Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Монастырь между Азербайджаном и Грузией: не удается достичь компромисса в вопросе о территориальной принадлежности комплекса Давид Гареджи

Монастырь между Азербайджаном и Грузией: не удается достичь компромисса в вопросе о территориальной принадлежности комплекса Давид Гареджи
Версия для печати
3 апреля 2007 г. 13:26

Этот совместный материал подготовлен грузинским и азербайджанским журналистами в рамках нового проекта Institute for War and Peace Reporting (IWPR) «Общекавказская журналистская сеть».

Во многих вопросах стратегические союзники, Грузия и Азербайджан никак не могут прийти к единому мнению о статусе монастыря, который расположен на их общей границе.

Глубокое впечатление производит своим внешним видом пещерный монастырский комплекс, который грузины называют «Давид Гареджи», а азербайджанцы — «Кешиш даг». Первые видят в нем важный религиозный центр и памятник национальной культуры, тогда как вторые рассматривают его как часть своего культурного наследия и говорят, что помимо всего прочего он расположен на высоте, имеющей стратегическое значение.

Сегодняшняя грузино-азербайджанская граница разделяет территорию комплекса, оставляя основную часть его объектов на грузинской стороне. По обе стороны границы расположены контрольно-пропускные пункты.

В советские времена не возникало необходимости в строгой демаркации границ. Актуальность этот вопрос приобрел только после того, как Грузия и Азербайджан провозгласили независимость. Уже несколько раз встречалась грузино-азербайджанская государственная комиссия по делимитации и демаркации границы, однако стороны так и не пришли к взаимоприемлемому решению. Комиссия не стала предавать огласке подробности своих последних по времени переговоров, которые состоялись в текущем месяце, но неофициальные источники утверждают, что, согласно одному из обсуждавшихся на встрече вариантов, государственная граница останется на нынешней линии, а храм будет совместно использоваться сторонами как центр туризма.

«В Давид Гареджи должны функционировать все очаги духовного назначения, но туда приезжают туристы как из Грузии, так и из Азербайджана, и будет хорошо, если число их [туристов] возрастет. У всех должна быть возможность осмотреть комплекс, и я не понимаю, в чем проблема», — сказал министр культуры, охраны памятников и спорта Грузии Георгий Габашвили.

Монастырский комплекс находится в южной части Грузии, в 565 километрах от столицы Азербайджана Баку и в 60 километрах от Тбилиси. Датируемый VI веком нашей эры, комплекс занимает пустынную территорию протяженностью 25 километров и включает в себя сотни высеченных в скалах церквей и различных помещений, во многих из которых и сегодня живут монахи.

От контрольно-пропускного пункта Боюк Кесик, что находится на азербайджанской стороне, до монастырского комплекса 15 километров. В этой зоне никто не живет, и только местные фермеры используют ее в качестве пастбища для своего скота. На пути к монастырскому комплексу корреспонденту IWPR повстречались пастухи с овчарками и стада баранов.

«Летом мы едем в Кешиш Даг просто отдыхать. А грузины приезжают на поклонение», — сказал 61-летний Ахмед Салимов, который живет в поселке Боюк Кесик.

Еще по одному азербайджанскому КПП расположено у подножья горы, на которой находится комплекс, и на ее вершине. Солдаты-пограничники отказались пропустить корреспондента IWPR, заявив, что для посещения монастыря необходимо специальное разрешение. Беспрепятственно попасть в монастырский комплекс можно со стороны Грузии.

«Это стратегический пункт, — сказал IWPR один азербайджанский офицер. — Правда, мы в дружеских отношениях с Грузией, но никакая страна не уступит другой такую стратегическую высоту».

Уже несколько лет Грузию и Азербайджан связывает тесное сотрудничество в рамках крупномасштабных проектов таких как, например, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Поэтому обе стороны чувствуют себя неудобно из-за возникших между ними разногласий по поводу монастыря.

Говоря об этих разногласиях, президент Грузии Михаил Саакашвили просил журналистов не называть их «спором». «Это не спор, — сказал он. — У наших стран сложились братские отношения, и мы надеемся, что скоро уладим этот вопрос».

О том, что отношения между странами дружественные, твердят и грузинские, и азербайджанские чиновники, но там, где дело касается монастыря, ни те, ни другие не намерены уступать свои позиции.

Заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов сказал: «Неправильно делать из этого вопроса проблему. Всем известно, что большая часть комплекса находится на территории Азербайджана, и мы мирно решим этот вопрос с грузинской стороной».

О скором завершении переговоров говорит и руководитель пограничной полиции Грузии Бадри Бицадзе. По его словам, власти Грузии «не уступят ни одного сантиметра территории комплекса».

Заместитель министра иностранных дел Грузии Георгий Манджгаладзе, который является председателем комиссии по делимитации и демаркации границы с грузинской стороны, заявляет, что, поскольку Давид Гареджи представляет для Грузии большой интерес с культурно-религиозной точки зрения, его правительство готово предложить Азербайджану другие земли взамен на ту, что стала предметом спора между двумя странами.

«Для нас интересна возможность определенного обмена территориями, — сказал он IWPR. — Мы зафиксировали эту позицию перед азербайджанскими коллегами». По его словам, 95% комплекса находится на территории Грузии.

Предложение об обмене землями в Баку встретили без энтузиазма. Представитель пограничных войск Азербайджана, пожелавший остаться неназванным, сказал, что «это единственная стратегически важная высота на ближайшей территории, и Азербайджану невыгодно отдавать ее в обмен на другие территории».

В Грузии, население которой на 85% состоит из православных христиан, бурный общественный протест вызвало другое предложение — о совместном использовании монастырского комплекса в качестве туристической зоны.

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II заявил, что монастырский комплекс является святыней Грузии и должен полностью располагаться на грузинской земле.

Представители партии «Картули даси» и неправительственной организации «Союз православных родителей Грузии» провели в этом месяцу две акции протеста — одну перед зданием посольства Азербайджана, другую — у здания министерства иностранных дел Грузии.

«Наше руководство, наверно, взамен на азербайджанские энергоресурсы готово отдать Азербайджану что угодно, даже наши святыни», — сказал в беседе с IWPR участник акции Лаша Зедгенидзе.

В качестве аргумента в пользу своих утверждений о принадлежности монастырского комплекса Грузии грузинская сторона называет тот факт, что фрески VIII века, сохранившиеся на стенах высеченных в скалах церквей, изображают грузинских монархов.

В свою очередь азербайджанские историки утверждают, что комплекс на самом деле является памятником культуры Кавказской Албании, существовавшей во времена раннего средневековья на территории современного Азербайджана.

«Монастырский комплекс был в составе Грузии только в XII веке, — сказал азербайджанский журналист-историк Исмаил Умудлу, изучавший историю монастырского комплекса. — До и после этого периода эта территория была частью государств, потомком которых является Азербайджан».

С ним не соглашается грузинский искусствовед Дмитрий Туманишвили, по словам которого в комплексе можно найти множество свидетельств того, что он имеет грузинское происхождение, и ни одного признака его принадлежности албанской культуре.

«Давид Гареджи полностью расписан грузинскими мастерами, там везде грузинские надписи, которые датируются с VI века. Никаких следов другой культуры там нет. Не думаю, что после этого нужны какие-то другие доказательства», — сказал он.

Грузинские туристы, между тем, говорят, что без проблем переходят и на ту сторону монастырского комплекса, которая расположена на азербайджанской территории.

«Я очень часто посещаю это уникальное место и всегда стараюсь показать его моим друзьям, которые приезжают в гости в Грузию. Абсолютно без проблем можно переходить и на территорию Азербайджана. Просто азербайджанские пограничники не любят, когда фотографируют пограничные заставы, а других проблем нет», — сказала жительница Тбилиси Хатуна Джангирашвили.

Идрак Аббасов, корреспондент газеты «Айна-Зеркало», Баку
Давид Ахвледиани, корреспондент газеты «Резонанси», Тбилиси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Протоиерей Николай Балашов: Московский Патриархат поддерживает намерение Иерусалимской Церкви способствовать соборному обсуждению проблем, имеющихся в мировой православной семье

Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви

Луганская епархия совершила адресные выезды к нуждающимся мирным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 2 мая 2023 года)

Критика теории первенства чести и власти с точки зрения православной экклесиологии

Приходы российских епархий передают для беженцев теплые вещи, продукты и лекарства. Информационная сводка о помощи беженцам (от 25 октября 2022 года)

Горловская епархия передала в Лиман полевую кухню от Синодального отдела по благотворительности. Информационная сводка о помощи беженцам (от 30 августа 2022 года)