Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

О порядке государственной регистрации права безвозмездного пользования, требований к сохранению объектов культурного наследия, изложенных в охранно-арендных договорах, охранных договорах и охранных обязательствах

Версия для печати
28 февраля 2007 г. 12:46

Министерство юстиции Российской Федерации
Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация)
Воронцово поле ул., д. 4а, Москва, 109440 тел.: 917-15-24
28/07/05  № 11/1-1899-МП

Управляющему делами Московской Патриархии
митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту

Ваше Высокопреосвященство!

Федеральной регистрационной службой рассмотрены Ваши обращения от 05.07.2005 №№4132, 4133, 4134 о разъяснении порядка государственной регистрации права безвозмездного пользования, требований к сохранению объектов культурного наследия, изложенных в охранно-арендных договорах, охранных договорах и охранных обязательствах.

Росрегистрацией изучены законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственной регистрации прав, в том числе прав на объекты культурного наследия, ограничений прав, а также правового статуса объектов культурного наследия, объектов религиозного назначения. В результате изучения нормативных правовых актов и представленных материалов установлено следующее:

1. В соответствии с п.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно абзацу второму п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающее на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрена государственная регистрация договора безвозмездного пользования, действующим законодательством также не предусмотрена государственная регистрации ограничений (обременении) прав, возникающих на основании договоров безвозмездного пользования, за исключением договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками (ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации), договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда (ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, проведение государственной регистрации ограничений (обременении) прав на объекты религиозного назначения, предоставленные в безвозмездное пользование религиозным организациям, без внесения изменений в законодательство Российской Федерации не представляется возможным.

2. Государственная регистрация ограничений (обременении) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости (абзац второй п. 2 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Согласно абзацу второму п. 3 ст. 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном данным федеральным законом, но не позднее 31.12.2010 подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.

Таким образом, подача заявления на государственную регистрацию требований к сохранению объекта культурного наследия в соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должна осуществляться уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» органы охраны объектов культурного наследия направляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного   наследия (далее — выявленные объекты культурного наследия), о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации до настоящего времени порядок и сроки предоставления соответствующей информации не установлены.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию ограничений (обременении) взимается государственная пошлина в размере 7500 рублей с организации и 500 рублей с физического лица. Льгота по уплате государственной пошлины за регистрацию ограничений (обременения) прав, установленных в публичных интересах, ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации не установлена.

3. Государственная регистрация ограничений (обременения) прав на недвижимое имущество возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. В то же время, в соответствии с п. 2 ст. 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, приостановить регистрацию права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности. В отсутствии такого Федерального закона государственная регистрация ограничений (обременении) без регистрации права собственности соответствующего субъекта права не может быть проведена.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность государственной регистрации права безвозмездного пользования имуществом религиозного назначения и ограничений (обременении), возникающих на основании договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом (за исключением земельных участков и участков лесного фонда).

С уважением,

и.о. директора  М.В. Прохоров

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Предоставление земельных участков религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование. Разъяснение руководителя Юридической службы Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги)

Ответы Юридической службы Московской Патриархии на вопросы, связанные с применением действующей и новой редакций Земельного кодекса Российской Федерации

Комментарий руководителя Юридической службы Московской Патриархии в связи со вступлением в силу с 1 марта 2015 года новой редакции Земельного кодекса РФ

Изменения в Земельном кодексе РФ. Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии

О применении налоговых льгот в отношении земельного участка и жилого здания, в котором осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии

Лесной кодекс Российской Федерации <извлечения>

О порядке государственной регистрации права безвозмездного пользования, требований к сохранению объектов культурного наследия, изложенных в охранно-арендных договорах, охранных договорах и охранных обязательствах

Ответ Председателя Комитета Государственной Думы по собственности на письмо Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента о переоформлении религиозными организациями права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Федеральный закон «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации»