Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Фундаментальные ценности и их связь с общественной жизнью в современной Европе

Фундаментальные ценности и их связь с общественной жизнью в современной Европе
Версия для печати
15 октября 2014 г. 13:06

13 октября 2014 года представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) выступил на секции «Общество, культура, религия», которая прошла в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) в рамках II Международного форума выпускников МГИМО, приуроченного к 70-летию этого учебного заведения. Выступление игумена Филиппа было посвящено теме: «Фундаментальные ценности и их связь с общественной жизнью в современной Европе».

В своем выступлении я хотел бы обратить внимание собравшихся, что на фоне различных политических и военных конфликтов в Европе происходят серьезные процессы по пересмотру фундаментальных ценностей европейской цивилизации. По моему мнению, фундаментальными ценностями можно назвать такие ценности, которые полагаются в основу построения общественной и частной жизни, а также выражают устойчивое отношение личности к основным мировоззренческим понятиям таким, как жизнь и смерть, человеческий пол, семья и прочие. Именно из фундаментальных ценностей вырастает второй аксиологический уровень — социальные и политические ценности. Например, данный подход выражен в преамбуле Устава Совета Европы 1949 года, в котором говорится, что европейские страны создают эту организацию, «утверждая свою приверженность духовным и моральным ценностям, которые являются общим достоянием их народов и подлинным источником принципов свободы личности, политической свободы и верховенства права». Устав различает сферу «духовных и моральных ценностей» и сферу общественного устройства — «принципов свободы», «верховенства права» и «демократии».

Многими европейскими мыслителями признано, что генезис современной демократии происходил на основе переработанного христианством греко-римского наследия. Однако сегодня мы наблюдаем обратное движение — от ценностей второго уровня к фундаментальным. Как известно, в центре демократической теории находятся права и свободы человека. Именно с помощью ссылок на свободу и права происходит пересмотр фундаментальных ценностей, по которым на протяжении многих столетий в европейских обществах существовал консенсус. В результате формируется новое поколение прав человека, которое отстаивает свободу человека в управлении характеристиками собственной природы. «Сладкой» и «вожделенной» для современного человека является сама возможность с помощью новых технологий менять себя, задавать желаемые свойства своему телу и телу своих близких, а также организовывать свою индивидуальную жизнь целиком по своему усмотрению.

Возникает вопрос: может ли христианская мысль в принципе ставить вопрос о преодолении ограничений, накладываемых человеческой природой? Является ли сама постановка такого вопроса восстанием творения против Творца? В православной традиции высшее призвание человека состоит в обожении. Главным основанием для этого утверждения является библейский текст о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию (см. Быт. 1:26). Это означает, что человек может по мере своего развития быть во всем как Бог. Это произойдет, если человек будет находиться в постоянном и неразрывном общении с Богом и станет носителем Его энергии — благодати. Я бы так проиллюстрировал эту мысль: человек не может летать, но, если он будет постоянно пребывать в самолете, то он будет летать, пока не покинет самолет.

Образец кардинальных изменений свойств физической и духовной природы человека мы видим в воскресшем Христе. Его тело стало излучать свет, оно стало тонким, неподвластным ограничениям времени и пространства. Если мы называем Христа первым среди обновленного человечества, то это значит, что человек ориентирован своей собственной природой на выход за ее собственные пределы и обретение нового, неведанного опыта и свойств. Как безопасно для жизни человека и общества достигать этих изменений? В ответе на этот вопрос и заключается прогноз о будущем европейской цивилизации.

Все кодексы прав человека защищают жизнь, так как без нее невозможна сама свобода. В современном европейском праве обязательно предполагается наказание убийства и причинения ущерба здоровью, запрещается смертная казнь, ведется борьба с пытками и любыми видами насилия. Тем не менее, все чаще звучит призыв к введению «права» на смерть.

Главным аргументом в апологии «благой смерти» или эвтаназии является сострадание человека и исполнение его добровольного желания уйти из жизни. Конечно, есть тяжелые и страшные болезни, но как юридически оценить меру страдания, которой достаточно, чтобы остановить жизнь? Недавно в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) рассматривалось дело о женщине из Швейцарии, которая страдала от того, что она стареет. Она боится старости, а потому требует от медиков и государства безболезненного умерщвления.

Тем не менее, несмотря на неясность критериев для эвтаназии взрослых людей, совсем недавно в Бельгии был принят закон об эвтаназии несовершеннолетних. Насколько ребенок может быть правильно проинформирован о своем состоянии, а затем всесторонне оценить и принять самостоятельное решение об уходе из жизни? Ребенка всегда окружают взрослые, которые могут на него повлиять, преследуя свои цели, поскольку психика ребенка очень зависима от авторитета и мнения взрослых. Кроме того, подобным законом мы формируем в обществе установку: тяжело больные дети не имеют ценности и должны уйти из жизни.

На удручающем фоне возрастающей защиты «добровольной смерти» в Западной Европе есть некоторая позитивная тенденция в сохранении жизни, еще не родившихся детей. Современные технические средства позволяют изучить и зафиксировать жизнь плода с самого его зарождения. Это снятие завесы с внутриутробной жизни человека приводит в обществе к пересмотру отношения к аборту. Таким примером является Испания, в которой в 2010 году был принят закон «О сексуальном и репродуктивном здоровье и добровольном прерывании беременности», но в 2014 году этот закон был сменен законом о защите жизни зачатого ребенка и прав беременных женщин. В этом документе зафиксирован некий баланс между правом женщины на здоровье и правом зачатого ребенка на жизнь. В законе признается реальность зачатого ребенка и необходимость защиты его жизни. Аборт рассматривается как исключение, для которого должны быть веские причины. Это уже значительная эволюция, которую надо далее защищать и углублять.

