Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Епископ Павлово-Посадский Кирилл: Разработана комплексная программа возрождения Донского монастыря

Епископ Павлово-Посадский Кирилл: Разработана комплексная программа возрождения Донского монастыря
Версія для друку
15 березня 2010 р. 12:31

Интервью викария Московской епархии, наместника Донского ставропигиального мужского монастыря столицы епископа Павлово-Посадского Кирилла порталу «Благовест-инфо».

—Ваше Преоcвященство! Поздравляю Вас с архиерейской хиротонией и назначением наместником одной из самых прославленных обителей Москвы и всей Русской Церкви — Донского монастыря. Расскажите, пожалуйста, что Вам удалось сделать за два месяца в качестве наместника.

— Донской монастырь — безусловно, великая обитель, и я очень рад этому назначению. Мне как монаху очень приятно, что я буду жить в монастыре и пытаться созидать обитель — одну из старейших в России и к тому же расположенную в центре Москвы.

Последние четыре столетия Донской монастырь тесно связан с судьбами нашего Отечества — он был как бы соучастником основных событий российской истории. Хотя в советские годы монастырь был закрыт, к счастью, ни один из его храмов не был уничтожен. Самая древняя постройка — Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери, построенный в 1591-1593 гг. Самая крупная и известная — Большой собор (освящен в 1698 г.). На территории монастыря также находится храм во имя Архангела Михаила — родовая усыпальница князей Голицыных, Сретенский храм — усыпальница князей Грузинских, многие другие церкви и часовни.

Монастырь был спасен от разрушения, потому что в советское время здесь располагался Музей архитектуры им. Щусева, что позволило сохранить не только внешний вид, но и интерьеры многих храмов — в частности, замечательный иконостас Большого собора.

Одна из важнейших частей монастырского ансамбля — его некрополь, на котором захоронены многие выдающиеся деятели российской истории. Это и цвет русского дворянства: Вяземские, Голицыны, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские; и писатели, поэты, зодчие: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Петр Чаадаев, Владимир Одоевский, Осип Бове; и великий историк Василий Ключевский, и «отец русской авиации» Николай Жуковский.

Из 100 с небольшим захороненных в Москве героев Отечественной войны 1812 года на территории монастыря погребено более 80.

В последние годы в монастырь был перенесен прах ряда участников Белого движения, а также писателя Ивана Шмелева, философа Ивана Ильина. В 2008 в некрополе Донского монастыря был похоронен Александр Исаевич Солженицын.

— Благодаря своему удивительному наследию Донской монастырь имеет огромное значение не только для людей церковных, но и для всех россиян, интересующихся своей историей. Между тем, в последние годы, до Вашего назначения наместником, доступ на территорию был существенно ограничен. Насколько я знаю, сейчас ситуация в корне изменилась?

— После того, как в 1991 году Донской монастырь был возвращен Церкви, было сделано немало: частично отреставрированы многие здания, оформлены документы на землю. За два месяца, что я несу послушание наместника, я пришел к выводу, что кое-что нуждается в исправлении. Неправильным было закрывать для посетителей некрополь. Теперь сколько открыт монастырь — с 8 утра до 7-8 вечера — все желающие могут посетить и храмы, и некрополь.

— Еще в совсем недавнее время первое, что видел паломник или турист, входивший в обитель, была бронетехника времен Великой Отечественной войны, выставленная вдоль главной аллеи монастыря. Сейчас она убрана к западной стене. Чем вызвано это решение?

— Основанием для установки техники была принадлежность одного из танков к колонне им. князя Дмитрия Донского, построенной в годы войны на деньги верующих. Я не исключаю, что такой танк может находиться в монастыре, но место ему — не на центральной аллее. Присутствие бронетехники резко диссонировало со всем архитектурным ансамблем и смущало очень многих людей. Человек, входящий в монастырь, в первую очередь, настроен увидеть Божий храм, помолиться перед святынями, а военная техника, может и против воли тех, кто ее установил, разрушала этот молитвенный настрой.

И совсем другое отношение к историческим танкам и пушкам будет у посетителя, если он подойдет к ним после посещения собора, в ходе осмотра всего ансамбля.

— Существует ли комплексная программа развития Донского монастыря?

— Да, мы, действительно, разработали такую программу. Прежде всего, был создан Попечительский совет, который возглавил сам Святейший Патриарх Кирилл — священноархимандрит обители.

Главные направления работы Совета будут таковы: завершение реставрации всех храмов обители; создание просветительского центра, который будет заниматься работой с детьми и молодежью.

Практически готов к запуску интернет-сайт монастыря.

С 1 февраля функционирует паломническая служба обители — мы провели по монастырю уже более 20 групп, а также организуем поездки по святыням России и зарубежья.

В составе наших групп гости монастыря могут посетить те храмы-усыпальницы, которые нельзя посетить в индивидуальном порядке.

Попечительский совет также планирует создать в монастыре три музея: истории обители, Патриарха Тихона и новомучеников, а также музей некрополя. Экспозиция последнего из музеев расположится в нескольких башнях монастырской ограды.

Помимо этого, при монастыре будет постоянно вестись исследовательская и издательская работа. Мы планируем уделять особое внимание публикациям о святителе Тихоне, по истории монастыря.

И, конечно, немало еще предстоит сделать для устройства собственно монашеской жизни в Донской обители. На сегодняшний день братия монастыря немногочисленна — 12 человек вместе со мной.

И я постоянно молюсь святителю и исповеднику Тихону, Патриарху Всероссийскому, который жил в этом монастыре под домашним арестом в 1920-е годы и мощи которого находятся в соборном храме, о том, чтобы он благословил труды нашего нынешнего Первосвятителя — Патриарха Кирилла и всех архипастырей Русской Церкви.

— Владыка, расскажите, пожалуйста, несколько слов о Вашем прежнем служении в Церкви.

— Ранее Господь судил мне потрудиться в Нижегородской епархии. Так вышло, что, закончив учебу в духовных школах, я приехал в только что открытый Серафимо-Дивеевский монастырь. А последним местом моего служения перед архиерейской хиротонией и назначением Патриаршим викарием, была Саровская пустынь. Таким образом, преподобный Серафим и благословил мне служить на Нижегородской земле, а потом и отпустил оттуда в Москву. Кроме того, в течение 11 лет я был наместником восстанавливавшегося Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде — обители, основанной еще в XIII веке. Я также стоял у возрождения Нижегородской семинарии, был благочинным нескольких округов.

Я очень благодарен Господу за то, что начало моего служения в священном сане пришлось именно на конец 1989-х - начало 1990-х — то время, когда Русская Церковь начала возрождаться после десятилетий гонений.

Усі матеріали з ключовими словами

 

Інші iнтерв'ю

Игумения Ксения (Чернега): «Стараюсь добросовестно исполнять свои послушания»

Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии

Архімандрит Павел (Кривоногов): Якщо послух сприймати як данину від Бога — все вибудовується правильно

Свічка від свічки

«Найважче біженцям з інтелігенції». Про роботу церковного штабу допомоги біженцям у Москві

«Музика на дотик»

«З людьми Донбасу розлучатися не збираємося». Як московська церковна лікарня допомагає у Маріуполі, Луганську та Донецьку

Настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа: Забвение может привести к потере национальной идентичности

Нова історична епоха, нові виклики, нові завдання

Епископ Сергиево-Посадский Фома: «Мы помним заветы преподобного Сергия, поэтому всегда всех ждем и всем рады»