Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

К.А. Чернега: «Некоторые нормы нового законопроекта ухудшают положение религиозных организаций в имущественной сфере»

К.А. Чернега: 'Некоторые нормы нового законопроекта ухудшают положение религиозных организаций в имущественной сфере'
Версія для друку
26 лютого 2009 р. 15:40

В своем интервью порталу Патриархия.ru юрисконсульт Московской Патриархии К. А. Чернега прокомментировала законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который готовит в настоящее время Министерство экономического развития и торговли РФ.

— Ксения Александровна, скажите, пожалуйста: есть ли основания говорить о том, что законопроект готовит почву для реституции церковного имущества в России?

— Данный законопроект реституции церковного имущества не предусматривает. Реституция — это возврат собственнику незаконно изъятого имущества с выплатой компенсации в случае невозможности возврата. При этом изъятое имущество передается в собственность своего прежнего владельца.

В законопроекте, о котором мы с вами говорим, никаких подобных механизмов не заложено. Согласно законопроекту имущество религиозного назначения безвозмездно передается в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций для использования в целях, определенных учредительными документами религиозных организаций.

— В документе говорится, как правило, о передаче имущества в собственность религиозных организаций. Другая форма передачи предусматривается?

— Да, действительно, в законопроекте презюмируется передача имущества религиозного назначения в собственность. Наряду с этим оговаривается возможность передачи имущества религиозным организациям в безвозмездное пользование. Собственно, передача его в безвозмездное пользование  возможна только в двух случаях: если имущество находится в исключительной собственности государства (в частности, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, как, например, Соловки, Новодевичий монастырь в Москве) или если религиозная организация сама просит передать имущество не в собственность, а в безвозмездное пользование.

В этой связи важно отметить, что у религиозных организаций фактически не будет стимула к получению имущества религиозного назначения в собственность, поскольку законопроект не решает вопрос государственного финансирования реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения, находящихся в собственности религиозных организаций. Из государственного бюджета финансируются лишь работы, осуществляемые на тех памятниках истории и культуры, которые находятся в безвозмездном пользовании религиозных организаций. К сожалению, законопроект не содержит норм, способных изменить эту ситуацию.

— Следует ли из Ваших слов, что данный законопроект в чем-то осложняет процесс возвращения религиозным организациям их имущества?

— Да, можно сказать, что в ряде случаев нормы законопроекта действительно ухудшают положение религиозных организаций в имущественной сфере по сравнению с ныне существующим.

— Не могли бы Вы привести примеры таких норм?

— Например, блокируется безвозмездная передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, входящего в состав Музейного фонда РФ и Архивного фонда РФ. В статье 1 законопроекта говорится, что указанный порядок определяется законодательством о Музейном фонде РФ, а также законодательством об архивном деле. Однако данное законодательство не содержит норм, регулирующих порядок  (особенности) безвозмездной передачи религиозным организациям соответствующего имущества. Между тем с принятием законопроекта пункты 11-13 постановления Правительства РФ от 30.06.01 № 490, определяющие вышеуказанный порядок, утратят силу.

Затем, согласно п. 3 ст. 1 Концепции законопроекта «исчерпывающий перечень документов, необходимых для передачи имущества религиозного назначения, будет установлен Правительством Российской Федерации». Однако проект соответствующего постановления Правительства на рассмотрение не представлен. Поэтому у традиционных конфессий нет абсолютной уверенности в том, что процедура передачи имущества религиозного назначения не усложнится по сравнению с ныне существующей.

Согласно законопроекту государственное и муниципальное имущество религиозного назначения, принадлежащее религиозным организациям на праве безвозмездного пользования, подлежит безвозмездной передаче в собственность в упрощенном порядке (п. 3 ст. 5). Однако особенности данного порядка в законопроекте не определены. 

Содержащееся в ст. 2 законопроекта правовое определение имущества религиозного назначения не охватывает всю совокупность объектов, подлежащих передаче. В частности, в состав данного имущества не включены объекты, предназначенные для осуществления и обеспечения паломничества, монастырской жизнедеятельности, обучения религии. Не определены в законопроекте особенности передачи религиозным организациям имущества благотворительного назначения, а также культовых имущественных комплексов.

Таким образом, подавляющее большинство объектов недвижимости, принадлежавших религиозным организациям  в дореволюционный период и предназначенных для осуществления и обеспечения  их жизнедеятельности, остались за рамками законопроекта.

Патриархия.ru

Версія: російська

Усі матеріали з ключовими словами

 

Інші документи

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії до проєкту закону «Про здійснення ідентифікації та (або) аутентифікації фізичних осіб із використанням біометричних персональних даних»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий

Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії щодо прийняття наказу Мін'юсту Росії від 04.07.2022 № 110 "Про затвердження Правил внутрішнього розпорядку слідчих ізоляторів кримінально-виконавчої системи..."

Спростилося оформлення права власності на будинки причту. Як зміни у федеральному законодавстві позначаться на релігійних організаціях Росії

Коментар юрисконсульта Навчального комітету щодо «Закону про наукову аспірантуру»

Комментарий Правового управления Московской Патриархии относительно статуса бывшего Константинопольского подворья в Москве

Роз'яснення Правового управління щодо підписаних Президентом РФ 2 липня 2021 року трьох Федеральних законів, спрямованих на регулювання діяльності релігійних організацій

Поправки до Закону про передачу майна: розширено перелік об'єктів, що передаються

Коментар Правового управління Московської Патріархії з приводу змін до закону «Про протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, і фінансуванню тероризму» в частині уточнення вимог щодо релігійних організацій