Думаю, что общественная задача должна заключаться в сохранении жизни и в снижении страдания через оказание всесторонней поддержки человеку. Сегодня есть уже опыт паллиативной помощи неизлечимо больным. Ее цель состоит не в лечении, а в облегчении страданий и преодолении исключенности тяжело больного человека из общества. Чем выше степень защищенности жизни в обществе, тем более цивилизованным является такое общество. Мы должны принять как принцип отказ от человеческого арбитража в вопросах жизни и смерти, или свести его к минимуму. Должно ли государство, общество, корпорация врачей, родители брать на себя ответственность за решение вопроса о том, жить человеку или умереть?

В Страсбурге поднимаются также вопросы половой идентичности и сексуальной ориентации. Существует мнение о том, что разнообразные половые идентичности и влечения на протяжении человеческой истории подавлялись представителями большинства, имеющего гетеросексуальное влечение и признающего существование только двух половых идентичностей — мужской и женской. Все остальное изгонялось как извращение и патология. Некоторые современные психологи насчитывают более 50 различных половых идентичностей, и множество комбинаций половых ориентаций. Так, в январе 2013 года министр образования Франции Винсан Пейон заявил, что в школе ученики должны избавиться от всех форм детерминизма — семейного, этнического, социального или интеллектуального. Согласно инструкциям данного министерства, с нового учебного года во французских школах слова «мальчик» и «девочка» будут заменены на слова «друзья» и «дети».

Есть и другие темы, касающиеся фундаментальных понятий нашей жизни, которые сегодня пересматриваются на различных международных площадках, включая Совет Европы. Они касаются способов зачатия и вынашивания детей, отношений родителей и детей, существования семьи. Надеюсь, что в анализе международных отношений мы не будем забывать о данных набирающих силу мировоззренческих дискуссиях, которые являются сегодня весьма важными для отстаивания независимого взгляда того или иного народа на устройство и судьбы человеческого общества.

Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Волоколамский Иларион: Перевод на русский язык не решает проблему понимания смысла богослужений современным человеком [Интервью]

Представитель ОВЦС принял участие в подписании совместного документа против эвтаназии

В Москве прошло очередное заседание Церковно-общественного совета по биоэтике

В Москве прошла международная конференция, посвященная теме «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью»

Митрополит Волоколамский Иларион: Правила политкорректности не должны позволять вторгаться в то, что является священным для миллионов людей [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Правила политкорректности не должны позволять вторгаться в то, что является священным для миллионов людей

Митрополит Волоколамский Иларион: Христиане в Европе начинают чувствовать себя дискриминируемым меньшинством

Митрополит Волоколамский Иларион: Решение Архиепископа Кипрского Хризостома помянуть на Литургии главу украинских раскольников вызвало негативную реакцию в Кипрской Церкви [Интервью]

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи принял участие в круглом столе «Проблемы биоэтики и биоправа в современной России»

Митрополит Волоколамский Иларион: В Церкви существуют разные мнения по вопросу о допустимости ЭКО

Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи в связи с отказом иностранных заказчиков от детей, рожденных от суррогатных матерей в Санкт-Петербурге [Документы]

Представитель Синодального отдела по благотворительности выступил на Совете при Правительстве РФ по попечительству в социальной сфере

Епископ Барышевский Виктор: «В сегодняшних испытаниях вера наша не оскудевает, но крепнет и умножается» [Интервью]

В Представительстве Русской Православной Церкви в Страсбурге прокомментировали принятую Парламентской Ассамблеей Совета Европы резолюцию «Вакцины от COVID-19: этические, правовые и практические замечания»

Интервью с главой Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях о нарушении прав верующих [Интервью]

Состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с главой Представительства Европейского Союза в Казахстане

Представители Украинской Православной Церкви приняли участие в международном медиапроекте «Люди»

В.Р. Легойда: Преследования христиан только усугубляются в тех странах, где они составляют меньшинство

Представители Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ приняли участие во Всероссийском форуме «Право. Религия. Государство»

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь не благословляет однополые сожительства, так как это греховный образ жизни

Сербская Церковь выступила против закона об однополом партнерстве

Митрополит Волоколамский Иларион: Решение Архиепископа Кипрского Хризостома помянуть на Литургии главу украинских раскольников вызвало негативную реакцию в Кипрской Церкви [Интервью]

В.Р. Легойда: Мы считаем однополые отношения грехом и не допускаем их как церковное, так и государственное закрепление

Другие статьи

В церковных социальных проектах помогают бороться с последствиями пандемии. Информационная сводка от 15 апреля 2021 года

Совет превечный. Иконография Благовещения Пресвятой Богородицы

Церковная социальная и благотворительная деятельность в 2020 году

В Церкви проводят новые благотворительные акции. Информационная сводка от 1 апреля 2021 года

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии онлайн-семинара «Эффективная организация работы епархиальных судов»

Все больше церковных проектов возвращаются к докарантинной активности. Информационная сводка от 23 марта 2021 года

Протоиерей Алексий Марченко. Красногвардейский штурм подворья Белогорского монастыря в Перми в феврале 1918 года

На Масленицу в церковных социальных проектах угощают блинами бездомных и нуждающихся. Информационная сводка от 12 марта 2021 года

Эпидемия COVID-19 — наказание от Бога и, если так, за что?

Православные добровольцы передают помощь медикам, пожилым и многодетным. Информационная сводка от 3 марта 2021 года