждого из насельников.

Вообще работу с братией мало кто видит, а это 90 процентов сил, времени и нервов игумена. По этой причине у меня нет духовных чад из числа мирян, их исповедь отвлекает очень много сил. Это послушание у нас несут четыре иеромонаха.

— Вы говорите о примере игумена, а что Вы взяли для себя у приснопамятного схиархимандрита Илия (Ноздрина) как духовника?

— Отец Илий был очень тихий, смиренный, скромный и никогда не настаивал на своем мнении. У него была совершенно безыскусная речь. Ему и не требовалось ничего говорить, достаточно было только посмотреть на него, и все. Люди назидались, просвещались просто стоя рядом и испытывая исходящую от него благодать. Он всегда искал волю Божию и, чтобы услышать ее, молился. Было видно, что он отвечает не от себя, а молится и слушает, что подсказывает ему Господь. И это было всегда некое откровение для вопрошающего. И я тоже стараюсь открыть в каждом человеке, который приходит в монастырь, какие таланты Господь вложил него, и в соработничестве с волей Божией вести дальше этого человека, а не навязывать ему собственное видение его жизненного пути.

Эпоха постмодерна

— Молодое поколение, которое приходит сегодня с желанием принять монашество, чем отличается от Ваших ровесников?

— Современный молодой человек (30 лет и младше) — это порождение эпохи постмодерна, когда для личности больше нет ни абсолютной истины, ни каких-то авторитетов. Он даже не понимает, почему должен кого-то слушать и что кто-то должен быть для него авторитетом. Посмотрите, в школе сегодня учитель теряет авторитет — это одно из ярких проявлений постмодерна. И такие люди сейчас будут приходить и уже приходят к нам в монастырь. Никакие авторитарные меры, что «я старец, я наместник и игумен, а ты слушай меня» сейчас не годятся. Ты просто ранишь и оттолкнешь человека. И нужно еще попотеть, чтобы объяснить им, что он тебя должен безоговорочно слушать и ты его духовный наставник. Необходимо терпеливо, очень мягко, очень гибко объяснять, почему это нужно. Я не говорю, что я умнее, поэтому надо меня слушать, но объясняю, почему нужно делать так, а не этак. Я предлагаю братский совет, братскую помощь и поддержку на этом пути. Если нужно, привлекаю других братьев, и мы все вместе проводим беседу. Конечно, есть те, кто вообще никаких советов и авторитетов не принимает и сам уходит. А кого-то приходится отправлять из монастыря для пользы братии.

— Какие «маркеры» дают понимание, что духовный рост брата идет в нужном направлении?

— «Маркеры» все те же, что и полторы тысячи лет назад, их нам оставили святые отцы. Наверное, самый емкий — в цитате преподобного Исаака Сирина, который говорил, что преуспеяние христианина в глубине смирения.

Если человек возрастает в добродетелях смирения, послушания, терпения, братолюбия, то это признак возрастания в духовной жизни. Мы с братией проводим беседы о покаянии и говорим о плодах духа. Плодами духа апостол Павел называл любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).

И если человек возрастает в этом — у него правильный духовный путь. А если нет, то, значит, отклонился в сторону. Это видно в повседневной жизни. Игумен — как мать, которая ежедневно видит своих детей и живет с ними одной жизнью. И я тоже стараюсь все время быть с братиями на богослужении, на трапезе. Поэтому вижу по общению, по поведению брата, по его настроению и отношению к послушаниям, к молитве, что с ним происходит. Плюс еженедельная исповедь. А иногда Господь подсказывает какие-то вещи, и ты чувствуешь, что нужно что-то сказать, где-то помочь.

— На различных монашеских конференциях иногда звучит тема мирских соблазнов, улавливающих монашеские души. Как вам удается противостоять им сегодня?

— Старец Паисий Святогорец, когда его спрашивали, какой сегодня главный враг монастырей, отвечал: обмирщение, или мирской дух. Это правда, мирской дух сейчас везде. Когда у тебя в руках плоская коробочка, ты можешь очутиться в любой точке мира и стать свидетелем любых событий. Я братиям иногда говорю, что принадлежу к последнему поколению, которое застало монашество без смартфонов. Да, смартфон сегодня — неизбежное зло. И в разных обителях у игуменов к нему разное отношение. Где-то пытаются запрещать смартфоны, где-то разрешают пользоваться ими только на послушании, кто-то пытается регламентировать время использования, кто-то не обращает внимания, кто-то перевел братию на кнопочные телефоны. Но, на мой взгляд, все запреты бесполезны и обойти их не составит труда. Брат может носить кнопочный телефон для вида, а смартфон спрятать. Или попросить у кого-то из прихожан. Или взять у брата, которому смартфон положен на послушании. Запретительные меры всегда хуже, чем упование на совесть, потому что запретный плод сладок. И решение только одно — нужно объяснять, как работать с этим запретным плодом. Помня слова Господа Каину: у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4:7). Все-таки мы учим аскетике, правильному отношению к соблазнам. Ведь можно запретить выходить в Интернет, а человек станет разговаривать со своими помыслами. Это будет то же самое, если не хуже. И смартфон должен использоваться как инструмент, и мы должны им обладать, а не он нами. Нужно понимать, что стены монастыря должны быть уже в нашем сердце. Может быть, Господь так специально сделал, что внешние стены больше не ограждают от соблазнов. И монастырские стены перестали быть преградой, мир уже перебрался через них. Он здесь, в обители, среди нас. И наша задача — научиться с Божией помощью властвовать над влекущими соблазнами.

