Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Про звільнення релігійних організацій від обов'язкової атестації робочих місць

Версія для друку
4 січня 2019 р. 15:17

Материал подготовлен Правовым управлением Московской Патриархии.

Принят Федеральный закон от 27.12.2018 № 553-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Согласно данному закону в часть 3 статьи 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесено дополнение, согласно которому «специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями или религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с действующим законодательством».

Напомню, что согласно разъяснению Министерства труда и социального развития России № 15-1/10/В-9106 от 29.12.2014 г. «из норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не вытекает требование неотложно проводить специальную оценку условий труда сотрудников религиозных организаций». Действительно, согласно п. 6 ст. 27 указанного Федерального закона в отношении большинства рабочих мест специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

Однако, данное разъяснение не решило имеющуюся проблему. В ряде субъектов Российской Федерации трудовые инспекции пытались привлечь религиозные общины к административной ответственности в виде штрафов в размере 80 тыс. руб. за уклонение от проведения аттестации рабочих мест, в том числе клириков и религиозного персонала.

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций и уважает их внутренние установления. Поэтому должности священнослужителей и религиозного персонала отсутствуют в едином квалификационном справочнике должностей рабочих и служащих. В свою очередь, разработка и контроль за соблюдением требований к условиям служения клириков либо условиям труда работников религиозных общин, в том числе их религиозного персонала, составляет прерогативу религиозных организаций.

Очевидно, что храмы и алтари не являются «рабочим местом», а представляют собой место молитвы и служения. Стандартизировать условия труда в культовых зданиях, например, требования к их освещенности, невозможно ввиду различия конфессиональных подходов, которые в православных храмах могут быть одни, а в мечетях или синагогах-другие.

Кроме того, большинство храмов построены в дореволюционный период и изменить условия их освещенности проблематично, в том числе ввиду определенных требований к их архитектурному облику и внутреннему убранству, установленных законодательством об охране объектов культурного наследия.

Согласно соответствующему приказу Минтруда России от 24.01.14 № 33-н в ходе аттестации рабочих мест должны быть выявлены вредные и опасные производственные факторы, такие как наличие радиоактивного излучения, наркотических средств, электромагнитных полей, вредных микроорганизмов. Возникает вопрос о том, насколько оправдан поиск вредных производственных факторов в храмах и прихрамовых зданиях? Могут ли специализированные организации, осуществляющие аттестацию рабочих мест, иметь допуск, к примеру, в алтари для поиска вредных микроогранизмов или для проверки уровня радиоактивного излучения?

Поэтому из-под требований об аттестации выведены не только места служения клириков и религиозного персонала, но также и рабочие места всех работников религиозных организаций, включая уборщиц, сторожей, бухгалтеров, инженеров и т.д.

Таким образом, оценка условий труда в религиозных организациях не может регулироваться государственным законодательством и осуществляться сторонними организациями.

Закон вступает в силу с 08.01.2019.

Патриархия.ru

Версія: російська

Усі матеріали з ключовими словами

 

Інші документи

Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії до проєкту закону «Про здійснення ідентифікації та (або) аутентифікації фізичних осіб із використанням біометричних персональних даних»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий

Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії щодо прийняття наказу Мін'юсту Росії від 04.07.2022 № 110 "Про затвердження Правил внутрішнього розпорядку слідчих ізоляторів кримінально-виконавчої системи..."

Спростилося оформлення права власності на будинки причту. Як зміни у федеральному законодавстві позначаться на релігійних організаціях Росії

Чи потрібно на священнослужителів надавати інформацію про трудову діяльність (форма СЗВ-ТД)? Коментує Правове управління Московської Патріархії

Коментар юрисконсульта Навчального комітету щодо «Закону про наукову аспірантуру»

Комментарий Правового управления Московской Патриархии относительно статуса бывшего Константинопольского подворья в Москве

Роз'яснення Правового управління щодо підписаних Президентом РФ 2 липня 2021 року трьох Федеральних законів, спрямованих на регулювання діяльності релігійних організацій