Biserica Ortodoxă Rusă

Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Patriarhia

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril după Dumnezeiasca Liturghie săvîrșită în Catedrala „Hristos Mîntuitorul” cu participarea delegației Arhiepiscopiei parohiilor vest-europene de tradiție rusă

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril după Dumnezeiasca Liturghie săvîrșită în Catedrala „Hristos Mîntuitorul” cu participarea delegației Arhiepiscopiei parohiilor vest-europene de tradiție rusă
Versiune pentru tipar
3 noiembrie 2019 16:35

3 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при участии управляющего Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Дубнинского Иоанна и членов делегации Архиепископии в священном сане совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Преосвященство, дорогой владыка Иоанн! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы слышали евангельскую притчу о богаче и нищем Лазаре. Она говорит об участи людей после смерти, открывая закон Божественного воздаяния: Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16:25). Отсюда следует и закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство — религия пессимизма, в чем часто упрекали нас секулярные и атеистические философы. Но потому что без страданий не совершается глубокое, подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству. Человек более всего познает себя, свои возможности, слабости и силу, когда сталкивается со страданиями.

Любой земной человеческий опыт требует усилий. Опыт в искусстве или ремесле приходит ценою долгого труда, многих проб и ошибок. А из житий святых мы знаем, что опыт в духовной жизни получить намного сложнее, он требует еще бóльших усилий и жертв. Потому что реальность вечной жизни — это опыт совершенно иного бытия, к которому трудно быть готовым.

Если человек готов к этой новой жизни, он переходит в нее с легкостью: Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. А если не готов, то будущее встречает его внезапно и безжалостно — разверстой могилой, и больше о его судьбе сказать нечего: Умер и богач, и похоронили его (Лк. 16:22).

Богач из евангельской притчи выглядит не таким уж плохим человеком. Его волнует судьба братьев, оставшихся в земном мире. Он не был заносчив, знал по имени безвестного нищего, лежавшего у его дворца; возможно, даже подавал ему какие-то крохи со своего стола. Но его никак не смущало, что рядом с его благополучием и житейским счастьем всегда оставалось место для чужого горя и нужды.

Богач был уверен, что можно всю жизнь прожить в довольстве и комфорте, — и угодить Богу. И теперь ему кажется, что религия «плохо его информировала», что люди живут одним днем и не верят в вечную жизнь лишь потому, что им неубедительно об этом рассказали. Дескать, воскреснет Лазарь, расскажет людям о загробной жизни, и тогда они убоятся Бога, и вместо черствости и равнодушия в них проснутся любовь и сострадание к ближнему.

Богач из притчи не хочет понять, что любви и пониманию чужой боли нужно долго учиться. Что невозможно разделить страдания другого человека, если ты сам никогда их не испытывал. И что отказ от земных трудностей, желание жить в постоянном комфорте и потреблять — это сознательный выбор эгоизма, насилия и жестокости. Человек, сделавший такой выбор, глух к своей совести и чужим страданиям, он глух к голосу Писания и свидетельствам чудес: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16:31).

От себялюбивого богача осталось сокрытым, что подлинное знание о вечной жизни и понимание жизни земной возможно только через любовь Христову. Нужно, по слову героя Достоевского, полюбить жизнь прежде ее смысла, и затем этот смысл станет простым и понятным во Христе, Который Сам изрек о Себе, что Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Продолжая эту мысль, можно сказать, что другого пути познания смысла жизни нет. Смысл жизни не открывается на уровне человеческого разума — он может быть открыт и понят только на уровне человеческого сердца, на уровне человеческой жизни, в которой и претворяются наши замыслы, хорошие или дурные.

В современном обществе культ комфорта и потребления все более вытесняет вечные ценности. Но исторический опыт нашего народа учит нас иному: страдание было воспринято им как «духовная потребность», по очень точному замечанию того же Достоевского. И столько страданий, сколько вынес наш народ, подобно евангельскому Лазарю, за свою историческую жизнь, без веры в Бога невозможно было бы подъять и осмыслить.

XX век начался для нас социальными потрясениями, страшной войной, крахом православной империи и разделением, прошедшим через миллионы человеческих судеб. Многие из наших соотечественников были вынуждены покинуть свою Отчизну. О Русской Церкви в эти годы можно было сказать словами нашей великой поэтессы: «Я была тогда с моим народом — там, где мой народ, к несчастью, был». Здесь, в России, наша Церковь несла вместе с народом крест атеистических гонений. Там, за границей — делила со своей паствой нужду и горькие лишения на чужбине.

Почти каждый день в наших святцах отмечен памятью кого-то из новомучеников. Священномученик Дамиан, архиепископ Курский — один из тех, чья память совершается сегодня, — накануне своей смерти предрекал своим собратьям на Соловках, что чудовищное бесправие и гонения против Церкви временны, что «истина Божия должна восторжествовать». Священномученика Дамиана вскоре после этих сказанных им слов расстреляли в печально известном урочище Сандармох, где были жестоко убиты многие честные граждане и верные чада нашей Церкви. Но пророчество исполнилось многократно: истина Божия торжествует вновь и вновь, и мы — живые свидетели ее торжества.

