Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Донська ікона Божої Матері. Як створювався унікальний список

Донська ікона Божої Матері. Як створювався унікальний список
Версія для друку
25 квітня 2023 р. 11:28

В Ростовской епархии завершается подготовка к прославлению для местного почитания точного списка Донской иконы Божией Матери, созданного восемь лет назад по Патриаршему благословению под патронатом Государственной Третьяковской галереи и Министерства культуры РФ. В результате кропотливой научной и творческой работы иконописцам удалось создать не только высокохудожественную точную копию, но и образ удивительной красоты. Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» (№ 4, 2023PDF-версия).

В соответствии с современными правилами копирования икон размеры списка должны отличаться от оригинальных. В данном случае различие заключается в 5 мм ширины доски. В остальном вновь написанная икона — точная копия первообраза. Мастерам Данилова ставропигиального монастыря удалось не только полностью повторить сложнейшую иконографию, но и вплотную приблизиться к первозданному колористическому решению, а также за счет имитации технических приемов (характера наложения санкиря, подрумянки, точного расположения белильных штрихов на подбородке и гребне носа, веерообразных бликов, расположенных вокруг глаз Богоматери и Младенца) достичь той поразительной светоносности, которой обладает древняя святыня. Новая икона в точности отражает все следы исторических изменений в облике оригинала — потертости золота, следы гвоздевых отверстий, вставки, кракелюр по поверхности. Своими воспоминаниями о процессе создания списка с «Журналом Московской Патриархии» поделился председатель архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиерей Валерий Волощук.

— Отец Валерий, как родился замысел создания точной копии Донской иконы Божией Матери?

— Эта идея принадлежит главе Донской митрополии митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию и проистекает из исторической необходимости восстановить почитание Божией Матери в образе Ее Донском как покровительницы нашего края. В столице Донская икона как защитница Москвы очень почитается, а на Дону отдельного празднования в честь святого образа не было. А ведь, по преданию, именно отсюда, с берегов великой реки, икона была принесена князю Дмитрию Ивановичу. Но в какой день следовало установить на казачьей земле чествование иконы Богородицы? Общецерковное празднование в честь Донской иконы приходится на 1 сентября. Но, как известно, ежегодно к этому дню древний оригинал в специальной капсуле переносится из Третьяковской галереи в московский Донской монастырь, и многие верующие, в том числе и наши атаманы и казаки, в этот день хотят участвовать в богослужении, которое в день престольного праздника обители возглавляет Святейший Патриарх. Поэтому по благословению митрополита Меркурия решено было начинать торжества в честь Донской иконы Божией Матери в Москве, а в первое воскресенье после этого празднования продолжать их на Дону. По благословению правящего архиерея теперь каждый год в этот день со списком чтимого образа совершается крестный ход «по водам» — по реке Дон из Ростова в Донской мужской монастырь станицы Старочеркасской, где совершается Божественная литургия под открытым небом и проходит фестиваль казачьей культуры. Это празднование в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы за последние несколько лет стало масштабным событием, собирающим десятки тысяч паломников. В торжествах принимают участие и губернатор Ростовской области, и Преосвященные владыки из многих епархий Русской Православной Церкви, в том числе из соседних с Ростовской — тех, что входили в историческую область Войска Донского. То число людей, что ежегодно собирает праздник в Старочеркасской, свидетельствует об особой любви жителей нашего края к Донскому образу Божией Матери. И когда была уже положена традиция праздника, правящий архиерей высказал идею о принесении на некоторое время чудотворного образа на Дон. Но после глубокого ее обсуждения стало очевидно, что этот вариант не подходит: с одной стороны, транспортировка древнего оригинала из Третьяковской галереи для поклонения в Ростов — технически почти невыполнимая задача, а с другой — кратковременное пребывание чудотворного образа не утешит верующих, поскольку такая святыня нужна нам постоянно. Так возникла идея создания точной копии иконы для нашего края.

