Biserica Ortodoxă Rusă

Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Patriarhia

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения
Versiune pentru tipar
5 iunie 2024 19:30

Лауреатами Патриаршей литературной премии 2024 года стали Владислав Артемов, Владислав Бахревский и Виктор Кирюшин. В интервью «Литературной газете» председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о произведениях этих авторов, которые можно порекомендовать для семейного чтения.

— Ваше Высокопреосвященство, недавно все мы узнали имена лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия: Владислав Артемов, Владислав Бахревский, Виктор Кирюшин. Патриаршая литературная премия для многих современных читателей компас в мире литературы: если писатель стал лауреатом, обязательно надо почитать его книги. Текущий год объявлен Годом семьи. Можно ли что-то из написанного лауреатами этого года порекомендовать для семейного чтения?

— С уверенностью говорю: да. Есть произведения, которые может читать вся семья даже с малышами, дошкольниками. Есть то, что можно прочитать вместе с подростками.

— С каких произведений Вы посоветуете начать знакомство с авторами?

— Спасибо за этот вопрос. Он очень правильно поставлен. Первое впечатление имеет большое значение. Чтобы возник интерес к дальнейшему чтению произведений какого-либо писателя, нужно, чтобы в самом начале какие-то строки заинтересовали, оказались близки, отозвались в уме и сердце. Образно говоря, некие мысли автора или сюжеты могут заставить задуматься, как-то задеть и даже вынудить вступить в мысленную дискуссию. Главное — они должны вызвать отклик.

Я предложил бы для первого чтения произведений лауреатов с дошкольниками и младшими школьниками стихотворения Владислава Бахревского «Я догадаться не могу», «Вы мечтали о морозе?» (оба названия по первой строчке) из книги «Тимошины чудеса: зима!» и Виктора Кирюшина «Длинный день», «Приметы», «Скворечник». Подросткам — стихотворение Владислава Артемова «Свобода».

— Во всех трех случаях стихи? Почему именно их?

— Виктор Федорович Кирюшин известен как поэт — думаю, здесь все очевидно. Владислав Владимирович Артемов, пожалуй, в равной мере поэт и прозаик. Владислава Анатольевича Бахревского знают в первую очередь как прозаика, но есть и стихи, написанные им.

Почему стихи? Основных причины две. Во-первых, в наши дни поэтам еще труднее издать свои произведения, чем прозаикам. Поэзия не может быть просто развлекательной, для чтения нужно в какой-то мере сотворчество, усилия сердца, ума, души. Не каждый к этому готов, потенциальная читательская аудитория прозаиков больше. И хочется подчеркнуть: все лауреаты Патриаршей литературной премии пишут стихи, современная поэзия получила поддержку. Пусть юные читатели знакомятся с хорошими современными стихами.

Во-вторых, именно поэзия может в нескольких строчках передать что-то важное. Знакомство со стихами — это в какой-то мере всегда соприкосновение внутренних миров автора и читателя. Прочитать стихотворение — дело нескольких минут или секунд. И если сердце на него откликнулось, хочется и еще что-то прочитать, клубочек разматывается, знакомство с произведениями писателя приобретает все новые грани.

Важный момент еще: ребенку стихотворение понравилось — он легко его запомнил. И потом оно вспоминается, и вспоминается имя автора, интерес развивается.

— Что в названных Вами стихотворениях особенно заинтересует юных читателей? Как Вы считаете?

— Процитирую строки Владислава Бахревского:

Я догадаться не могу:
Да чьи же, чьи следы в снегу?
В чью дятел дверь стучит, стучит?
Что ищут на земле лучи?
Кому так радо солнце —
С утра весь день смеется?

Основное достоинство этого стихотворения в том, что оно очень достоверно детское: ребенок мог бы так думать, говорить, спрашивать, у ребенка могло бы быть столько вопросов одновременно зимним ясным днем. Когда читаешь эти строки, настроение улучшается. Уверен, что юным читателям передается радость ясных зимних дней.

Вот еще замечательное стихотворение:

Вы мечтали о морозе?
Нынче снег как жар горит.
Вместо яблок на березе
Розовые снегири.

Над рекою пар клубится,
В нежном кружеве леса.
Прилетели к нам синицы,
И повадилась лиса.

Вот уж истинно — огневка!
Полыхнув, исчезнет ловко.
И дразнит из-за куста
Кончик рыжего хвоста.

Так видеть, воспринимать зиму могут дети. Такие строки им легко выучить, потому что они буквально сами запоминаются, без усилий. Хорей нередко становится ритмом стихотворных сказок.

Родители лучше знают своих детей. В одной семье все вместе поговорят на доступном детям уровне о премии, писателях, их таланте и все вместе почитают стихотворения. В другой — когда будут рассматривать, например, фотографии, сделанные зимой, одновременно прочитают эти стихи. В третьей — вспомнят о них, когда начнутся холода и захочется с ребенком почитать о зиме.

— Мы начали со стихотворений о зиме…

— Мои советы — не только на ближайшие дни. Мы говорим о семейном чтении вообще, а не только о чтении, например, в летние каникулы. Поэтому считаю правильным говорить о разных стихотворениях. Если же о летних, можно посоветовать стихотворение Виктора Кирюшина «Длинный день»:

Вот что было
По порядку
В самый длинный день в году:
Мы с утра пололи грядку
И барахтались в пруду.

Воду бабушке таскали
Из живого родника.
После дружно запускали
Змея аж под облака.

Починили будку Дику,
Чтобы в дождик пес не мок.
Собирали землянику.
Ели бабушкин пирог

Мы еще искали дело —
Было спать ложиться лень,
Но на улице стемнело…
До свиданья, длинный день!

Здесь хорошее знание детской психологии: это взрослые устают и сетуют, что дел слишком много, дети действительно нередко ищут для себя еще чем заняться, особенно когда спать ложиться не хочется. Поэт не утратил способность видеть все глазами ребенка. День у него сложился из чередования разных событий, впечатлений из жизни детей. Вспомните себя в детстве: настоящее лето именно такое, не правда ли? А еще это ненавязчивый совет читателям, как можно хорошо провести день: помогать взрослым, делать что-то по силам, не забывать про сезонные радости — и на все хватает времени и энергии. Об этом и взрослым бы вспомнить, особенно тем, кто считает, что детей не нужно привлекать к домашнему труду. Обязательно нужно. И труд может быть в радость, особенно если сочетать его с летними забавами.

— В стихах Виктора Кирюшина для детей есть дидактическое начало?

— Не во всех, а в некоторых. Стихотворения для детей нередко содержат советы. Это особенность стихов не только Виктора Кирюшина. У него же стихотворение остается замечательным в художественном отношении и при этом ненавязчиво подсказывает юным читателям что-то полезное. Например, стихотворение «Скворечник»:

Скворцы не умеют
Пилить и строгать.
Давайте, ребята,
Скворцам помогать!

Отмерим, отметим,
Ножовкой отрежем…
Как лесом пахнуло —
Весенним и свежим!

В добротном и новом
Скворечнике этом
Уютно скворчата
Устроятся летом.

С утра и до ночи
В нем будет веселье.
Скорее, скворец,
Отмечай новоселье!

— Новые знания можно тоже получить с помощью стихов? Или для этого все же открываем энциклопедию?

— Пусть стихи и энциклопедии дополняют друг друга. Все же, между ними не совсем правильно ставить знак равенства, но в них есть поучительное. Вот, например, стихотворение Виктора Кирюшина «Приметы»:

Если кошка
Жмется к печке,
Если лед
Трещит на речке,
Иней лег на провода —
Наступают холода.

Если рамы
Отпотели,
Улеглись в лесу метели,
Кошка дремлет
На полу —
Это к ведру
И теплу.

Это не только знания. Это и развитие наблюдательности: присмотрись к природе, присмотрись к домашней любимице кошке — и научишься сам узнавать, какая будет погода.

Безусловно, те, которые я назвал стихотворения, это только отдельные примеры. У Виктора Кирюшина гораздо их больше, и их следует читать, учить наизусть вместе с детьми, внуками, крестниками.

— Для подростков Вы рекомендовали стихотворение Владислава Артемова «Свобода».

— Приведу его полностью, оно совсем небольшое:

Сады пьяны свободою и волей,
Ворвался в них мятежный дух борьбы, —
И яблони рванули через поле,
Сломав забор и повалив столбы.

В лесу им было весело вначале,
В бору им было радостно сперва,
Но их цветы редели и мельчали,
Но их плоды горчили и дичали…
А после их срубили — на дрова.

Всего девять строк, но как много в них смысла, мудрого предостережения — для тех, кому еще не поздно остановиться и не идти по сомнительному пути. Как часто свобода оказывается псевдосвободой, иллюзией, а по факту — зависимостью от чего-то отнюдь не полезного и даже пагубного. Как часто настоящим благом для людей было как раз то, от чего им разного рода революционеры настойчиво предлагают освободиться. Вспомним призывы большевиков «разрушить все старое до основания». И почти все разрушили, и только Церковь и верующая интеллигенция ценою тысяч жизней и стойкостью новомучеников спасла нашу веру и культуру. А возьмите западопоклонников 90-х годов, что они сделали с Россией, с нашей культурой?.. Свобода от норм морали разве стали для нас благом?

Владислав Артемов пишет: «Сады пьяны свободою и волей». Именно пьяны, т. е. в том состоянии, когда все воспринимается искаженно. Не так ли и люди порой стремятся к так называемой раскрепощенности, не понимая, насколько их представления о ней ошибочны.

За садовыми деревьями ухаживают, им дают возможность расти в подходящей среде, многие годы специалисты экспериментируют, выводят новые сорта — поэтому яблоки бывают такие вкусные, такие крупные, такие разные. Человека тоже растят, воспитывают, взращивают в определенных условиях, прилагая немало сил. Условия эти предполагают и ограничения.

Как яблони в строках Владислава Артемова потянуло к ничем не ущемляемой свободе, так и люди нередко начинают считать, что они стеснены чем-то, что им надо стать более независимыми. Те и другие не задумываются, что с ними станет в новой обстановке. Сначала может показаться, что все весело и радостно. Но в лесу у яблонь редели и мельчали цветы, а люди в условиях свободы от норм морали обретают мнимое приволье, сомнительные ценности, не лучший образ жизни.

— Вы полагаете, что стихотворение наиболее актуально для подростков?

— Оно актуально и для подростков, и для их родителей. Отрочество, юность — время, когда человек нередко бунтует против многого. Авторитет родителей и учителей под большим вопросом, все, что вкладывалось семьей, школой, подвергается сомнениям или отвергается. Опыт предыдущих поколений объявляется устаревшим. Разумеется, в разных семьях, у разных подростков степень выраженности этого неодинакова. Но подобные трудные времена в какой-то мере переживают почти все. И в это время юных людей тянет что-то новое пробовать, что-то нарушать. Хочется свободы — не очень понятно, от чего именно? И при этом не осознаются возможные последствия.

Но и современные родители порой после прочтения некоторых статей, общения с советчиками всех мастей начинают предоставлять своим детям ту самую свободу — от всего подряд. Люди не задумываются, что ребенок, пусть ему и 12 лет, к свободе просто не готов. Так устроена его природа. Родители же не задумываются о том, к каким последствиям может привести излишний простор в действиях для подростка. Он еще юный и неопытный человек, а желающих воспользоваться в своих целях его свободой непорядочных людей в мире немало, и интернет заполнен такими ловцами юношей и девиц. А последствия для самих подростков могут быть страшными.

Так что стихотворение полезно и родителям, и подросткам. Можно это стихотворение просто «забыть» на столе, чтобы «совершенно случайно» попалось подростку на глаза. Оно маленькое — прочитает. Очень надеюсь, что задумается.

Я еще раз подчеркну: все три лауреата Патриаршей литературной премии — авторы многих замечательных произведений. Я сегодня говорил только о тех их стихах, с которых советую начать семейное чтение, а как оно продолжится — решать каждой семье, каждому человеку в зависимости от возраста, интересов, образования. В книге Притчей Соломоновых говорится: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:25). Современных родителей это может повергнуть в шок — разве можно так с детьми? Нет, я не призываю вернуть в школы телесные наказания. Я призываю понять широко этот библейский совет. Оглянитесь, посмотрите на историю человечества. Все, с кем были строги их родители и наставники, все стали впоследствии серьезными и основательными людьми, внесшими серьезный вклад в копилку мудрости и достижений человеческой мысли. А те, кому во всем потакали — вспомните Митрофанушку из «Недоросля» Д.И. Фонвизина. Там это комично, а в жизни часто бывает не до смеха.

Беседовала Виктория Курицина

***

Патриаршая литературная премия вручается с 2011 года. За прошедшее время ее лауреатами стали Владимир Крупин, Олеся Николаева, Юрий Лощиц, Алексей Варламов, Борис Тарасов, Юрий Кублановский, Михаил Тарковский, Николай Зиновьев, Светлана Кекова и другие авторы. Премию организует и проводит Издательской Совет Русской Православной Церкви. Церемония избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии проходит в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

Издательский Совет/Патриархия.ru

Versiunea: rusă

Toate materialele cu cuvintele-cheie