Biserica Ortodoxă Rusă

Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Patriarhia

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Biserica amintește oamenilor că ei sunt chemați la viața familială

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Biserica amintește oamenilor că ei sunt chemați la viața familială
Versiune pentru tipar
2 octombrie 2019 09:29

28 сентября 2019 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом о событиях в нашей стране и в мире. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Ряд предприятий в нашей стране уже готовы провести эксперимент по введению четырехдневной рабочей недели. Эту инициативу поддержал Минтруд. Что Вы думаете об этой инициативе?

Митрополит Иларион: Не будем забывать о том, что в нашей стране и так достаточно много выходных. У каждого человека есть право на месячный отпуск, плюс у нас почти десять дней в январе, несколько дней в феврале в честь мужчин, потом в марте — в честь женщин, в мае мы опять гуляем в честь 1 мая, в честь 9 мая, то есть одних этих выходных набирается еще, наверное, на месяц. Я вообще не знаю ни одной страны, где было бы столько выходных. Например, в Японии люди в лучшем случае уходят в отпуск один раз в год на неделю или на десять дней.

Поэтому вопросов здесь пока больше, чем ответов. Думаю, эта инициатива должна быть очень хорошо проработана для того, чтобы она получила поддержку населения и различных сегментов общества, в том числе и молодежи. Кроме того, может возникнуть ситуация, при которой людей будут нагружать работой, но заставлять делать эту работу дистанционно, то есть сидя дома. Или может возникнуть ситуация, когда, например, у мужа четырехдневная рабочая неделя, а у жены — пятидневная, дети тоже учатся в школе: чем тогда этот мужчина будет заниматься в свой дополнительный, навязанный ему выходной?

Я не говорю, что сама по себе инициатива плохая, в идеале она, наверное, хорошая, но нужно получить ответы на все эти вопросы, прежде чем такая инициатива может быть внедрена.

Е. Грачева: По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия сегодня находится на третьем месте по числу самоубийств. С чем это связано, и что может сделать Церковь для изменения этой ситуации в лучшую сторону?

Митрополит Иларион: В глобальном масштабе Церковь помогает людям найти смысл жизни. Потому что основной причиной самоубийства бывает то, что человек не видит смысла в собственной жизни, у него нет интереса продолжать жизнь — именно этот смысл человеку дает Церковь.

Конечно, не всякий человек способен вместить то, что ему предлагает Церковь. Церковь никому ничего не навязывает. в Церкви самоубийство — это не просто грех, который запрещен. Церковь делает все для того, чтобы у человека была мотивация к жизни, чтобы жить было интересно, чтобы он был счастлив.  Думаю, очень многие церковные люди могут назвать себя счастливыми, хотя их жизнь, вроде бы, ничем не отличается от жизни тех, кто не в Церкви, а иногда бывает и гораздо более трудной.

Жизнь в Церкви дает человеку тот внутренний стержень, вокруг которого выстраивается все остальное. Жизнь с Богом, молитва, участие в церковных Таинствах — все это помогает человеку преодолевать жизненные трудности, депрессию, сомнения. Поэтому среди церковных людей случаи самоубийства практически не встречаются, по крайней мере, среди людей реально воцерковленных.

Е. Грачева: Смертность в России впервые за долгие годы превысила рождаемость. Для борьбы с демографической проблемой в стране премьер-министр Дмитрий Медведев внес предложение расширить возможности родового сертификата для того, чтобы проводить психологические консультации с целью профилактики абортов. Как Вам такая идея? Как бы Вы еще расширили функции родового сертификата?

Митрополит Иларион: За последние годы совместными усилиями государства, Церкви, средств массовой информации, общественности удалось добиться того, что количество абортов значительно снизилось. Тем не менее, оно остается до сих пор катастрофически высоким — это более полумиллиона потерянных жизней в год. Для того, чтобы ответить на этот вызов, чтобы решить эту задачу, необходимо создавать условия для жизни и матери, и ребенка, и семьи в целом. И здесь любые инициативы, направленные на помощь молодым семьям, конечно, оправданы, востребованы и крайне нужны сейчас.

