Biserica Ortodoxă Rusă

Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Patriarhia

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostită în Miercurea Mare după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită în Catedrala „Hristos Mântuitorul”

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostită în Miercurea Mare după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită în Catedrala „Hristos Mântuitorul”
Versiune pentru tipar
28 aprilie 2021 14:12

28 апреля 2021 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня последний день, когда мы прочитали великопостную молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», и на этом как бы завершается Великий пост. Собственно, он завершился на прошлой неделе, но по богослужебному уставу в каком-то смысле продолжается до сегодняшнего дня; а завтра начинаются дни воспоминаний о страданиях Господа — особые, ни с чем не сравнимые дни, которые вводят нас в совершенно удивительное состояние сопереживания всему, что произошло со Спасителем нашим, пришедшим в мир, чтобы через страдания и смерть всех нас спасти.

А в сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 26:6-16) мы находим повествование, очень важное для нашей жизненной ориентации, для определения всей нашей системы ценностей. Мы встречаемся с двумя лицами: во-первых, с женщиной, которая возлила на Спасителя драгоценное миро, имевшее огромную цену. Трудно сказать, сколько бы это было в перечислении на наши деньги, но согласно некоторым толкованиям их бы хватило на проживание человека в течение целого года. И вот эта женщина, не будучи богатой, отдает все средства, которые могла бы тратить в течение года, чтобы купить драгоценное миро и помазать им Спасителя. Ясно, что это действие никак не могло улучшить ее материальное существование; это не было ценное вложение, которое вернулось бы с процентами, — это была отдача от сердца, может быть, всего того, что она имела. Вот одна личность, с которой нас сегодня знакомит Евангелие.

А вторая личность — это ученик Спасителя, один из Двенадцати, особо приближенных к Господу. Что же произошло в душе этого ученика, когда он увидел, что женщина потратила огромные деньги, чтобы купить миро и возлить на главу и тело его Учителя? Он вознегодовал и сказал, — наверное, чтобы оправдать перед Спасителем свою реакцию, — что было бы лучше продать это миро и раздать деньги нищим. Но евангелист замечает, что не о нищих пекся Иуда, а сказал так, потому что был вор и похищал деньги из общей казны святых апостолов, у которых не было своих имений и которые питались от того, что жертвовали Господу люди, — все это складывалось в общую казну, а Иуда был ее держателем.

И вот этот человек не смог выдержать того, что увидел, и сорвался, обнаружив всю свою суть. Иуда понял, что ему нечего делать ни с Учителем, ни с тем, кто рядом с Ним, потому что его внутренний мир абсолютно не соответствовал их миру. Именно после того как Иуда увидел возлияние драгоценного мира на тело Спасителя, он идет к первосвященникам и говорит: «Что вы мне дадите, чтобы я предал Его?» Известно, что ему дают тридцать сребреников.

Два человека и два мира. А разве не так происходит и в нашей жизни? И эти два мира никогда не пребывают в мире между собой, как Иуда не мог находиться в мире с апостолами и с той женщиной, которая возлила драгоценное миро на Спасителя. Эти миры всегда находятся во вражде, в открытой войне, и несет агрессию мир Иуды — мир стяжания, мир денег, мир, в котором всякое благосостояние связывается исключительно с могуществом, основанном на деньгах. Эти два мира находятся во вражде, и, наверное, так будет до конца человеческой истории. А потому сегодняшний евангельский рассказ, который обращен к нам с вами, требует и от нас ответа на вопрос: а в каком мире хотим жить мы? В мире женщины, которая отдала все Спасителю и обрела, несомненно, святость бытия и в этом мире, и в мире грядущем, — или в прагматическом, направленном на обогащение мире Иуды?

Этот вызов стоит перед всеми нами. А ведь сколько бы ни было материальных средств у человека, он может распоряжаться ими по-разному — либо в спасение, либо в погибель себе. Поэтому неслучайно сегодняшний день, который предшествует дням воспоминаний о страданиях и смерти Господа и Спасителя, посвящен этой теме — теме материальных ценностей и отношения к ним людей. А отношение людей к материальным ценностям совсем не связано с уровнем благосостояния — человек может быть состоятельным и вместе с тем добрым, от сердца помогающим другим; а человек с ограниченными средствами может никогда не делиться с другими, ссылаясь на свою материальную недостаточность. Другими словами, нам сегодня предлагаются два пути: путь, который ведет к общению с Богом и который пролегает через совершение добра ближним своим, — и путь, который направлен исключительно на собственное материальное благополучие и никогда не приведет к Богу. И мы знаем, как много людей избирают сегодня второй путь, не зная, что он ведет к погибели.

Нам дается возможность соприкоснуться с Божественной тайной, в которой содержится нечто очень важное для всей нашей жизни и для всего нашего спасения. И, приоткрывая эту тайну, мы можем видеть, что ключ к Царствию Небесному в наших руках, когда мы способны отдавать от себя другим, когда мы способны жертвовать; и он никогда не будет в наших руках, если мы живем для самих себя и создаем свое материальное благополучие преступным и греховным путем. И да поможет нам Господь укрепиться, преодолевая тяготение сребролюбия и всего того, что препятствует нам на пути ко спасению. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Versiunea: rusă, ucraineană

Toate materialele cu cuvintele-cheie

 

Altele articole

Predica Patriarhului rostită în Duminica Lăsatului sec de brânză după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită în Catedrala „Hristos Mântuitorul”

Predica Patriarhului rostită în Duminica întoarcerii fiului risipitor după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită la schitul „Sfântul Alexandru Nevski”

Predica Patriarhului rostită de sărbătoarea Întâmpinării Domnului după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită în Catedrala „Hristos Mântuitorul”

Predica Patriarhului rostită în Duminica Vameșului și a Fariseului după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită la schitul „Sfântul Alexandru Nevski”

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostită după Liturghia săvârșită la schitul „Sfântul Alexandru Nevski” la cea de-a treisprezecea aniversare a întronării Sanctității Sale

Predica Patriarhului rostită de ziua pomenirii Sfântului Cuvios Serafim de Sarov după Liturghia săvârșită la schitul „Sfântul Alexandru Nevski”

Predica Patriarhului rostită în Duminica după Nașterea Domnului după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită la schitul „Sfântul Alexandru Nevski”

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostită după Vecernia Mare săvârșiită de sărbătoarea Nașterii Domnului

Predica Patriarhului rostită de Înainte-prăznuirea Nașterii Domnului după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită în Catedrala „Hristos Mântuitorul”

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostită înaintea săvârșirii Te-Deum-ului cu prilejul anului nou