— Как создавалась икона?

— Весь проект вели мастера Данилова монастыря. Они полностью повторили использовавшиеся при написании первообраза пигменты вплоть до их географического происхождения. Например, чепец Богородицы небесного цвета написан афганским лазуритом. По договоренности с Третьяковской галереей и по мере необходимости специалисты несколько раз приходили в зал древнерусской иконописи, чтобы оценить точность совпадения выполненной работы с подлинником.

— Расскажите, пожалуйста, как воссоздавался оклад, оригинал которого утрачен.

— Впервые он потерялся во время Оте­чественной войны 1812 года. Позже был найден и обновлен, но после революции исчез окончательно. Информацию собирали буквально по крупицам. К сожалению, точные параметры первоисточника в свое время описаны не были. Но мы нашли черно-белый снимок иконы в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля и цветную зарисовку образа с ризой. Позолоченный серебряный оклад создали также в московском Даниловом монастыре. Как и на оригинале, по его периметру расположены миниатюрные дробницы с изображением двунадесятых праздников. В декоре по тщательно продуманной схеме использованы дорожки с фианитами и натуральный речной жемчуг. Сотрудники музея говорят, что более точного списка с Донской иконы никогда не создавалось, и называют ее настоящим шедевром.

Беседовала Евгения Фоминова

***

Донская икона Божией Матери относится к иконографическому изводу «Умиление». По преданию, икона была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Димитрию Иоанновичу перед Куликовской битвой в 1380 г. Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. В память о помощи Царицы Небесной в этой битве, произошедшей между реками Доном и Непрядвой, икона была названа Донскою, как и сам предводитель русского воинства князь Димитрий. Празднуя победу и благодаря Заступницу усердную рода христианского, великий князь торжественно принес с собой в Москву эту святую икону. Искусствоведы считают ее автором Феофана Грека либо одного из мастеров его круга. Перед Донской иконой 3 июля 1552 г., в начале Казанского похода, молился Иван Грозный. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля. Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 г., когда войско хана конными налетами прощупывало в разных местах московскую оборону, москвичи стойко отражали все атаки и прошли крестным ходом с иконой вокруг городских стен, после чего ее поместили в полковой церкви. На следующий день, 19 августа, русские вой­ска одержали победу. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с образа) и установлено празднование в честь иконы, а древний оригинал Донской иконы продолжал оставаться в Благовещенском соборе Кремля. В 1598 г. Донской иконой Патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 г. икону взял с собой в крымский поход князь Василий Голицын. В 1919 г. икону передали в Государственный исторический музей, с 1930 г. она находится в собрании Третьяковской галереи. Оклад Донской иконы не сохранился. В 1812 г. солдаты Наполеона выломали из него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза, сохранились лишь отдельные детали украшений, в том числе наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Версія: російська

Матеріали за темою

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в храме святителя Николая в Толмачах [Патріарх : Проповіді]

Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России [Стаття]

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре [Патріарх : Проповіді]

Урочистості у день свята обрітення Феодорівської ікони Божої Матері відбулися в Костромі

Я опять ищу лик Христа. К 175-летию со дня рождения художника Виктора Михайловича Васнецова [Стаття]

Патриаршее поздравление по случаю 80-летия начала регулярного издания «Журнала Московской Патриархии» [Патріарх : Привітання та звернення]

Со Христом. Как создать общину на приходе [Стаття]

Митрополит Ставропольський Кирил взяв участь у IV Всеросійському зльоті козацької молоді

Співчуття Святішого Патріарха Кирила у зв'язку із загибеллю людей внаслідок терактів у мечетях Пакистану [Патріарх : Послання]

Патріарший екзарх усієї Білорусі взяв участь у засіданні Консультативної міжконфесійної ради при Уповноваженому в справах релігій і національностей Республіки Білорусь

Відбулася зустріч голови Синодального відділу із благодійності з представниками фонду «Захисники Вітчизни»