Е. Грачева: Самый низкий в России процент разводов фиксируется в Чечне. Р. Кадыров предложил делиться опытом Республики Чечня, которая лидирует в рейтинге со знаком плюс, как регион нашей страны, где меньше всего разводов. С чем Вы, владыка, связываете факт, что в православных семьях процент разводов гораздо выше, чем в мусульманских? Связано ли это с устоявшимся стереотипом, что мусульманам можно иметь несколько жен одновременно?

Митрополит Иларион: Если посмотреть на статистику, то последние места в печальном рейтинге количества распавшихся семей занимают регионы, где преобладает мусульманское население. Очевидным фактом является то, что ислам влияет на семейную жизнь таким образом, что количество разводов минимизировано. Также регионы с преобладающим исламским населением лидируют по приросту населения. Такая статистика связана с семейной этикой, которая в исламе продвигается на всех уровнях, начиная от духовенства и кончая самими членами семьи.

В мусульманских регионах до сих пор сохраняется традиционный уклад, похожий на тот, что существовал во всей России до революции. Но после революции с приходом коммунистической идеологии, которая провозгласила свободу, в том числе свободу от целого ряда нравственных принципов, ситуация, конечно, изменилась.

Конечно, современная либеральная секулярная идеология не способствует ни уменьшению числа абортов, ни снижению уровня разводов, ни созданию крепких, благополучных и многодетных семей. Церковь напоминает людям о том, что они призваны к семейной жизни, что женщина призвана к материнству. У Церкви нет каких-либо средств принуждения. В исламских семьях такие средства принуждения присутствуют. В этом, я думаю, значительная разница в целом между исламом и христианством: христианство предполагает во всех случаях добровольный выбор человека, добровольное следование тем или иным нравственным установкам, ислам во многих случаях этого не предполагает.

Е. Грачева: В предыдущей программе мы говорили о венчании одной публичной пары в Москве, которое закончилось скандалом. В частности, мы говорили об ответственности священников, которые венчают таких молодоженов. А какую ответственность перед Церковью и самими собой берут на себя супруги, живущие в венчанном браке?

Митрополит Иларион: Мой многолетний пастырский опыт и опыт многих священников показывает, что само по себе венчание не является панацеей ни от супружеских измен, ни от других проблем, которые могут возникать в семье. Семейная жизнь всегда является подвигом, и сохранение супружеской верности на протяжении всей жизни требует больших духовно-нравственных усилий от членов семьи. Даже, я бы сказал, вне зависимости от того, венчаны они или нет.

Но, конечно, венчание накладывает особую ответственность на сочетающихся браком, потому что перед лицом Бога супруги дают обещание пожизненной верности друг другу — это сродни монашеским обетам, которые невозможно нарушить.

К сожалению, на практике, конечно, жизнь людей складывается часто по-иному, и мы видим большое количество разводов, в том числе среди православных людей. Это связано с тем, что часто молодые люди вступают в брак поспешно, не взвесив все «за» и «против», не узнав друг друга достаточно хорошо. Такой брак быстро распадается, даже если он был венчанный. А потом те же молодые люди, уже повзрослев, вступают во второй брак, стараются не повторять прежних ошибок, и этот второй брак оказывается прочным. Это довольно распространенная ситуация.

Е. Грачева: Все же грех прелюбодеяния более серьезный, когда имело место венчание или нет?

Митрополит Иларион: Это все равно что спросить: грех убийства более серьезный для крещеного человека, чем для некрещеного? Грех прелюбодеяния серьезен всегда. Карается он одинаково, и последствия этого греха одинаковые для всех семейных пар.

Таинство венчания на каждого человека возлагает особую ответственность — ответственность не только перед супругом, но и перед Церковью. Кроме того, когда мы венчаем, мы всегда напоминаем супругам о том, что они призваны давать жизнь стольким детям, сколько им пошлет Бог. И это достаточно серьезное требование, которое многие не воспринимают всерьез, но мы, священнослужители, считаем своим долгом об этом напомнить и этого ожидать от своей паствы.

