Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Соборное слово XIV Всемирного русского народного собора

Соборное слово XIV Всемирного русского народного собора
Версия для печати
26 мая 2010 г. 19:20

XIV Всемирный Русский Народный Собор, рассмотрев тему «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества», обращается к согражданам и соотечественникам с Соборным словом.

2010 год объявлен в нашей стране Годом учителя, что свидетельствует об особом внимании государства к вопросам образования. На протяжении XVIII, XIX и большей части XX века школа в России была не только фактором передачи знаний, но и ключевым инструментом нравственного воспитания. Благодаря энтузиазму и подвижническому труду российского учительства эта традиция продолжается и сейчас. Педагогическое наследие русской и советской школы, школы Магницкого, Ушинского и Макаренко, бережно хранится и приумножается лучшими учителями России. Во многом именно им мы должны быть признательны за то, что подрастающее поколение не до конца утратило способность к восприятию ценностей, накопленных за предыдущие эпохи.

Вместе с тем, общее состояние образовательной сферы по-прежнему внушает чувство беспокойства и тревоги. Вот почему образовательная политика в нашем государстве требует перемен, особенно актуальных в свете разработки нового закона «Об образовании», участие в которой должно принимать все общество.

Каждодневный труд педагогов, их личные усилия и самоотверженная преданность своему делу порой не приносит должного плода из-за системных сбоев и концептуальных ошибок в постановке образовательного процесса, уходящих корнями в 1990-е годы. Именно тогда был провозглашен принципиально ложный подход, согласно которому школа и вуз не должны заниматься воспитанием подрастающего поколения, ограничившись лишь передачей знаний.

Последствия таких установок сегодня очевидны для всех. Наша страна, находясь в условиях глобального экономического кризиса, все сильнее сталкивается с более опасным для нее кризисом нравственным, ведущим к разрушению человеческой личности.

В эпицентре этого кризиса оказалась молодежь. Рыночные реформы, начавшиеся после распада СССР, прошли на фоне радикального слома веками складывающейся в России системы этических принципов, разрушить которую не смог даже период официального безбожия. Последствия этого слома дают знать о себе сегодня, создавая препятствия реализации планов построения в России инновационной экономики, экономики знаний. Криминализация общества, имевшая место в последнее десятилетие ХХ века, наложила глубокий отпечаток не только на поведение некоторых предпринимателей и чиновников, но и на мироощущение многих простых граждан.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как безнравственные и циничные представления о личности человека, его отношениях с другими людьми, обязанностях перед обществом и государством все сильнее проникают в молодежную среду, усваиваются частью студенчества и даже школьников.

Имея перед глазами пример материального преуспеяния людей, перешагнувших ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести, находясь в поле воздействия масс-культуры, пропагандирующей культ потребления и гедонизм, молодежь предстает духовной ослабленной и нравственно дезориентированной.

В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов. В этих условиях важнейшими факторами, обеспечивающим целостность личности молодого человека, направляющими его к созидательному труду и патриотическому служению, остаются вера и восходящая к ней духовная культура.

Собор призывает к тому, чтобы приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям осуществлялось через преподавание всего комплекса гуманитарных дисциплин. Высокая миссия учителей русского языка и литературы состоит в том, чтобы в полной мере раскрыть нравственный потенциал этих предметов, построить через них мост к духовному наследию нашего народа. Столь же важную роль играет и преподавание истории, которое является важнейшим компонентом патриотического воспитания и сохранения народной памяти. Особую актуальность это приобретает в нынешнем году, когда отмечается 65-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Разгром фашизма стал возможен благодаря героизму и самопожертвованию народов нашей страны, в массе своей оставшихся верными традиционным нравственным и религиозных ценностям вопреки гонениям.

Сегодня эти ценности, имеющие свой исток не в нынешнем временном бытии, а в вечности, прививают надежный иммунитет к криминальному и безнравственному поведению, служат прочным фундаментом развитого правосознания и социальной ответственности. Именно из людей, которым в полной мере присущи такие ценности, только и могут сложиться крепкие семьи и ответственное общество.

Семья и школа создают для подрастающего поколения духовную среду, в которой происходит формирование личности будущего гражданина. Кризис, который переживает ныне система образования, делают все более актуальным вопрос о восстановлении традиций семейной педагогики, вплоть до перевода детей на домашнее обучение в том случае, если родители могут гарантировать его качество и выполнить все требования органов образования. Принятие закона о реформе финансирования сети бюджетных учреждений позволяет ставить вопрос о государственной поддержке различных видов и форм образовательной деятельности, в том числе церковных и семейных школ. Благодаря этому права родителей в сфере образования их детей существенно расширяются.

Вместе с тем, возникновение новых возможностей для участия Церкви и семьи в образовательном процессе не следует рассматривать в контексте конкуренции с системой государственных общеобразовательных школ, где учится сегодня большинство российских детей. Памятуя об их судьбе, участники Собора призывают к максимальному сохранению сельских школ и библиотек, являющихся во многих местах единственными очагами образования, воспитания и культуры. Необходимо также повышать социальный статус учителя — без этого качество народного просвещения будет неуклонно падать. Нужно сохранить образовательную роль музеев и других учреждений культуры и науки. Наконец, страна нуждается в полноценном, общедоступном образовательном телеканале.

Крайне отрицательное влияние на молодежь по-прежнему оказывают наркомания и пьянство. Мы выражаем благодарность государственному руководству России за внимание к рекомендациям XIII Всемирного Русского Народного Собора, касающимся защиты от алкогольной угрозы. Просим принять самые неотложные эффективные меры в этом направлении, несмотря на любое противодействие заинтересованных групп влияния и структур, вызванном разнообразными, в том числе коммерческими, интересами. Обращаемся в Министерство образования и науки России с просьбой включить в учебную программу общеобразовательных школ, в рамках преподавания Основ безопасности и жизнедеятельности, специальных уроков, посвященных этой актуальной для нашей страны проблеме. Для этой цели Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы готов безвозмездно передать девять фильмов и 40 роликов, созданных по инициативе Собора, и авторские права в отношении них. Епархиальным Преосвященным и духовенству рекомендуем поддерживать создание региональных отделений Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы и деятельность этих отделений.

Развитие новых форм образовательной деятельности должно содействовать обогащению общенационального педагогического опыта, стать площадкой для внедрения новых методик духовно-нравственного воспитания, которые могут затем быть использованы в масштабе всей страны. Участники Собора твердо убеждены в том, что создание оптимальных условий для нравственного воспитания и духовного просвещения подрастающего поколения возможно лишь на основе теснейшего сотрудничества государства, школы, семьи и Церкви, равно как и других традиционных религиозных общин России.

Не должны оставаться в стороне от этого процесса и те, на ком лежит ответственность за военно-патриотическое воспитание молодежи. Всемирный Русский Народный Собор считает необходимым возродить широко практиковавшееся в прошлом взаимодействие школьных образовательных учреждений с армией, другими силовыми структурами, учреждениями ДОСААФ, армейское шефство над школами, широкое участие воинских частей, ветеранов армии и флота в воспитательной работе. Важнейшим направлением патриотического воспитания молодого поколения является совершенствование и дальнейшее расширение системы суворовского, нахимовского и кадетского образования.

Всемирный Русский Народный Собор считает безосновательными и ложными утверждения о том, что вовлечение в образовательный процесс традиционных религий негативно скажется на межнациональных и межконфессиональных отношениях. Как показывает практика, чем сильнее ощущают молодые люди приверженность религиозным и нравственным идеалам, тем больше они обнаруживают способность к гражданской самоорганизации, тем лучше находят общий язык с представителями других национальных и конфессиональных групп.

Диалог студентов и школьников, принадлежащих к числу приверженцев традиционных религий, является важным инструментом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, предотвращения конфликтов на этнической почве. Существуя в близкой всем традиционным религиям нашей страны системе нравственных координат, молодые верующие легко находят общий язык, стремятся предотвращать конфликтные ситуации, активно препятствуют распространению агрессивно-националистических, расистских и экстремистских идей.

Отрадно и символично, что именно сейчас, в Год учителя, в ряде российских регионов началось преподавание основ религиозных культур и светской этики. В этом событии ВРНС видит не только предпосылку преодоления культурного разрыва молодежи с традиционной Россией, но и залог формирования гармоничного и ответственного общества, сочетающего интересы личности, народа и государства

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Итоговый документ XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники»

Соборное слово XXIII Всемирного русского народного собора

Резолюция II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Итоговый документ XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность»

Коммюнике X богословских собеседований между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией

Итоговый документ XXVI Международных Рождественских образовательных чтений

Соборное слово XXI Всемирного русского народного собора по теме «Россия в XXI веке. Исторический опыт и перспективы развития»

Обращение участников V пленума Христианского межконфессионального консультативного комитета

Коммюнике V пленума Христианского межконфессионального консультативного комитета

Резолюция направления «Христианская семья — домашняя церковь» XXV Международных Рождественских образовательных чтений