19 июня 2025 года после Божественной литургии, совершенной сонмом архиереев в Александро-Невской Ново-Тихвинской женской обители г. Екатеринбурга, состоялся региональный круглый стол «Суть монашеского подвига в современном мире» для монашествующих уральских монастырей. Возглавил работу монашеской конференции митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. В круглом столе приняли участие архиереи, игумены, игумении и монашествующие епархий, расположенных в Уральском федеральном округе.
Гостями монашеской конференции стали митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) и настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова).
На открытии конференции игумения Иулиания зачитала приветствие председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста. Далее выступил наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф. Владыка раскрыл тему «Оптинские старцы о внутреннем и внешнем послушании». Он напомнил собравшимся вечно актуальные поучения оптинских старцев о послушании, которое является краеугольным камнем монашества. Владыка Иосиф подчеркнул, что истинное монашеское послушание — это единство внешнего подчинения и внутреннего сердечного послушания. Внешняя сторона послушания — его «тело» — включает в себя административное подчинение, точное следование монастырскому уставу, беспрекословное исполнение благословений настоятеля и добросовестное выполнение порученных дел. Это основа, на которой зиждется духовное возрастание монаха. А «душа» послушания — это его внутренняя сущность, которая, по определению преподобного Макария Оптинского, состоит «в отвержении своей воли и разума и покорении оных другим». Что же происходит, когда «тело» послушания остается без «души»? Преподобный Иосиф дает на это исчерпывающий ответ: «Бывает иногда так, что послушник в точности исполняет порученное ему дело и в то же время не имеет добродетели послушания. А бывает это тогда, когда он, аккуратно исполняя дело, ропщет, гневается и осуждает тех, которые поручили ему дело. В таком случае бывает только одно наружное послушание без внутреннего. Это все то же, что тело без души — гниющий зловонный труп».
Наместник Николаевского мужского монастыря г. Верхотурье игумен Иероним (Миронов) выступил с докладом «Современные подвижники о сути и особенностях монашеского подвига в наши дни».
Наместник мужского монастыря Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма игумен Мелитон (Зыбин) в своем выступлении раскрыл тему «Личное монашеское правило как ежедневная встреча монаха с Богом: возможные трудности и их преодоление».
Настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря игумения Викторина посвятила свое выступление теме «Истинный послушник есть истинный безмолвник». Матушка игумения описала, как послушник (или послушница), начиная с азов монашеской жизни — повиновения старшим, воздержания от пустых разговоров, от прекословия — приходит к внутренней собранности, углубляется в свое сердце и обретает внутреннее безмолвие. «Непременным условием молитвы является послушание, соединяющее ум и сердце в хождении перед Богом, — сказала игумения Викторина. — Ведь умное делание заключается не только в произнесении молитв. Вернее, если понимать под молитвой только стояние перед иконами с четками, то это далеко от истинной молитвы. У подобной молитвы нет глубины, а Господь желает научить нас тому, чтобы мы взывали к Нему не от нужды, не из страха, а из сердечной глубины. Эту глубину можно найти послушанием».
О «Внутреннем подвиге монашествующих на примере жития преподобного Василиска Сибирского» повела разговор настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга игумения Домника (Коробейникова). Выступление было приурочено к 200-летию блаженной кончины преподобного Василиска Сибирского.
В других докладах также прозвучали вдохновенные слова о добродетелях, жизненно важных для каждого монаха: о благодарении Бога и самопонуждении, о самоотверженном служении ближним и чтении святоотеческих творений; о непрестанной молитве и молитвенном правиле. Докладчики ответили на вопросы участников, поделившись своим личным, живым опытом.
Доклад секретаря епархиального совета Екатеринбургской епархии, настоятеля храма Державной иконы Божией Матери г. Екатеринбурга игумена Вениамина (Райникова) «Святоотеческое наследие как ключ к пониманию неизменной сути монашеского подвига» завершил официальную часть конференции.
По окончании встречи были подведены итоги. «Подобные монашеские конференции проводятся в каждом регионе, они приносят монашествующим чувство единства и живого духовного общения, способствуют обмену опытом между монастырями по устроению духовной жизни», — отметили организаторы.
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru