Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Коментар юрисконсульта Навчального комітету щодо «Закону про наукову аспірантуру»

Версія для друку
15 грудня 2021 р. 18:22

На сайте Учебного комитета Русской Православной Церкви опубликован комментарий юрисконсульта Учебного комитета кандидата юридических наук Н.С. Семеновой относительно «Закона о научной аспирантуре».

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так называемый «Закон о научной аспирантуре») были приняты важные изменения, которые свидетельствует о том, что аспирантура, как можно думать, возвращается на прежнее место, которое она занимала до принятия Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ об образовании). Так, основной целью аспирантуры снова стала подготовка аспирантом диссертации.

Прежде всего, следует отметить, что Закон о научной аспирантуре внес изменения в порядок государственного контроля за программами подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, а именно вместо федеральных государственных образовательных стандартов к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре теперь устанавливаются федеральные государственные требования (ФГТ).

Таким образом, реализация программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре будет реализовываться не в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а согласно федеральным государственным требованиям.

ФГТ были утверждены Приказом Министерства науки и высшего образования «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся» от 20.10.2021 № 951 (Приказ № 951).

Однако необходимо обратить внимание, что при принятии Закона о научной аспирантуре не учли особый статус духовных учебных заведений. Как известно, в ст. 87 ФЗ об образовании и в ст. 19 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ФЗ о свободе совести) предусматривается возможность реализации духовными образовательными организациями образовательных программ высшего образования только в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, и ничего не сказано о федеральных государственных требованиях.

Иными словами, данные положения не привели в соответствие с новым порядком, то есть не внесли поправки в ст. 87 ФЗ об образовании и ст. 19 ФЗ о свободе совести, которые должны были бы установить возможность реализации образовательных программ духовными образовательными организациями не только в соответствии с ФГОС, но и с ФГТ.

Очевидно, что данный вопрос является техническим упущением, а не принципиальной позицией государства в отношении духовных образовательных организаций, поскольку обычно требования ФГОС более серьезные, чем ФГТ.

Однако, учитывая, что Рособрнадзор при выдаче лицензий на образовательную деятельность, как правило, формально подходит к вопросу о возможности реализации тех или иных программ духовными образовательными организациями, возникает опасность, что духовным образовательных организациям будет отказано в праве реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, поскольку в ст. 87 ФЗ об образовании в РФ и в ст. 19 ФЗ о свободе совести не указана возможность реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями.

На сайте Государственной Думы можно увидеть внесенный от группы депутатов проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 9734-8, который, на наш взгляд, содержит необходимые поправки (п. 2 ст. 2).

Однако есть еще одна проблема, связанная с реализацией программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре духовных учебных заведений.

Как известно, в духовных учебных заведениях традиционно блок профильных богословских дисциплин преподается преимущественно преподавателями, имеющими только богословские степени и звания. В Приказе № 951 они не учтены. Очевидно, что для системы духовного образования очень важно сохранить возможность их учета наряду с ВАКовскими учеными степенями и званиями. Представляется, что это также техническая недоработка, которая требует приведение Приказа № 951 в соответствие с ФЗ об образовании, в котором указано, что «при государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания» (п. 4 ст. 92).

Аналогичная ситуация с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении аккредитационных показателей ‎по образовательным программам высшего образования» от 25 ноября 2021 года № 1094, в котором опять-таки не предусмотрен учет богословских степеней и званий при прохождении государственной аккредитации и аккредитационного мониторинга духовных учебных (в п. 3 раздела 1 и п. 5 раздела 2).

В проекте Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности» (Положение) богословские степени и звания на данный момент уже учтены. Однако в нем содержится иная недоработка.

В п. 46 и 47 не указали «духовные образовательные организации». Это может оказаться серьезной проблемой для правоприменения, поскольку в ФЗ об образовании, в частности, с п. 11 ст. 87, духовные образовательные организации имеют самостоятельный правовой статус и не относятся к частным образовательным организациям, созданным религиозными организациями. А в данных пунктах Положения указаны только частные образовательные организации, учредителем которых является религиозная организация.

В заключение хочется выразить надежду на то, что все технические недоработки нормативно-правовых актов будут исправлены и приведены в соответствие между собой, а духовные образовательные организации смогут реализовывать программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре наравне со светскими вузами.

Единственная неразрешенная проблема в данной области связана с невозможностью научного руководства докторской и/или кандидатской диссертацией по Теологии научным руководителем, обладающим только богословской ученой степенью. Особое значение данная проблема приобретает в связи с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.2021 № 3136-р «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Святым Престолом о взаимном признании высшего образования, квалификаций и ученых степеней».

Учебный комитет/Патриархия.ru

Версія: російська

Матеріали за темою

Виступ Святішого Патріарха Кирила на зустрічі з переможцями та призерами І і ІІ Загальноросійських олімпіад з богослов'я [Патріарх : Привітання та звернення]

Святіший Патріарх Кирил зустрівся з переможцями та призерами І і ІІ Загальноросійських олімпіад з богослов'я

Зустріч Святішого Патріарха Кирила з переможцями та призерами І і ІІ Загальноросійських олімпіад з богослов'я

Митрополит Тверський і Кашинський Амвросій: Богослов'я має бути актуальним, воно має відображати сьогоднішній день [Iнтерв'ю]

У Москві відбулося засідання Опікунської ради з відродження Саровської та Дівеєвської обителей

Вітання Святішого Патріарха Кирила учасникам заходу, присвяченого 100-річчю заснування державного органу управління в галузі фізичної культури та спорту [Патріарх : Привітання та звернення]

Президент Росії В.В. Путін і Святіший Патріарх Кирил виступили на пленарному засіданні XXV Всесвітнього руського народного собору

Доповідь Святішого Патріарха Кирила на пленарному засіданні XXV Всесвітнього руського народного собору [Патріарх : Привітання та звернення]

Святіший Патріарх Кирил зустрівся з переможцями та призерами І і ІІ Загальноросійських олімпіад з богослов'я

Зустріч Святішого Патріарха Кирила з переможцями та призерами І і ІІ Загальноросійських олімпіад з богослов'я

Синодальний комітет із взаємодії з козацтвом і Навчальний комітет провели вебінар, присвячений викладанню історії та культури козацтва у духовних школах

У столиці Татарстану відбувся концерт, присвячений 300-річчю Казанської духовної семінарії

Усі матеріали з ключовими словами

 

Інші документи

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії до проєкту закону «Про здійснення ідентифікації та (або) аутентифікації фізичних осіб із використанням біометричних персональних даних»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий

Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії щодо прийняття наказу Мін'юсту Росії від 04.07.2022 № 110 "Про затвердження Правил внутрішнього розпорядку слідчих ізоляторів кримінально-виконавчої системи..."

Спростилося оформлення права власності на будинки причту. Як зміни у федеральному законодавстві позначаться на релігійних організаціях Росії

Коментар юрисконсульта Навчального комітету щодо «Закону про наукову аспірантуру»

Комментарий Правового управления Московской Патриархии относительно статуса бывшего Константинопольского подворья в Москве

Роз'яснення Правового управління щодо підписаних Президентом РФ 2 липня 2021 року трьох Федеральних законів, спрямованих на регулювання діяльності релігійних організацій

Поправки до Закону про передачу майна: розширено перелік об'єктів, що передаються

Коментар Правового управління Московської Патріархії з приводу змін до закону «Про протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, і фінансуванню тероризму» в частині уточнення вимог щодо релігійних організацій