Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре
Версія для друку
1 вересня 2023 р. 15:57

1 сентября 2023 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дважды в истории события, связанные с Донской иконой Божией Матери, определили саму судьбу нашего Отечества. 1380 год, Куликовская битва, когда решался вопрос: либо продолжится многовековое рабство, изнуряющее наш народ, либо враг надломится, и откроется возможность к полному освобождению Родины. Можно себе представить, с каким чувством шли на Куликово поле наши воины. Перед ними была непобедимая орда с огромным военным опытом, и ясно было, что человеческими усилиями эту мощь не одолеть. Но воины наши преклонили колена перед святым образом Богоматери, который мы сегодня прославляем. Они просили споспешествования в битве, что, несомненно, приклонило, через молитву Пречистой Богородицы, Божественную силу к народу нашему, к воинству нашему, и враг был если не повержен, то настолько ослаблен, что его смертельная хватка уже не душила народ, не останавливала его развитие, не бросала вызов его духовной жизни.

Ну и второе событие — 1591 год. Крымский хан Гирей, с большим воинством, с опытом ведения войны, прошел от Крыма до Москвы, не будучи ни остановлен, ни побежден, и остановился на Воробьевых горах, совсем недалеко от места, где мы с вами сейчас находимся. Конечно, сознавали москвичи, что силы неравные, и не было надежды ни на дружину, ни на полководцев. И потому с особой силой москвичи стали молиться перед этим образом и просили Царицу Небесную спасти город Москву, избавить от нашествия иноплеменников, которое привело бы к полному уничтожению города и истреблению его жителей. После этого Москва никогда бы не стала Первопрестольным градом, на ее месте было бы пепелище. Действительно, речь шла об исторической судьбе и столицы, и царства Русского, да и всего народа нашего.

Но знаем, что опять произошло труднообъяснимое с человеческой точки зрения событие. Для нас, людей верующих, несомненно, что тому причиной была молитва перед чудотворным образом, горячая молитва москвичей — и иерархов, и священников, и монахов, и огромного количества народа, которые только на Богоматерь возлагали надежду. Что же случилось? По совершенно непонятным причинам хан Гирей не вступил в Москву, а покинул близлежащие к ней пределы. Для историков, которые в Бога не верят, существуют какие-то объяснения, может быть, достаточно логичные. Но если представить себе психологию хана, завоевателя, который стоит на пороге богатого города? Он столько прошел, чтобы дойти до Москвы, и вот она победа, совсем рядом! Он видит этот город с Воробьевых гор — но останавливается. И убедительно только одно объяснение — сила Божия, молитва москвичей перед Донской иконой, милость Богоматери, Которая простерла над градом Москвой и над землей Русской Свой Покров и спасла столицу и Отечество.

Знаем, что нечто подобное происходило и в годы Великой Отечественной войны, когда по молитвам Пречистой Богоматери враг не вступил в тогдашний Ленинград. Огромная военная машина; откормленные, хорошо обученные войска у Пулковских высот, рядом с Петербургом, где сейчас совсем неподалеку аэропорт. С Пулковских высот Петербург, тогдашний Ленинград, виден как на ладошке; буквально несколько километров — и город взят. Но знаем, как молились жители града Петрова, как просили они у Господа помощи, как призывали Пресвятую Богородицу пред Ее Петербургским Казанским образом, что сейчас пребывает в кафедральном соборе на Невском проспекте, а в то время находился в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне. Молились и просили спасти город, и верим, что произошло чудо — спасение Ленинграда. Чудо, потому что не было иных сил удержать мощный натиск врага, но ведь это произошло, и город был спасен.

Вот примеры, когда Господь вторгается в нашу историю по молитвам верующих людей. Ведь если люди не молятся, люди не верят, то и Бог не вторгается в нашу жизнь. А что такое молитва? Молитва — это в первую очередь просьба Господу ограничить нашу свободу. Потому что, действуя на основании своего разумения, мы можем допустить ошибки, мы можем пойти по неправильному пути. И когда мы молимся, мы просим Господа: «Господи, ты нас создал свободными, но не хватит нам сил, опираясь на эту нашу свободу, решить проблему, которая сейчас перед нами. Ты войди в нашу жизнь, Ты помоги!» И по нашим молитвам, но особенно по молитвам Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Покровительницы земли нашей, и совершаются многие чудеса и в нашей личной жизни, и в жизни государства.

Конечно, существуют люди, которые ни во что не верят, но это их путь — очень странный, с точки зрения здравого смысла. Как можно верить в то, что все произошло само собой, из песчинки? Я об этом уже не раз говорил. Прилетела на Землю, которая была совершенно бесплодна, какая-то бактерия из космоса, и за 14 миллиардов лет возникла цветущая планета, населенная разумными существами. Вдумайтесь! Да хоть 24 миллиарда, хоть 100 миллиардов лет — камень никогда не превратится в человеческую жизнь, а он превратился. Поэтому присутствие Бога в мире очевидно, особенно нам, русским людям, — через проникновение в смысл нашей национальной истории, через рассмотрение тех событий, в которых, несомненно, явлены Божия сила и Божия премудрость. Прославляя чудеса, которые источаются от святых икон, мы благодарим Господа за то, что молитвы людей, которые перед этими иконами просили Господа о чуде, были услышаны. А если бы не было молитв, то не было бы и чудес. Поэтому избавление Отечества нашего, в том числе на Куликовом поле или во времена хана Гирея в 1591 году здесь, в Москве, — это, несомненно, Божий ответ по молитвам Пресвятой Богородицы, к Которой наши предки с верой и надеждой обращали свои молитвы.

А какой вывод мы должны сделать? Если история так ясно и ярко свидетельствует о Божием присутствии в нашей жизни, в жизни Отечества нашего, то насколько же непоколебимой должна быть наша вера! Никакие лжеаргументы, чаще всего лишенные логики, никакое общественное мнение со ссылкой на якобы научные достижения — ничто не должно поколебать нашей веры. И если будет так, если народ наш сохранит веру, если будет в молитвах своих призывать Господа и Его Пречистую Матерь, то, несомненно, нас ждут новые чудеса в ответ на веру и молитву. А в этих чудесах мы сегодня очень нуждаемся, ибо многие, как говорит слово молитвы, ополчишася на Русь Святую, желая ее опустошения и разорения.

Молитвами всех святых, в земле Русской просиявших, предстательством Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной да хранит Господь землю нашу, страну нашу, Президента нашего, главу государства, правителей наших, Церковь нашу, исповедницу и мученицу, дабы совместными нашими духовными усилиями укреплялось наше Отечество и процветала наша Церковь, несущая слово спасения и силу Божественной благодати нашему народу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версія: російська

Матеріали за темою

Патриаршее поздравление наместнику Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря архимандриту Феофилакту (Безукладникову) с 60-летием со дня рождения [Патріарх : Привітання та звернення]

У Москві відбулося засідання Опікунської ради з відродження Саровської та Дівеєвської обителей

У Стрітенському монастирі м. Москви відбулися чергові збори за участі єпархіальних відповідальних за монастирі

До Росії прибули представники індійського чернецтва

Глава Казахстанського митрополичого округу представив пастві Уральської єпархії нового архієрея - єпископа Уральського і Атирауського Віанора

У Зачатівському ставропігійному монастирі відбулося святкування річниці перенесення образу Богоматері «Милостива» до обителі

Патріарша проповідь у Неділю 24-у по П'ятидесятниці після Літургії в Храмі Христа Спасителя [Патріарх : Проповіді]

У Неділю 24-у після П'ятидесятниці Святіший Патріарх Кирил звершив Літургію в Храмі Христа Спасителя в Москві

Архієпископ П'ятигорський Феофілакт очолив престольні урочистості в храмі апостола Филипа в Шарджі

Представник Руської Церкви взяв участь у престольному святі Патріаршого собору благовірного князя Олександра Невського в Софії

Патриаршая проповедь после Литургии в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве [Патріарх : Проповіді]

Голова Синодального відділу з монастирів і чернецтва очолив престольні урочистості Хрестовоздвиженського Єрусалимського монастиря

Усі матеріали з ключовими словами

 

Інші статті

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патріарше слово після подячного молебню в Олександро-Невському скиті поблизу Передєлкіна

Патріарша проповідь у Неділю 24-у по П'ятидесятниці після Літургії в Храмі Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патріарша проповідь у Неділю 21-у по П'ятидесятниці після Літургії у Воскресенському храмі на Смоленському кладовищі Санкт-Петербурга

Патріарша проповідь у Неділю 20-у по П'ятидесятниці після Літургії в Покровському Хотьковому ставропігійному монастирі

Патріарше слово у день пам'яті святителів Московських після Літургії в Храмі Христа Спасителя

Патриаршая проповедь после Литургии в Троицком храме в подмосковной Коломне