Е. Грачева: Благотворительному фонду «Ночлежка» не удалось договориться с жителями московского района Беговой о создании там центра для бездомных. В ходе переговоров звучали предложения создавать центры помощи бездомным не в городе, а за пределами МКАД. Ситуация парадоксальная: с одной стороны, намечается рост числа пожертвований в адрес самых разных благотворительных организаций помощи бедным, бездомным, а с другой стороны, люди не желают видеть их в своем районе, в непосредственной близости с собой. Как Вам кажется, их опасения оправданы? Где место бездомным в нашей стране?

Митрополит Иларион: Думаю, что никакую черту оседлости вводить для бездомных нельзя. Но в то же время можно понять чувства людей, которые опасаются за безопасность своих детей.  Мы знаем, что в разных городах есть благополучные и неблагополучные районы. Есть районы, где родители могут спокойно отпустить своих детей в школу, не боясь, что те не вернутся. А есть места, где родители постоянно живут в страхе, что их дети могут не вернуться. Я думаю, что опасения жителей связаны именно с этим, и здесь надо находить решения, которые бы удовлетворяли всех.

Е. Грачева: Но, учитывая, что Москва и ближайшее Подмосковье очень густо заселены, это означает, что подобные центры разумнее открывать там, где не густозаселенные районы?

Митрополит Иларион: Москва не заселена на 100 процентов. Я не эксперт по городскому строительству или по тому, как размещать подобного рода заведения в области. Я просто говорю о том, что можно понять аргументы обеих сторон: и тех, которые призывают к милосердию, и тех, которые боятся за своих детей.

Е. Грачева: Правительство России утвердило требования к защите религиозных организаций от терактов: теперь они должны привлекать к охране храмовых зданий сотрудников частных охранных предприятий. Важно ли для Церкви, будут ли люди верующими и какую религию они будут исповедовать?

Митрополит Иларион: Прежде всего, имеет значение профессионализм этих людей. Это должны быть профессионалы, которые способны быстро отреагировать на чрезвычайное происшествие. Должен сказать, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций согласовывались государственными инстанциями с представителями религиозных общин. В основных положениях эти требования были одобрены нашими традиционными религиозными конфессиями.

Согласно этим требованиям, объекты религиозного назначения разделяются на три категории в зависимости от потенциального числа людей, которые могут собраться на богослужение. Наиболее строгие правила применяются к объектам первой категории — это храмы, мечети или другие культовые сооружения, где на богослужение могут собраться более тысячи человек.

Очень важно, что эти правила введены, и надо надеяться на то, что теперь уже у религиозных конфессий хватит средств на то, чтобы этим требованиям соответствовать.

Е. Грачева: Госдепартамент США назвал двух представителей силовых структур из российского города Сургут «причастными к пыткам» членов запрещенной в России организации «Свидетелей Иеговы» и наложил на них и членов их семей санкции в виде отказа в будущем в получении американской визы. Как получилось, что Госдеп США дошел до Сургута и почему так рьяно американцы защищают «Свидетелей Иеговы» даже за пределами США?

Митрополит Иларион: Мне неоднократно задавали вопрос о судьбе «Свидетелей Иеговы» в Российской Федерации. При посещении мной заседаний Всемирного совета церквей этот вопрос был передо мной поставлен. Был конкретный человек, гражданин Дании, который был осужден, и меня попросили выяснить что случилось. Мы постарались уточнить обстоятельства, при которых это произошло, направили священнослужителя, который побеседовал с этим человеком. Я думаю, что во всех конкретных случаях нужно разбираться конкретно.

Те «Свидетели Иеговы», которые находятся в тюремном заключении, подвергаются этому не за свои убеждения, не за свое вероучение — речь всегда идет об экстремизме. И если их деятельность подпадает под закон об экстремизме, они оказываются за решеткой.

Е. Грачева: Неужели у Госдепартамента США нет других дел, кроме как заниматься «Свидетелями Иеговы» в Сургуте?