Алексей Реутский

***

Раифская пустынь была основана в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от города Казани. В 1928 г. обитель была официально закрыта, хотя еще несколько лет ее храмы использовались для богослужений. С 1930-х гг. на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключенных, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах открыли ремонтные мастерские. Монастырь возвращен Церкви в 1991 г. 23 июня 1991 г. в Раифский монастырь из Казани вернулась чудотворная икона Божией Матери «Грузинская», вместе с Казанской и Седмиезерной самая почитаемая в Татарстане.

В течение 1990-х гг. был отреставрирован почти весь ансамбль обители и восстановлена монашеская жизнь. Братия насчитывает сегодня до 30 человек. Монастырь — один их самых посещаемых туристами объектов Татарстана. Ежегодно сюда приезжает около 700 тыс. паломников и туристов. В 20 км от монастыря находится Никольский скит, где ежедневно свершается обедница и повечерие с канонами. Есть небольшое хозяйство: куры и пасека.

Введенский Раифский монастырь организует несколько миссионерских и социальных проектов, в числе которых: «Миссионерская беседка»; «Не хлебом единым» — кормление малоимущих и бездомных не только в монастыре, но и в нескольких пунктах питания при городских храмах; монастырь организовал православные просветительские лекции для экскурсоводов. В программу экскурсий по монастырю входит беседа со священником-миссионером о духовной жизни; в обители открыт музей истории монастыря с интерактивными панелями и смотровой площадкой; приют для кошек, или «Кошкин дом», где живут около 80 животных, за которыми следят не только монахи, но и волонтерские организации, поэтому обитатели здоровы и ухожены. В Рождественские праздники в монастыре проходит фестиваль ледяных и снежных скульптур «Лед и свет». В 2025 г. с 1 по 19 января на нем побывало около 150 тыс. человек. Было изготовлено 30 ледовых и 20 снежных композиций с подсветкой. Среди них Архангел Гавриил высотой пять метров, икона Богородицы «Грузинская», волхвы, часовня из снега, рождественский вертеп. На Крещение Господне монастырь делает прорубь — иордань — на Раифском озере, где могут окунуться все желающие. Рядом устанавливают просветительские стенды, объясняющие суть праздника, и раздают просветительские брошюрки. Два лозунга на стендах напоминают: «Купание не смывает грехи, грехи смывает покаяние» и «Нашел смелость окунуться в прорубь, найди смелость сходить на исповедь».

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялось наречение архимандрита Кирилла (Умрилова) во епископа Отрадненского, архимандрита Иоанна (Железова) во епископа Бронницкого, архимандрита Исаакия (Иванова) во епископа Касимовского, архимандрита Силуана (Конева) во епископа Ржевского

Слово архимандрита Иоанна (Железова) при наречении во епископа Бронницкого [Приветствия и обращения]

В день рождения святого цесаревича Алексия в Новоспасском монастыре Москвы и Троицком монастыре Симферополя были совершены традиционные молебны

Патриаршее поздравление инокине Василиссе (Васильевой) с 80-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Возрождение Выши — «преутешительной и преблаженной обители» [Статья]

Святитель Феофан Затворник и его духовное наследие в XXI веке [Интервью]

Высшее духовное образование в первой четверти XXI века. Протоиерей Максим Козлов об актуальных проблемах и задачах в деятельности высших духовных учебных заведений [Интервью]

Вышел в свет восьмой номер «Журнала Московской Патриархии» за 2025 год

В рамках молодежного историко-культурного форума «Истоки» в Севастополе прошла панельная сессия «Миссия среди современной молодежи»

Корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный» отправился в очередной миссионерский рейс вверх по Оби

Управляющий делами Московской Патриархии на Аланском подворье в Москве совершил Литургию, приуроченную к 135-й годовщине со дня смерти епископа Иосифа (Чепиговского)

В Можайске прошел 37-й православный международный фестиваль «Братья»

Другие интервью

Святитель Феофан Затворник и его духовное наследие в XXI веке

Архиепископ Бельцкий Маркелл: За любым церковным разделением стоит враг рода человеческого

Митрополит Волоколамский Антоний: Политизация Всемирного совета церквей — угроза его будущему

Стены монастыря нужно возводить в своем сердце

Церковь открыла более десяти центров помощи жителям, пострадавшим в зоне конфликта

«Причаститься! Верую, Господи...» — это были последние слова преподобного Пимена Угрешского

Почему нам нужен диалог ученых, художников и верующих людей?

В.Р. Легойда: Не надо искать Бога «не там». Как не дать расшатать общество

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн: Духовенству нужно чаще посещать места, где особая концентрация боли

Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви