Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

«Позиція Мін'юсту РФ суперечлива». До питань контролю за діяльністю релігійних організацій

Версія для друку
7 квітня 2011 р. 14:30

Из епархий Русской Церкви поступают вопросы, связанные с отчетностью православных религиозных организаций перед органами юстиции и проведением данными органами проверок их деятельности. Юридическая служба Московской Патриархии предлагает ряд рекомендаций. Статья руководителя Юридической службы Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги) опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 4, апрель 2011).

Правовые основания отчетности религиозных организаций перед органами юстиции

Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Порядок осуществления такого контроля определен ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой:

«3. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3.1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом». (Ст. 32 в приведенной редакции действует с 01.08.2009 года.)

Таким образом, религиозные организации освобождаются от обязанности предоставлять в органы юстиции документы, содержащие сведения о деятельности религиозных организаций Русской Православной Церкви, при одновременном соблюдении следующих условий:

— в число  их учредителей не должны входить иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;

— в течение года они не должны иметь поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;

— поступления имущества и денежных средств таких религиозных организаций в течение года должны составлять  до трех миллионов рублей.

Форма отчетности

Документы отчетности сдаются не позднее 15 апреля каждого года по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». С Минюстом России согласованы Рекомендации по заполнению данной формы, разосланные Управлением делами Московской Патриархии в епархии.

Последствия непредоставления документов отчетности

За однократное непредоставление документов отчетности установлен административный штраф в размере: в отношении должностных лиц — от 300 до 500 рублей; в отношении юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях). Штраф может быть взыскан только в судебном порядке. Неоднократное (два и более раз) непредоставление документов отчетности может повлечь ликвидацию религиозной организации в судебном порядке по заявлению органа юстиции (п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Проверки деятельности религиозных организаций

В силу п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» орган юстиции вправе проводить в отношении некоммерческой, в том числе религиозной, организации проверки соответствия ее деятельности (в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества) целям, предусмотренным ее учредительными документами. Проверки проводятся с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и в порядке, установленном уполномоченным органом. Такой порядок определен приказом Минюста России от 31.03.2009 № 90.

Плановые проверки деятельности религиозных организаций должны проводиться не чаще одного раза в три года (п. 2 ст. 9 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

В соответствии с пп. 1, 2 п. 5 ст. 32 закона «О некоммерческих организациях» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 170-ФЗ) орган юстиции при осуществлении контроля (в том числе проверок деятельности) религиозной организации не вправе запрашивать и получать у религиозной организации документы, содержащие информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, поскольку данные документы могут быть получены органом юстиции у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций. Требование органов юстиции предоставлять в ходе проверок документы, содержащие информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, неправомерно.

Позиция Минюста России, к сожалению, противоречива. Так, в письме от 06.12.2010 № 15-27515 директора департамента по делам некоммерческих организаций В.А. Титова отмечается неправомерность требований территориальных органов Минюста о предоставлении религиозными организациями налоговых деклараций и бухгалтерской финансовой отчетности. С другой стороны, согласно письму департамента от 21.10.2010 № 15-21268, в ходе проведения проверок деятельности религиозных организаций органы юстиции «вправе запросить у религиозной организации первичные финансовые документы, такие как: кассовые книги, годовые финансовые планы (сметы доходов и расходов), материалы по учету и контролю за пожертвованиями, а также отчеты об исполнении финансовых планов, документы о получении и направлении религиозной организацией в проверяемый период пожертвований и иных средств целевого использования, акты проверок ревизионных комиссий». Оба письма не являются нормативными правовыми актами и не обязательны для применения (постановление правительства России от 13.08.1997 № 1009).

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Версія: російська

Усі матеріали з ключовими словами

 

Інші документи

Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії до проєкту закону «Про здійснення ідентифікації та (або) аутентифікації фізичних осіб із використанням біометричних персональних даних»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий

Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії щодо прийняття наказу Мін'юсту Росії від 04.07.2022 № 110 "Про затвердження Правил внутрішнього розпорядку слідчих ізоляторів кримінально-виконавчої системи..."

Спростилося оформлення права власності на будинки причту. Як зміни у федеральному законодавстві позначаться на релігійних організаціях Росії

Коментар юрисконсульта Навчального комітету щодо «Закону про наукову аспірантуру»

Комментарий Правового управления Московской Патриархии относительно статуса бывшего Константинопольского подворья в Москве

Роз'яснення Правового управління щодо підписаних Президентом РФ 2 липня 2021 року трьох Федеральних законів, спрямованих на регулювання діяльності релігійних організацій

Поправки до Закону про передачу майна: розширено перелік об'єктів, що передаються

Коментар Правового управління Московської Патріархії з приводу змін до закону «Про протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, і фінансуванню тероризму» в частині уточнення вимог щодо релігійних організацій

Коментар Правового управління Московської Патріархії у зв'язку з підписанням Президентом РФ Федерального закону № 477-ФЗ «Про внесення змін до Трудового кодексу РФ в частині встановлення особливостей регулювання праці осіб, що працюють у роботодавців, які є некомерційними організаціями»