Митрополит Иларион: Соединенные Штаты Америки на протяжении многих лет отслеживают религиозную ситуацию в разных странах и ежегодно публикуют доклад на эту тему. В Русской Православной Церкви изучают этот доклад и направляют в Госдепартамент США замечания. Иногда эти доклады бывают очень тенденциозными, хотя в последние годы тенденциозность снижается: они становятся более объективными, в том числе, не исключаю, благодаря тем отзывам, которые мы ежегодно туда направляем.

Но тем не менее у американцев есть свой подход к религиозной тематике. Они, например, считают, что не должно быть в той или иной стране традиционных конфессий, что все религиозные традиции, включая разного рода секты, должны пользоваться одинаковыми благами. Но у нас другая история, другие подходы, и по ряду критериев мы не соответствуем американским подходам. Другое дело, если есть доказательства того, что к кому-либо применялись пытки, этому факту не может быть никакого оправдания вне зависимости от того, кто подвергался такому обращению — православный человек, мусульманин, иудей, баптист или представитель той или иной секты.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Погряз в грехах и нуждаюсь в духовной помощи, онанизм и просмотр порнографии — основной грех, который мешает мне жить нормальной христианской жизнью. Здесь, в моем маленьком провинциальном городе, есть православная церковь, но я поругался с батюшкой и больше туда не хожу. С момента, как перестал ходить в храм, я еще больше начал утопать в грехах. Прошу, подскажите мне, как выйти из этой ситуации.

Митрополит Иларион: Прежде всего, думаю, что надо примириться с батюшкой. Пойдите к батюшке, попросите прощения и попросите, чтобы он помогал вам на вашем жизненном пути. Те грехи, которые вы упомянули, происходят, как правило, из-за того, что человек не ведет полноценной семейной жизни. И для того, чтобы избавиться от этих грехов, самое правильное — создать крепкую семью, и всю свою сексуальную энергию направлять на свою супругу. Я очень искренне этого вам желаю.

Вопрос: Как понимать слова Евангелия «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11)?

Митрополит Иларион: Есть разные толкования этих слов Иисуса Христа. Есть толкователи, которые предполагают, что Христос говорит о том, что любой человек, достигший Царства Небесного, больше, чем самый великий святой на земле.

Есть толкование святого Иоанна Златоуста, который утверждает, что Иисус Христос здесь говорит о Самом Себе, то есть из рожденных женщинами не восставал пророк, больший Иоанна Крестителя, но меньший — то есть Сам Иисус Христос (Который на тот момент был меньшим, потому что Иоанн Предтеча был старшим), в Царстве Небесном больше его. То есть Иисус Христос здесь говорит о Самом Себе.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Versiunea: rusă

Materiale la temă

Mitropolitul de Volokolaamsk Ilarion: Bucuria Pascală nu poate să ne-o ia nimeni, nici chiar coronavirusul [Interviuri]

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: În condițiile excepționale de astăzi să nu vii la biserică înseamnă să dai dovadă de ascultare [Interviuri]

Mitropolitul de Voloklamsk Ilarion: Traducerea în limba rusă nu rezolvă problema înțelegerii sensului slujbelor dumnezeiești de către omul contemporan [Interviuri]

Primul vicepreședinte al Departamentului Sinodal pentru relațiile Bisericii cu societatea și mass-media s-a întîlnit cu stidenții Seminarului teologic din Stavropol

Participarea Bisericii la ajutorarea familiilor în situații de criză a fost discutată la conferința interdepartamentală organizată de Exarhatul Belarus

Serviciul ortodox „Miloserdie” lansează un nou proiect pe Youtube pentru micii spectatori

Surse de la Departamentul Sinodal pentru binefacerea bisericească au amintit despre existența a 75 de centre anticriză pentru femei în situații dificile

Episcopul de Orehovo-Zuevo Panteleimon: În condițiile de izolare este deosebit de important să păstrăm pacea în familie

Autoritățile din Muntenegru persecută Biserica Ortodoxă după scenariul ucrainean [Articol]

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Președintele Muntenegrului a mers împotriva propriului popor [Interviuri]

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Preoții care au ignorat măsurile antiepidemice au manifestat lipsă de responsabilitate [Interviuri]

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion a comentat situația cu arestarea în Muntenegru a episcopului de Budimlje-Niksic Ioanichie și a șapte clerici