Промыслом Божиим страдания нашей Церкви привели ее к обновлению и новому расцвету. Кровь тысяч новомучеников, пролитая во время чудовищных, небывалых прежде религиозных гонений, святость бесчисленного множества исповедников утвердили ее богочеловеческий организм. А трагический исход людей России в Европу и Новый Свет послужил делу евангельской проповеди, христианского православного свидетельства Западу, который также пребывал в глубоком религиозном кризисе.

В этой проповеди, особенно в Европе, участвовала вся церковная полнота: это и мудрые архипастыри, сумевшие организовать жизнь Церкви в новых условиях; монахи, создавшие новые монастыри вместо оставленных ими старых; философы и богословы, сформировавшие знаменитую Парижскую школу; простое приходское духовенство, делившее тяготы своей паствы и подававшее ей пример благочестия; наконец, всякий верующий, благочестивый человек, которыми так богата была наша старая Россия.

Трудности гражданской войны и сложная политическая обстановка в России привели в свое время к временному, аномальному отделению от Русской Церкви значительной части ее иерархии за границей. Это отделение было в значительной мере уврачевано в 2007 году воссоединением с Русской Зарубежной Церковью, что было радостью не только для Русской Православной Церкви, но и для всего мирового Православия. А сейчас в нашей Церкви снова праздник: к нам вернулись общины Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции во главе с Высокопреосвященным владыкой Дубнинским Иоанном, в основе которой — общины, временно оставившие нашу юрисдикцию 88 лет назад. И в этом я тоже вижу торжество истины и любви Христовой.

Чада нашей Церкви в Европе прошли через всё, о чем говорил апостол Павел, описывая обстоятельства своей проповеди: житейские лишения и нужду, изнурительный труд, поношения окружающих и даже гонения и опасности между лжебратиями (2 Кор. 11:26). Чтобы продолжить сегодня свою евангельскую миссию, они не стали советоваться с плотью и кровью (Гал. 1:16), как сказано было в сегодняшнем апостольском чтении, но сделали правильный выбор — в пользу единства Церкви, единства своих общин и сохранения их традиции. Даст Бог, возвращение в Русскую Церковь укрепит их и поможет им нести свое служение как многим тысячам наших соотечественников, проживающих в Западной Европе, так и коренным жителям европейских стран.

Я благодарю Вас, дорогой владыка Иоанн, Ваших пастырей и паству, за решимость и твердость, проявленную в непростых обстоятельствах, окружавших ваше возвращение, за нашу совместную молитву здесь в Москве, в главном кафедральном соборе Русской Церкви, и счастлив сегодня вновь сказать всем вам: Добро пожаловать домой!

Хочу передать в дар Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции ковчег с честными мощами святителя Тихона, исповедника, Патриарха Московского и всея России, а также икону святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, бывших членами ее Священного Собора 1917-1918 годов. Известно, что его постановления имели особое значение в жизни русского церковного удела в Западной Европе, возглавлявшегося участником этого исторического Собора приснопамятным митрополитом Евлогием, о упокоении души которого мы вместе молились сегодня. Пусть эти дары Матери-Церкви станут знамением духовного преемства и непреложной связи, возобновление которой мы торжественно празднуем сегодня.

А лично Вам, владыка митрополит Иоанн, хочу вручить панагию и крест с памятными надписями. Примите их как свидетельство той любви, с которой Вас, уроженца Франции, приняла великая и поистине многонациональная Русская Православная Церковь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Versiunea: rusă

Altele articole

Adresarea Sanctității Sale Patriarhul Chiril către sportivii ruși - participanți la cele de-a XXIV Jocuri Olimpice de iarnă din Beijing

Adresarea Patriarhului cu prilejul sărbătoririi Zilei tineretului ortodox

Adresarea Sanctității Sale Patriarhul Chiril către sportivii ruși - participanți la cele de-a XXIV-lea Jocuri Olimpice și cele de-a XIII-lea Jocuri Paralimpice de iarnă din Beijing

Adresarea Sanctității Sale Patriarhul Chiril în legătură cu desfășurarea acțiunii caritabile „Ziua milostivirii și compasiunii față de toți cei care se află în închisori”

Cuvântarea Sanctității Sale Patriarhul Chiril la Congresul internațional al profesorilor și lectorilor de limbă rusă

Cuvântul de învățătură al Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostit la înmânarea toiagului arhieresc Preasfințitului Gherasim, episcop de Vladikavkaz și Alania

Mesajul de felicitare al Patriarhului adresat participanților la solemnitățile din Lavra „Sfânta Treime” a Cuviosului Serghie cu prilejul zilei de pomenire a Sfântului Serghie de Radonej

Mesajul Sanctității Sale Patriarhul Chiril adresat Preafercitului Patriarh al României Daniel cu prilejul aniversării întronării

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostită de ziua pomenirii Sfântului Binecredinciosului cneaz Alexandru Nevski rostită după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită în Lavra „Sfântul Alexandru Nevski”

Adresarea Sanctității Sale Patriarhul Chiril cu prilejul Zilei treziei