Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации РФ

Выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации РФ
Версия для печати
28 января 2014 г. 17:38

27 января 2014 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации ФС РФ с докладом «700-летие преподобного Сергия Радонежского. Духовно-нравственное образование в регионах. Опыт года в партнерских взаимоотношениях Церкви, власти и общества».

Ваши Высокопреосвященства, уважаемые отцы, братия и сестры, коллеги!

Позвольте поздравить вас с началом юбилейного года, посвященного празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Наряду с благоверными князьями Даниилом Московским и Александром Невским, Россия почитает Игумена земли Русской, в первую очередь, за его жертвенное служение Богу и людям. Преподобный на многие века определил константы не только духовной жизни, но и правильного понимания службы Церкви и государю, не смешивая и не подменяя эти понятия. Думаю, что собравшись сегодня для обсуждения вопросов церковно-государственного соработничества в сфере образования, мы выполняем завет наших святых предков о строительстве общего будущего на основе мира, согласия и взаимной любви.

Процессы, происходящие сегодня в сфере образования и в целом в общественной жизни России, наряду с позитивными изменениями отражают и деструктивные тенденции. Все они будут обсуждаться в рамках Чтений на специальных мероприятиях, посвященных основным угрозам, стоящим на пороге нашей Церкви и государства. Обозначу лишь некоторые такие аспекты:

  • десакрализация института семьи и брака;
  • продолжающееся падение уровня отечественного образования;
  • активность нетрадиционных для России, деструктивных религиозных объединений, сект, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока;
  • попытки использовать межнациональные противоречия для провоцирования межконфессиональных конфликтов.

Поэтому начать свое выступление мне бы хотелось с темы, которая на протяжении последних лет неизменно приковывает к себе внимание органов управления образованием, педагогической общественности, епархиального руководства, можно сказать, является одним из вызовов нашего времени. Это процесс восстановления в нашей, российской школе традиционного религиозного духовно-нравственного образования и воспитания детей.

Распространение преподавания курса по основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) на все регионы России в 2012 году послужило стимулом для активизации сотрудничества государства и религиозных организаций в сфере образования, но и обозначило ряд серьезных проблем, явилось индикатором реального взаимодействия епархиальных Преосвященных с региональными органами власти. В этом отношении есть как позитивный, так и отрицательный опыт.

На фоне активного вхождения России в глобальные мировые образовательные проекты, угрожающие нашей школе утратой самобытности, встает вопрос о реализации нового закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором сделан шаг в направлении восстановления взаимодействия государства и Церкви, традиционных конфессий в образовательном пространстве, обучении и воспитании наших детей. Хотел бы выразить глубокую благодарность всем законодателям и участникам этой работы. Теперь актуальна разработка подзаконных актов, в частности, к 87 статье закона, регламентирующей участие традиционных религиозных организаций в образовательном процессе.

Следующая проблема — расширение преподавания религиозных культур и светской этики по годам обучения. Пока нет четкого понимания того, как видит государство расширение ОРКСЭ, — ясно, что существующий формат 1 год в 4-м классе — это затянувшийся эксперимент, апробация новой предметной области, не более. Думаю, меня поддержат представители наших традиционных конфессий, что в той или иной форме изучение религиозной культуры в школе должно присутствовать на всех ступенях средней школы, во всех классах. Конечно, добровольно, по выбору. Надеюсь также заручиться поддержкой идеи расширения курса ОРКСЭ со стороны наших народных представителей в Законодательном собрании. Символично, что проблемы нравственного воспитания детей — будущего России, нам предстоит сообща решать именно в год празднования 700-летия преподобного Сергия, посвятившего всю свою жизнь созиданию духовных основ нашего народного бытия, единства и могущества Руси.

Некоторые ключевые вопросы ОРКСЭ, от правильного решения которых во многом зависит будущее духовно-нравственного воспитания в российской школе: реализация Концепции расширения курса, полноценная интеграция ОРКСЭ в образовательную программу школы, обеспечение свободы выбора, полноценная подготовка педагогов и учебников. В этой связи замечу, что многие директора школ, не будучи противниками преподавания религиозной культуры, неправомерно вынуждают родителей отказываться от выбора религиозных культур по причине отсутствия подготовленных кадров учителей. Отсутствие возможности выбора — дискредитация решений государственной власти, свидетельство некомпетентности и неэффективности нашей работы в сфере образования. Подчеркну, не только государства, но церковных структур, поскольку сейчас это область совместной компетенции государства и конфессий.

Есть, конечно, и позитивные примеры: в Курганской области (Курганская и Шадринская епархия) реализуется проект переподготовки учителей по 540-часовой программе «Духовно-нравственное образование. Основы православной культуры» на факультете профессиональной переподготовки Института развития образования и социальных технологий Курганской области.

В Томске (Томская митрополия) настоятели или представители приходов вошли в управляющие советы школ, работают с родительскими комитетами и администрациями. Представители епархии принимают участие в проведении родительских собраний, разъясняют родителям цели, задачи и содержание модулей ОРКСЭ. Ко времени родительских собраний ежегодно выпускается специальный номер епархиальной газеты, посвященный ОПК, который раздается родителям бесплатно. В Москве разработан, согласован с конфессиями, принят и размещен на сайте Департамента образования «Регламент выбора модулей ОРКСЭ». С февраля текущего года родители вновь должны будут определиться, какой предмет будет изучать их ребенок. Можно воспользоваться этим опытом и в других регионах.

Совместные с государством курсы профильной подготовки педагогов по определенной религиозной культуре развиваются во многих регионах и епархиях. Ориентир для профильной подготовки учителей по курсу ОРКСЭ — государственная программа педагогического бакалавриата для учителей ОРКСЭ предусматривает 4 профиля специализации: культура одной из конфессий, светская этика и религиоведение.

Но есть и отрицательные примеры регионов, в которых практически отсутствует возможность изучения в школе одной или вообще всех традиционных религиозных культур: Башкирия (Башкортостанская митрополия) — ОПК 0,5%, ОИслК 4,2%, ОСЭ 73%, ОМРК 21,7%; Татарстан (Татарстанская митрополия) — ОПК 0%, ОИслК 0%, ОСЭ 38,7%, ОМРК 61,3%; Кабардино-Балкария (Пятигорская и Черкесская епархия) — ОПК 0%, ОИК 0%, ОСЭ 51,9%, ОМРК 48,1%. Крайне низкие показатели выбора конфессиональных модулей в Бурятии (Улан-Удэнская епархия) — ОПК 8%, ОБК 6%, ОСЭ 70%, ОМРК 15%. На Сахалине закупили учебники, которые вообще не предусматривают выбор религиозных культур, о чем мы говорили и еще будем говорить в Министерстве.

Очевидно, в этих регионах живут не какие-то особые люди, а те же, что и в соседних с ними областях, где обеспечивается свободный выбор. Дело тут не в населении, а в отношении к людям и к решениям федеральных органов власти тех, от кого зависит принятие решений в конкретном регионе, районе, школе.

В этой связи отмечу, что в настоящее время по благословению Святейшего Патриарха Синодальным отделом разрабатывается антикризисная программа для наиболее сложных в плане выбора и обеспечения преподавания ОПК регионов и епархий. Кроме названных выше Башкирской и Татарстанской митрополий и Улан-Удэнской епархии, сотрудники Синодального отдела уже в этом году должны посетить, изучить и помочь исправить ситуацию в Архангельской, Астраханской, Карельской и Мурманской митрополиях, Анадырской и Чукотской, Горноалтайской, Махачкалинской, Петропавловской и Камчатской, Южно-Сахалинской, Якутской и Ленской епархиях, а также в некоторых других епархиях и митрополиях, ситуация в которых не может устраивать ни православное население этих областей и республик, ни Синодальный отдел. Прошу епархиальных Преосвященных вышеперечисленных митрополий и епархий оказать содействие сотрудникам Синодального отдела в исполнении резолюции Святейшего Патриарха.

Нехватка подготовленного к работе в системе образования духовенства, отсутствие взаимопонимания с представителями государственных органов управления образованием, недостаточная разработанность учебно-методического обеспечения курса ОРКСЭ, нарушение процедуры выбора модулей, отсутствие допуска представителей религиозных организаций к подготовке  педагогов — эти и другие проблемы в настоящее время уже имеют готовые алгоритмы решения и требуют лишь согласованного подхода церковных и государственных структур, а также активизации участия заказчика духовно-нравственного образования в школе — родительского сообщества. Думаю, на время нам всем нужно забыть о разделяющих нас конфессиональных, мировоззренческих и политических границах для достижения реальной свободы совести, нового качества образования и нравственного оздоровления школы и общества.

Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия Церкви, власти и общества на уровне «регион-епархия», говорю как практик, как председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации и епархиальный архиерей Донской митрополии, — координационный совет при главе республики, края, области. Непременно с участием главы митрополии или епархии, представителей церковных и светских СМИ, руководства региональных органов управления образованием и институтов повышения квалификации педагогов. Если эта практика найдет своих сторонников и применение в масштабе страны — это позволит не только эффективно решать образовательные задачи, но и не допустит возникновения многих сложных ситуаций в перспективе.

В этом году во многих регионах прошли региональные Рождественские чтения. Думаю, что такого рода площадки — удобная и эффективная форма встречи, совместного обсуждения общих проблем на региональном уровне, участия в подготовке и проведении Международного этапа чтений в Москве.

Труд педагога — это служение Отечеству, народу и Церкви. Синодальным отделом совместно с полномочными представителями Президента в федеральных округах и Министерством образования и науки России проводятся ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», в также крупнейший в стране конкурс детского рисунка «Красота Божьего мира». Синодальный отдел участвует в проведении и развитии общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Крайне важно, чтобы епархиальные отделы и органы управления образованием регионов активно взаимодействовали в этом направлении и на региональном этапе выявляли лучший опыт, вынося его затем на федеральный уровень. Прошу Вас, дорогие собратия, помнить, что от того, на каком языке мы общаемся сегодня с детьми, зависит и их, и наше будущее. Не говорю уже о том, что подобного рода конкурсы и олимпиады — показатель нашей с вами заинтересованности в развитии образовательной и воспитательной деятельности, живой работе с детскими образовательными учреждениями.

В 2011 году информационной службой Синодального отдела была разработана система единого общецерковного информационного образовательного ресурса. Каждая епархия имеет возможность самостоятельно публиковать новости на портале «Православное образование». Сегодня в этом проекте участвует не так много епархий, как ожидалось и как хотелось бы. Полагаю, что каждой епархии есть чем поделиться, что сказать церковному и светскому сообществу. Пусть даже пока нам нечем особенно похвастаться, но можно сообщить о сложной ситуации, попросить о поддержке, оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Обращаюсь к руководителям регионов и нашим светским коллегам — хотя бы иногда внимайте проблемам церковной жизни и вообще верующих людей, они созвучны тому, чем живет наша страна. Возможно, вместе нам будет проще искать и находить решения проблем, держать ответ перед народом Божиим.

Синодальный отдел проводит постоянный мониторинг ситуации в сфере духовно-нравственного образования. На основании получаемых из епархий данных готовится аналитический отчет и методические рекомендации по основным направлениям работы церковных образовательных структур. Планируем печатать эти рекомендации в ежеквартальном журнале «Православное образование».

Уважаемые коллеги! Выражаю надежду, что совершая память преподобного Сергия, мы не просто выслушаем положенное число докладов, но действительно услышим друг друга и продолжим совместную работу; в следующем году подведем итоги нашего взаимодействия, почтим преподобного авву Сергия не словом токмо, но делом.

Благодарю за внимание.

«Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Итоговый документ XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» [Документы]

Председатель Финансово-хозяйственного управления принял участие в молодежной межвузовской конференции «Архитектура и живопись храма»

Победители конкурса «Красота Божьего мира» посетили с экскурсиями Москву и Санкт-Петербург

Представители Церкви выступили с предложениями по поддержке многодетных семей

В Российском православном университете пройдет финальный этап VI олимпиады для школьников «В начале было Слово…»

В рамках Рождественских чтений состоялся семинар по организации и проведению Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

В Андреевском монастыре обсудили проблемы подготовки церковных специалистов

В Госдуме состоялось заседание рабочей группы по подготовке Рождественских Парламентских встреч

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации награжден почетной грамотой Совета Федерации

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла с девятой годовщиной интронизации

В рамках Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации прошел круглый стол, посвященный благотворительности

Состоялось заседание Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией

Митрополит Волоколамский Иларион: Терроризм — заразительная идеология [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл примет участие в научной конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве»

Митрополит Крутицкий Ювеналий встретился с руководителями образовательных организаций Московской области

На тайском острове Чанг освящен храм во имя преподобного Сергия Радонежского

Диакон Александр Волков: Весь 2014 год Русская Церковь молилась об Украине [Интервью]

В духовно-просветительском центре «Патриаршее подворье» в Екатеринбурге открылась выставка, посвященная 700-летию преподобного Сергия Радонежского

В Москве подвели итоги юбилейного года, посвященного 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского

Другие статьи

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты»